Интегрированный урок в 5-м классе "Картинки с выставки"

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО


Цель:

  • Обобщить знания по теме жанры в музыке и ИЗО;
  • Научить детей нетрадиционным методам изобразительного искусства;
  • Познакомить учащихся с произведениями великих художников и композиторов.
  • Воспитывать аккуратность, умение выслушивать мнение друг друга.
  • Прививать любовь к малой родине.
  • Отразить тему урока в коллективной работе по группам.

Оборудование:

  • мультимедийная установка
  • диски с видео- и аудиозаписями;
  • таблички с жанрами в ИЗО и музыке;
  • картины художников;
  • обои, гуашь, кисти, активированный уголь, пластилин, пластиковая плитка,
  • национальные музыкальные инструменты, национальные костюмы.

Презентация

Ход урока

(Дети стоят у входа в класс).

- УЧ. Ребята, я назвала наш урок «Картинки с выставки. Сегодня мы попробуем нетрадиционным (т. е. необычным способом) рассказать о жанрах в музыке и изобразительном искусстве. Работать мы будем в группах. Каждая группа получит задание, выполнит его и защитит. На прошлом уроке мы провели подготовительную работу, а сегодня ее закончим. Работать надо быстро, аккуратно, прислушиваться и уважать мнение друг друга, а к концу урока оформить выставку.

Сейчас в нашей мастерской зазвучит музыка, как только мелодия закончится, вы сядете на то место, около которого оказались. Итак, в путь!

(Звучит пьеса «Прогулка» М. П. Мусоргского. Дети произвольно проходят в класс и рассматривают его. Музыка заканчивается, и ученики рассаживаются на места.)

УЧ. Ребята, вы узнали музыку, под которую заходили в нашу мастерскую?

Д. Это «Прогулка» М. П. Мусоргского.

УЧ. А как вы думаете, почему именно это произведение я взяла для прогулки по нашей мастерской?

Д. Потому что эта мелодия сопровождает переход от одной картины в цикле «Картинки с выставки» к другой, так же как мы будем переходить от одного жанра к другому.

УЧ. А что такое цикл?

Д. Ряд коротких пьес, объединенных в одно произведение.

УЧ. Для какого инструмента написано это произведение.

Д. Для фортепиано.

(Показывает в составе симфонического оркестра на стенде этот инструмент).

УЧ. Ребята, а к какому жанру в музыке относится произведение «Картинки с выставки?»

Д. К жанру инструментальной музыки.

(Ученик крепит табличку с жанром на доске под заголовком «Жанры в музыке», другой ученик показывает портрет композитора на стенде и крепит к нему флажок.)

УЧ. Какие еще вы знаете жанры в музыке.

(Дети крепят на доске жанры вокальный и театрально-сценический.)

УЧ. А теперь рассмотрим, что лежит у вас на столах и начнем работать.

(В классе звучит легкая музыка. Дети рассматривают набор материала на столах и определяются с композицией).

(Учитель подходит к гостям в классе и дает им задание.)

На вашем столе тоже есть набор материала для работы. И вам я тоже приготовила задание. Вы должны, как и учащиеся, определить жанр, который я вам предлагаю, выполнить его в виде аппликации, но обратите внимания, что вам надо написать свое мнение об уроке. Урок понравился, потому что… (в солнышке), урок не понравился, потому что… (в тучку), я остался равнодушен к этому уроку, потому что… (в цветочек).

УЧ. (Подходит к первой группе детей.) Ребята, теперь настала ваша очередь рассказать о том, какие события отображаются на вашей панораме. В каком жанре вы работаете?

Д. Батальный жанр.

УЧ. С какими жанрами он тесно переплетен?

Д. Пейзаж, скульптура.

УЧ. Какие виды ИЗО используете в своей работе?

Д. Графика, скульптура, бумагопластика, живопись.

УЧ. Из набора картин отберите картины батального жанра и разместите их в нашей картинной галерее.

(Один ученик из группы работает с картинами и крепит их под жанром «батальный».)

(На видео проходят кадры военных событий, начинает звучать 7 симфония Д. Шостаковича).

УЧ. В первые годы войны, когда положение становилось все хуже и хуже, Дмитрий Шостакович (учитель дает флажок ученику, который прикрепляет его к портрету композитора) сочиняет симфонию, которая расскажет всем слушателям о несокрушимости и стойкости ленинградцев и всех людей нашей страны, о стремлении победить врагов.

Исполнение 7 симфонии в блокадном Ленинграде стало символом мужества и грядущей победы. Люди слушали симфонию стоя, а у некоторых на глазах выступили слезы. Мы слышим 1 часть симфонии, это тема нашествия врагов на Родину. Но когда кажется, что уже нет сил и враг победит, возникает тема сопротивления. Она сталкивается с темой нашествия и побеждает ее.

УЧ. Ребята, а к какому жанру относится симфония?

Д. Инструментальному (Ученик крепит табличку к жанрам в музыке.)

УЧ. А что такое симфония?

Д. Сложное произведение для симфонического оркестра из 4 частей.

УЧ. А что такое оркестр?

Д. Большой коллектив музыкантов, играющих одно произведение на разных музыкальных инструментах.

УЧ. Какие группы инструментов вы знаете?

Д. (Ребенок подходит к стенду). Струнные, медные-духовые, деревянные – духовые, ударные.

УЧ. Как вы думаете, какие инструменты преобладают в 7 симфонии?

Д. Струнные и ударные.

УЧ. Какой фрагмент военных событий вы отображаете в своей панораме?

Д. Военные события на Кубани.

УЧ. Какой праздник мы отмечали 12 февраля?

Д. День освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков.

УЧ. Ребята, а вы знаете стихи о Кубани?

(Ученик читает стихотворение, называет автора).

УЧ. Композитор Георгий Пономаренко (учитель показывает портрет композитора) написал очень много песен о Кубани. В г. Краснодаре, в честь этого композитора открыт дом – музей, в котором жил музыкант и поставлен ему памятник. Вспомните, ребята, какую песню этого композитора мы учили?

Д. Кубань – судьбы моя.

(На мультимедийке идут фрагменты природы Кубани. Дети поют песню «Кубань – судьба моя».)

УЧ. Ребята, к какому жанру относится песня?

Д. Вокальному. (Ученик крепит табличку около вокального жанра).

УЧ. О чем бывают песни?

Д. Обо всем, что окружает человека и о нем самом.

УЧ. Какие вы знаете песни?

Д. Лирические, обрядовые, трудовые, плясовые.

УЧ. Каждый год, 23 февраля мы отмечаем праздник «День защитника Отечества». В этот день все люди славят тех, благодаря кому у нас над головой мирное небо, а мальчишки с завистью смотрят на дедов и отцов и мечтают быстрее стать военными, участвовать в парадах. Давайте, исполним песню «Марш кадетов» композитора Шмакова и на несколько минут превратимся в защитников Родины.

(Музыкальная композиция «Марш кадетов» 6 мальчиков маршируют, делая перестроения. Девочки машут им рукой.)

(Звучит «Прогулка»).

УЧ. Мы переходим к следующему жанру в изобразительном искусстве. (Музыка прекращается.) Ребята, в каком жанре работаете вы?

Д. Бытовой.

УЧ. Что это такое?

Д. Изображение бытовых сцен

УЧ. С какими жанрами он переплетается?

Д. С натюрмортом

УЧ. Какие виды изобразительного искусства использовали

Д. Лепка из теста, живопись.

УЧ. Определите картины художников бытового жанра и поместите их на выставку.

УЧ.. Расскажите о том, что вы изображаете?

Д. Обязательным атрибутом адыгейского дома был очаг, где готовилась еда, устраивались моления, совершались различные обряды, церемонии. Это символ продолжения рода и жизни. Дом, где не было очага, называли бесследно исчезнувший. Очаг всегда держали в чистоте.

Неотъемлемым атрибутом жилья был треногий стол «ана» - символ гостеприимства, обилия пищи и благополучия в семье.

Как старый кедр, он мудр и щедр.
Как солнце, кругл. Он гостю – друг.
Есть хлеб и соль! – Садись за стол.
Он, как родник – людей роднит.

У адыгов сильно было развито садоводство, поэтому круглый год на столе у адыгейской семьи присутствовали свежие фрукты.

УЧ. Как называется жанр, изображающий овощи, фрукты и другие неживые предметы.

Д. Это натюрморт.

УЧ. Поместите на нашей картинной галерее картины художников, которые изображают натюрморт.

Адыгейский народ славится не только своим трудолюбием и гостеприимством, но и фольклором. Девочки, участницы кружка «Зори Кавказа» приготовили нам танец.

УЧ. Ребята, а вы знаете, как называются ваши национальные инструменты.

Д. ______________

УЧ. На какие инструменты из оркестра русских народных инструментов они похожи?

Д. На гармошку и трещотки.

(Звучит пьеса «Прогулка»).

УЧ. Ребята из этой группы тоже готовы рассказать о своем жанре.

Д. (Читают стих.)

Если видишь на картине, нарисована река
Живописные долины и дремучие леса,
Белокурые березы или старый крепкий дуб, или вьюга, или ливень,
Или солнечный денек. Нарисованным быть может или север или юг.
И любое время года мы в картине разглядим
Не задумываясь, скажем – называется – пейзажем.

УЧ. Какой вид изобразительного искусства прослеживается в вашей работе?

Д. Аппликация.

УЧ. Отберите картины художников, работающих в этом жанре.

УЧ. Ребята, сейчас зазвучит песня, А вы под эту песню соберете свою композицию на доске.

(Дети исполняют песню «Радуга» и крепят свою композицию на доске.)

УЧ. Скажите, а какой жанр еще может переплетаться с пейзажем. Давайте посмотрим видеофильм, вспомним название произведения и назовем автора.

Д. Сен-санс «Карнавал животных, Лебедь».

У. А что это вы смотрели?

Д. Балет.

У. А исполняла роль лебедя знаменитая балерина Анна Павлова. Скажите, ребята, а что такое балет?

(Учитель крепит лебедей к картине детей на озеро).

УЧ. Как называется жанр в ИЗО, когда на картине изображены животные??

Д. Анималистический.

УЧ. Отберите картины художников, работающих в этом жанре.

УЧ. А в какой опере действия происходят в подводном царстве и кто композитор этой оперы.

Д. Опера «Садко». Римский–Корсаков.

(Сейчас мы посмотрим фрагмент из оперы «Садко» на видео. Ребенок крепит флажок к портрету композитора).

УЧ. Ребята, а что такое опера?

Д. Представление, где все поют, в театре оперой зовут.

УЧ. А к какому жанру относится опера? (Ребенок крепит табличку со словом «опера к театрально-сценическому жанру»).

УЧ. Ребята, а как называют жанр в ИЗО на морскую тему.

Д. Марина, а художника - маринистом.

УЧ. Ребята, у меня на столе остались таблички, я вам их раздам, а вы развесьте их по местам. И теперь наступило время убрать свое рабочее место еще раз пройтись по нашей выставке и посмотреть работы друг друга.

(Звучит «Прогулка», дети рассматривают работы).

УЧ. Ребята, я предлагаю в честь приближающего праздника «Дня защитника Отечества», в честь нашего урока и в честь наших гостей устроить салют и исполнить песню.

(Дети поют песню «Сегодня салют», срезают шары и разбрасывают их по классу, имитируя салют).

Урок наш подходит к концу, вы все замечательно справились с заданием. Я оцениваю вашу работу на отлично, всем за урок ставлю оценку «5», а вы на память о нашем уроке возьмете 2 шара красных оттенков, если урок вам понравился, желтые шары, если вам понравилось больше петь, зеленые – если больше нравится рисовать, а если урок не понравился совсем, у вас испортилось настроение, тогда синие шары. Своим настроением поделитесь с нашими гостями, подарив им один из ваших шаров.

Урок наш окончен. До свидания.