Урок-повторение в 6-м классе по теме "Имя существительное"

Разделы: Русский язык


ЦЕЛИ:

  • обобщить знания учащихся о значении, морфологических признаках, синтаксической роли существительного;
  • закрепить правописание изученных орфограмм;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • продолжить работу по развитию устной монологической речи учащихся;
  • совершенствовать навыки написания связного текста;
  • развивать логическое мышление, умение обобщать и анализировать языковые явления.

1. Работа с текстом.

Цели:

  • совершенствовать навыки анализа текста;
  • закрепление знаний учащихся о значении морфологических признаках имени существительного, умения определять роль имени существительного в предложении.

2. Закрепление правописания орфограмм.

Цель: закрепление навыков правописания и графического обозначения изученной орфограммы.

3. Работа по развитию речи.

Цели:

  • выработка умения написать текст на заданную тему;
  • продолжить формировать умение анализировать речевую работу.

Оформление доски.

Число.
Классная работа.
Тема: (вписывается позже)

Эпиграф:

Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия.
К. Паустовский.

1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
Даны словосочетания из 2 задания, с которыми будет работать один человек из каждой группы у доски (задания на рабочих листах)

Таблица «Имя существительное» - заполняется по ходу ответов учащихся.

  1. Общее значение части речи.
  2. Постоянные признаки.
  3. Непостоянные признаки.
  4. Синтаксическая роль.

Предварительное домашнее задание:

  1. Подготовить связный ответ об имени существительном как о самостоятельной части речи.
  2. Вспомнить морфологический разбор имени существительного.
  3. Повторить орфограммы (см. форзац учебника):
    - №8 (правописание Ь в именах существительных)
    - №14, №18 (О - Е после шипящих в окончаниях и корнях)
    - №15 (И-Ы после Ц)
    - №17 (падежные окончания и существительные на - ИЙ, - ИЕ, - ИЯ)

ХОД УРОКА:

1. Слово учителя.

Сегодня мы с вами пойдем в гости к одной жительнице страны «Морфология».

Кто живет в этой стране?

- самостоятельные и служебные части речи.

Переведем на научный язык: Морфология – это…(раздел науки о языке, изучающий самостоятельные и служебные части речи).

А жительницу этой страны вы хорошо знаете. Мы с вами говорили о ней несколько уроков, и сегодня – заключительный урок, на котором мы будем вспоминать ее и говорить об ее особенностях.

Догадались ли вы, о какой части речи я говорю?

- Правильно, это имя существительное.

Запись темы на доске и в тетрадях: «Имя существительное».

Эта часть речи всем известна. И тем не менее, давайте вспомним, как она выглядит. Составим ее портрет.

2. Работа в группах (у каждой группы свое задание)

Приложение 1 (задание 1).

Взгляните на свои рабочие листы. Перед вами текст. Прочитаем его.

-чтение текста-

Вопросы классу:

- Какова тема текста? (о России, ее красоте)

- Какова основная мысль данного текста? (без любви к России не увидишь ее красоты)

А теперь у каждой группы свое задание. Выполните его.

После выполнения задания от каждой группы выступает представитель.

При ответах на доске появляется таблица «Имя существительное» (заполняет учитель).

Вывод 1: Это «портрет» имени существительного. Мы его вспомнили.

3. Итак, это самая частотная в употреблении часть речи.

Зачем нам так необходимо ее узнавать? Почему это важно?

- нам нужно правильно ее писать.

А грамотность связана с орфографией. Вспомните, какие основные орфограммы связаны с этой частью речи? (учащиеся говорят об орфограммах, которые повторяли дома: падежные окончания существительных и слова на – ий, - ие, - ия; - ь на конце после шипящих; о-е после шипящих в окончаниях и корне; и-ы после ц).

4. Посмотрите на второе задание.

Приложение 1 (задание 2). Вам нужно определить, какой орфограммой связаны словосочетания, графически ее обозначить.

Один из учеников группы работает у доски, остальные – в тетрадях (затем несколько тетрадей проверяется учителем на оценку)

- общая проверка –

Вы узнали орфограмму. Что еще необходимо знать для грамотного написания слов? О каком разделе языка нужно помнить?

- о словообразовании.

Вывод 2: важно знать, где, в какой морфеме находится данная орфограмма, чтобы избежать неправильного написания слова.

С какими морфемами связаны ваши орфограммы?

- 1 и 2 группы – орфограммы в окончаниях существительных;
- 3 и 4 группы – орфограммы в корне и окончаниях существительных.

5. Немного отдохнем! Физминутка.

(Рисование «ленивых восьмерок» глазами)

6. Продолжим работу. Осталось последнее задание.

Приложение 1 (задание 3).

Посмотрите на словосочетания из второго задания и подумайте, какой темой они объединены?

- 1 группа – «Отдых летом»;
- 2 группа – «Учение»;
- 3 группа – «Цирк»;
- 4 группа – «Природа».

Используя данные словосочетания, составьте текст (5-6 предложений) на заданную тему. Это будет вашим подарком имени существительному.

Индивидуальная работа.

Чтение текстов, составленных учениками. Анализ работ (использование разнообразных синтаксических конструкций, художественно-изобразительных средств и т.п.). Оценивание работ.

Какова же роль имени существительного в тексте?

Вывод 3: воздействует на наши чувства: заставляет нас смеяться, грустить, наслаждаться природой.

Послушайте, как А. Фет с помощью этой части речи передает красоту природы: чтение первого четверостишия стихотворения «Шепот, робкое дыханье, трели соловья…»

- чтение эпиграфа урока –

7. Итоги.

Для чего мы сегодня говорили об имени существительном?

- чтобы вспомнить орфограммы этой части речи, повторить их и узнать о роли существительных в тексте.

Все эти знания помогут вам при изучении нового материала.

8. Домашнее задание:

  1. подготовить рассказ об имени существительном по плану на доске (учеб. §36)
  2. выполнить упр. 198, морфологический разбор существительного
    на тропинке – I в.;
    инеем – II в.;
    с ветки – III в.