Внеклассное мероприятие по литературе

Разделы: Внеклассная работа


Цель игры: развитие интереса к творчеству А.Блока и В.Маяковского.

Оформление: портреты поэтов, музыкальное сопровождение.

Описаниие игры. Игра состоит из нескольких конкурсов. Участвуют две команды. Домашнее задание - написать эссе на тему: "Был ли счастлив ты в жизни своей?", предварительно изучив жизнь и творчество А.Блока, В.Маяковского, и выучить наизусть стихотворение Блока (1 команда) и Маяковского (2 команда).

ХОД ИГРЫ

ЗАДАНИЕ № 1

Прослушайте литературную композицию "Моя революция "и ответьте на вопросы:

-Одинаково ли встретили революцию Блок и Маяковский?

-Согласны ли вы с их оценкой революции?

"Моя революция"

Чтец № 1 читает отрывок из поэмы Блока "Возмездие "от слов ":20 век:" до слов ":невиданные мятежи".

Чтец № 2: Где глаз людей обрывается куцый,

Главой голодных орд,

В терновом венце революции

Грядёт 16 год.

Чтец № 1: Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте революцию.

Чтец № 2:

Не трусость вопит под шинелью серой,
Не крики тех, кому есть нечего,
Это народа огромное громовое:
-Верую
Величию сердца человечьего!-
Это над взбитой битвами пылью,
Над всеми, кто грызся, в любви изверясь,
Днесь
Небывалой сбывается былью
Социалистов великая ересь!

Чтец № 1:

Придите к нам! От ужасов войны
Придите в мирные объятья!
Пока не поздно - старый меч в ножны,
Товарищи! Мы снова - братья!

Чтец № 2:

Принимать или не принимать? Такого вопроса не было. Моя революция. Пошёл в Смольный. Работал. Всё, что приходилось.

Чтец № 1 читает отрывок из поэмы Блока "Возмездие": начало пролога до слов ":мир прекрасен".

 ЗАДАНИЕ № 2 "Кто быстрей?"

(необходимо для ответа поднять фотографию поэта, о котором спрашивается в вопросе)

-Кого называли товарищ Константин?

-Кому приход ился родственником писатель Данилевский?

-Блок или Маяковский подписал манифест "Пощёчина общественному вкусу"?

-Мать Мария:В миру её звали Кузьмина-Караваева. С кем из поэтов её связывала дружба?

-Кто на вопрос анкеты "Где я хотел бы жить?" ответил: "В Шахмотово"?

-Кто увлекался французской борьбой?

ЗАДАНИЕ № 3

Прослушав литературную композицию "Новая Россия", скажите: какой описывали новую жизнь Блок и Маяковский .

"Новая Россия"

Чтец № 4:

Гуляет ветер, порхает снег.
Идут 12 человек.
Винтовок чёрные ремни,
Кругом - огни, огни, огни.
В зубах - цигарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз.

Чтец № 3:

Я земной шар
Чуть не весь обошел,-
И жизнь хороша, и жить хорошо.
А в нашей буче, боевой, кипучей, -
И того лучше.

Чтец №4:

Эх! Эх! Позабавиться не грех!
Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи.
Отмыкайте погреба - гуляет нынче голытьба.

Чтец № 3:

Республика наша строится, дыбится.
Другим странам по сто.
История - пастью гроба.
А моя страна - подросток,-
Твори, выдумывай, пробуй!
Радость прёт:
Жизнь прекрасна и удивительна.

Чтец № 4:

Россия - Сфинкс. Ликуя и скорбя,
И обливаясь чёрной кровью,
Она глядит, глядит в тебя
И с ненавистью, и с любовью.

ЗАДАНИЕ № 4

(каждая команда должна ответить на 3 вопроса о жизни и творчестве А.Блока).

-Как Блок был связан с учёным Д.Менделеевым?

-Кто был первым исполнителем поэмы "Двенадцать"?

- В какой из партий состоял поэт?

-С каким литературным течением связано имя Блока?

-О ком из родственников поэта Достоевский сказал: " Похож на Байрона"?

-"Блоку - верьте это настоящий - волею божьей поэт и человек бесстрашной искренности". Кому принадлежит это высказывание?

ЗАДАНИЕ №5 "Домашнее задание"

Команды должны представить эссе на тему: "Был ли счастлив ты в жизни своей?"

ЗАДАНИЕ № 6

(команды должны ответить на 3 вопроса о жизни и творчестве В.Маяковского).

-Поэма "Облако в штанах" - это 4 крика "долой". Назовите эти крики.

-Назовите одноимённые произведения Л.Толстого и В.Маяковского.

-С каким литературным течением связано имя Маяковского?

-Кому посвятил всё своё творчество поэт?

-Почему Маяковский не смог дочитать роман Л.Толстого "Анна Каренина"?

-Кто написал книгу "Маяковский - сам"?

ЗАДАНИЕ №7 "Назовите автора строк"

-Дай хоть
Последней нежностью выстелить.
Твой уходящий шаг.
-Мир опять цветами оброс,
У мира весенний вид.
И вновь встаёт непременный вопрос -
О женщинах и о любви.
-Когда вы стоите на моём пути,
Такая живая, такая красивая:
- Я
Помню длительные муки:
Ночь догорала за окном;
Её заломленные руки
Чуть брезжили в луче дневном.
-Она пришла с мороза , раскрасневшаяся, и наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовнёй.
-Когда все расселятся в раю и аду,
Земля итогами подведена будет -
Помните:
В 1916 году
Из Петрограда исчезли красивые люди.
-Золотым опалённый огнём,
Я забыл о пути каменистом,
О товарище бедном своём.

ЗАДАНИЕ № 8 "Визитная карточка поэта"

(необходимо наизусть выразительно прочитать стихотворение Блока (1 команда) и Маяковского (2 команда), которые являются их, по мнению команд, визитной карточкой и обосновать свой выбор).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ, НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.

ПРИМЕЧАНИЯ

Все цитаты даны по книге "Блок А., Маяковский В., Есенин С. Избранные сочинения/ Редкол.: Г.Беленький и др.; - М.: Худож. Лит.,1991".

ЛИТЕРАТУРА:

  1. БекетоваМ.А. Воспоминания об Александре Блоке. - М., 1991.
  2. Михайлов А. Маяковский. - М., 1988.
  3. ОрловВл. Гамаюн: Жизнь Александра Блока: В 2-кн. - М., 1997.П
  4. Пастернак Б. Охранная грамота: Люди и положения (по любому изданию).
  5. Якобсон Р. О поколении, растратившем своих поэтов // Вопросы литературы. - 1990. - № 11,12.