Программа курса "Культурные столицы Европы и России" (5–11-е классы)

Разделы: История и обществознание


Пояснительная записка

В этом году изменились условия конкурса “Золотое руно”. Был привычный семейный формат, когда учащиеся выполняли задания дома, использую максимум возможностей, привлекая родителей и членов семьи, педагогов и других специалистов, различные источники знаний, от печатных изданий до Интернет-ресурсов. Тесно сотрудничали с социумом, развивая свои компетентности.

Данная форма давала неплохие результаты:

  1. 2006 г. – Диплом I степени по России (99,05%)
  2. 2008 г. – 27 место в регионе
  3. Довольно высокий процент участия – показатель интереса детей к предмету и конкурсу.

В этом году конкурсные задания будут выполняться в классе в учебное время. Чтобы помочь ребятам подготовиться к конкурсу была составлена программа занятий, рассчитанная на детей разного возраста, разного уровня мышления и интеллекта, разномотивированных. В этом ее необычность и новизна. Ее можно использовать при изучении определенных тем на уроках истории, обществознания, литературы, музыки, изобразительного искусства, МХК. На сегодняшний день эта программа актуальна, ей нет аналогов.

Основная идея программы - подготовить учащихся к участию в конкурсе по истории “Золотое руно”, повысить мотивацию к получению знаний, к изучению учебных предметов, к самостоятельной познавательной деятельности.

Одной из актуальных проблем современной школы является проблема развития мышления учащихся через различные формы самостоятельной работы. Для ученика важно быть успешным, поэтому способность перерабатывать получаемую информацию играет большую роль в его развитии, становлении интеллектуальной личности. Любое творчество предполагает наличие у личности своих суждений, мнений, собственной точки зрения, убеждений. Но все это формируется постепенно, пошагово. Не надо забывать, что степень самостоятельности может быть разной в зависимости от характера заданий, источников знаний, приемом работы, личного опыта ученика, его эрудиции, мыслительных способностей, способов взаимодействия с учителем и т.д.

Значительную роль в осуществлении программы играют формы организации самостоятельной познавательной деятельности, описанные Г.А.Русских, В.В.Котовым, В.К.Дьяченко, методы и средства обучения, предложенные И.Я.Лернер, М.Н.Скаткиным, способы общения с ребятами в разновозрастных и разноуровневых группах, учитывая их психологические, физиологические, возрастные особенности, отмеченные Н.Е.Щурковой и Д.Б.Элькониным.

Спецкурс имеет свои особенности:

  1. Обучает детей самостоятельно добывать знания, обрабатывать и представлять их, обучает различным способам работы, прежде всего коллективным и групповым (обучающий аспект);
  2. Развивает у детей компетентности:
  3. - учебную (предметную);
    - коммуникативную;
    - информационную;
    - культурологическую;
    - валеологическую (развивающий аспект);

  4. Учащиеся получают дополнительные знания, которые можно использовать на других уроках (познавательный аспект);
  5. Курс разновозрастный: он объединяет учащихся 5-11-х классов. Это главная особенность.

Цели программы.

Для школы:

  1. Поддержать интерес к конкурсу, несмотря на то, что он стал сложнее.
  2. Не снизить процент участия школьников.
  3. Показать достойные результаты.

Из-за изменения условий конкурса возможно процент участников сократится, так как анализ школьных программ по предметам показал, что заявленная тема на уроках не изучается, кроме Афин, Рима, Москвы, Киева, Новгорода Великого, Санкт-Петербурга.

Для учащихся:

  1. Помочь учащимся подготовиться к конкурсу “Золотое руно”, расширить кругозор.
  2. Развивать у учащихся образное мышление, художественные и творческие способности. Помочь дальнейшему развитию умений анализировать, оценивать, сравнивать, высказывать свое суждение, работать над презентациями, с ИКТ.
  3. Воспитывать эстетический вкус, идеалы нравственности, вызвать интерес и потребность к самообразованию.

Для автора:

  1. Опробовать методику организации занятия в разновозрастной группе с использованием коллективных способ обучения.
  2. Получить достойные результаты.

Задачи.

  1. Помочь учащимся получить дополнительные знания.
  2. Формирование умений самостоятельной познавательной деятельности, отбора материала.
  3. Формирование умений различных форм организаций самостоятельной работы: фронтальной, индивидуальной, парной, групповой, коллективной.
  4. Формирование умений работать с презентациями.

Спецкурс рассчитан на 16 часов: один раз в неделю по 2 часа и индивидуальные дополнительные консультации.

Формы организации самостоятельной, познавательной деятельности учащихся, методы и средства обучения использованы по методике Г.А.Русских, В.В.Котова, В.К.Дьяченко, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткина.

Использовались различные формы занятий:

- диагностика;
- лекция;
- практическое занятие;
- индивидуальная работа;
- работа в парах;
- групповые способы обучения;
- коллективные способы обучения.

Учебный план

№ занятия, кол-во часов

Тема

Содержание

№1-2 часа Введение 1.Cведения о курсе, его цели, задачи, формы и способы работы, где можно использовать знания.

2.Тематика городов, их распределение

3.Диагностика знаний – вводные результаты.

№2-2 часа Архитектурный облик городов 1.Историческая справка и общий вид города

2.Архитектура с момента возникновения до сегодняшних дней:

-наиболее известные сооружения и их назначение
-архитектурные стили
-известные архитекторы.

№3-2 часа Практическое занятие по архитектурному облику городов Алгоритм:

1.Просмотр и отбор информации

2.Консультации

3.Подбор иллюстраций и текста к ним

4.Оформление слайдов (с анимацией)

5.Обмен информации друг с другом (в парах, в группах)

6.Консультации старших ребят

7.Дополнения в слайды

№4-2 часа Знаменитые музеи Европы и России 1.Известные музеи культурных столиц Европы и России (прежде всего Парижа, Санкт-Петербурга, Москвы, Берлина, Дрездена, Лондона, Флоренции, Вены, Женевы)

2.Музейные экспонаты:

-Произведения живописи, скульптуры, их авторы

3.Связь выдающихся имен художников, скульпторов, путешественников, ученых и т.д. с городом

№5-2 часа Практическое занятие по поиску музеев, галерей, художников, скульпторов, их произведений. Поиск памятников выдающимся людям и событиям. 1.Работа по алгоритму

2.Технология открытого класса и педконсультирования

№6-2 часа Развитие музыки, литературы, театра и науки 1.Кто из выдающихся музыкантов, писателей, поэтов, драматургов, режиссеров, актеров, ученых, мыслителей:

-родился в конкретном городе
-жил и творил в нем
-делал научные открытия

2.Каковы их известные произведения, постановки, спектакли, роли, мысли, труды, открытия

№7-2 часа Практическое занятие по поиску информации в области музыки, литературы, театра и науки 1.Работа по алгоритму

2.Обобщение материала

3.Подготовка презентации

№8-2 часа Обобщение материала по городам 1.Защита презентаций по городам

2.Формирование базы данных для каждого участника конкурса

3.Формирование базы данных для школы

Работа идет по нескольким направлениям:

  1. Историческая справка и общий вид города.
  2. Архитектура с момента зарождения города до сегодняшних дней:
    • Известные сооружения, их назначения
    • Архитекторы
    • Архитектурные стили
  3. Музеи:
    • Живопись, художники, их известные картины
    • Скульптура, скульпторы, их произведения
    • Памятники, кому и чему посвящены
    • Связь известных имен с определенным городом
  1. Музыкальное направление:
    • Кто из выдающихся музыкантов родился, жил, творил в определенном городе
    • Их известные музыкальные произведения
  1. Литература:
    • Писатели, поэты, их произведения
    • Постановки по их произведениям и т.д.
  1. Театральное искусство:
    • Выдающиеся режиссеры, драматурги, актеры
    • Известные постановки
  1. Наука:
    • С именами каких ученых и их достижениями связан город
    • Какие открытия, опыты связаны с городом.

Работа ведется по следующим городам:

  1. Общие: Санкт-Петербург, Париж, Лондон, Берлин
  2. 5-6кл.: Рим, Мадрид, Стамбул, Афины, Москва, Великий Новгород, Казань, Киев
  3. 7-8кл.: Флоренция, Барселона, Дрезден, Амстердам, Прага, Вена, Варшава. Будапешт
  4. 9-11кл.: Венеция, Севилья, Лиссабон, Антверпен, Женева, Брюссель, Краков, Страсбург
  5. Дети разных возрастов работают над одинаковыми проблемами, консультируют друг друга, помогают, сотрудничают. Условия творческой деятельности для всех учащихся одинаковые (литература в библиотеках, Интернет, помощь учителя информатики и учителя-консультанта и т.п.).

При разновозрастной и разноуровневой группе ГСО и КСО лучше, так как информация может быть различной, а ИКТ позволяют объединить все сведения и создать совместный продукт в виде презентации. В конечном итоге каждый получает базу данных на компакт-диске.

КСО в сочетании с технологией открытого класса и педконсультирования оказываются наиболее эффективными. Дети работают не в аудиториях, а разных местах, так как им даны задания. Например, найти сведения по исторической справке, архитектуре города и оформить в слайд к следующему занятию. Ребята самостоятельно выполняют эту работу: кто-то совместно в парах, кто-то в парах разделяет работу, кто-то индивидуально, кто-то в группе и т.д. В ходе работы у них возникают вопросы, проблемы, которые они пытаются решить сами. Но здесь обязательно используется педконсультирование.

Приложение