Урок литературы в 10-м классе "Особенности русского национального характера в рассказе И.С .Тургенева «Певцы»

Разделы: Литература


Цели урока:

  1. Выявить особенности русского национального характера (на примере героев рассказа «Певцы»).
  2. Заставить думать, сопоставлять, волноваться, сопереживать, почувствовать, что все герои «Записок охотника», – и крестьяне, и помещики – это русский народ.

Задачи:

  • организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала;
  • учить сопоставлять, анализировать характеры героев, видеть мотивы их поступков;
  • помочь учащимся раскрыть глубину поэтического мастерства писателя, своеобразие, колорит эпохи и ее влияние на человеческие судьбы;
  • проанализировать, насколько изменился и изменился ли русский характер в современном мире;
  • закрепление навыков анализа текста;
  • продолжить работу по развитию речи учащихся.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

(Рабочий лист к уроку - вопрос 1. Приложение 1)

На прошлом уроке мы с вами начали изучать цикл рассказов И. С. Тургенева «Записки охотника». Презентация.(слайд 1)

Вопрос классу: Что такое цикл? Почему же это не сборник рассказов, а цикл? (слайд 2)

  • Цикл – группа произведений, сознательно объединенных автором по жанровому, тематическому, идейному принципу или общности персонажей.
  • Образ рассказчика объединяет все 25 рассказов, в которых мы сталкиваемся с историями жизни крестьян и помещиков, мужчин и женщин, пожилых и молодых, с жизнью природы, приключениями охотников (тематическое единство); большинство рассказов посвящено жизни крестьян и решительно опровергается т. зр. о них как о людях неполноценных, глупых, неряшливых, ленивых (идейное единство); сама композиция рассказов свидетельствует об их жанровом единстве: небольшая предыстория, сопровождаемая пейзажем, знакомство с новым героем (его портрет, история жизни, беседа с ним), неожиданная концовка (никаких выводов, никакой морали)

3. Слово учителя. Беседа с классом.

Продолжаем с вами знакомство с «Записками охотника» И.С. Тургенева. (слайд 3)

Дома вы прочитали рассказ «Певцы».

Вопрос классу: Как вы думаете, что сегодня будет в центре нашего внимания на уроке? О чем мы будем с вами говорить?

  • о героях рассказа, об их талантливости, уме, поэтичности, непохожести, необычности, умении чувствовать…

А это все и есть составляющие характера человека, и мы, вслед за И. С. Тургеневым, понаблюдаем за героями, постараемся выявить особенности характера русского человека (тема урока). (слайд 4)

4. Анализ рассказа «Певцы». Работа с текстом.

  1. На сколько частей (с т.зр. композиции) можно разделить рассказ?
    • на 3 части. (слайд 5)
  2. Какие?
    • 1 ч. – описание Колотовки и Притынного кабачка, его посетителей и хозяев.
    • 2 ч. – состязание певцов.
    • 3 ч. – картина всеобщего пьянства.

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ.

Начнем с самого начала. Прочитаем описание села.

При описании села Тургенев прибегает к географической точности. Зачем?

  • чтобы придать событиям жизненную правдивость.

На какой детали при описании села автор акцентирует наше внимание?

  • «страшный овраг» – «бездна посреди жизни»
  • кабак – «путеводная звезда», место греховное, а действие, которое будет там происходить – состязание певцов – воспарение духа.

В основе сюжета, по свидетельству автора, лежит реальный факт. Рассказ певцы «густо населен». Тургенев рисует целую галерею «оригинальных личностей».

Ж. Санд: «Я была под обаянием обширной галереи портретов с натуры, которую Вы опубликовали…Какая мастерская кисть! Их как будто действительно видишь, слышишь, знаешь – всех этих крестьян с севера, – еще крепостных в ту эпоху…». (слайд 6)

  1. Что же это за люди? Перечислим их, найдем их портрет в тексте (Рабочий лист к уроку. Приложение 1):
    • кабатчик с женой (Николай Иванович);
    • торговец (Моргач);
    • мелкий помещик – однодворец (Дикий – Барин);
    • дворовый (Оболдуй);
    • забитый мужичонка в изорванной свитке;
    • Яков-Турок;
    • рядчик.
  2. Зачем автор дает нам портреты героев?
    • портрет является средством раскрытия психологии героев.

Но не только портрет является средством раскрытия характеров героев. Он вступает во взаимодействие с сюжетом, в результате этого проявляется индивидуальные особенности героев и социальная обобщенность их.

Каждый из героев характеризуется в рассказе дважды: кроме описания внешности раскрываются внутренние качества героя.

Тургенев делает довольно пространные экскурсы в прошлое своих героев и намечает весь их жизненный путь.

  1. Зачем это нужно автору?
    • это дает возможность не только показать индивидуальные особенности характера того или иного героя, но и проследить в какой-то мере процесс его формирования.

Например, фигура Моргача зримо встает перед читателем именно в результате знакомства с его жизнью.

  1. Какова его жизнь?
    «Человек, себе на уме…который знает людей и умеет ими пользоваться», Моргач прошел нелегкий жизненный путь. Бывший дворовый, служивший некогда кучером у старой барыни, он бежал с господской тройкой лошадей, но, испытав за год все «бедствия бродячей жизни», вернулся снова к барыне, в течение нескольких лет «примерным поведением» искупил свою вину, вошел к ней в доверие и стал приказчиком, а после смерти барыни оказался неизвестно каким образом «на воле», приписался к мещанам, занялся торговлей и разбогател. Такова краткая биография Моргача, но и она с достаточной ясностью дает понять читателю, что сама крепостническая действительность, где господствует право сильного, толкнула крепостного слугу Моргача на путь преступления и нечистых сделок, превратила его в расчетливого и эгоистического дельца, которому «ни до кого дела нет».

  2. Что можно сказать о жизни Оболдуя?
    То же самое можно сказать и о другом бывшем дворовом, Оболдуе, с той только разницей, что Моргачу удалось выбиться «в люди», а Оболдуй спился и, потеряв совершенно человеческое достоинство, превратился в нахлебника.

ВТОРАЯ ЧАСТЬ.

Сцена состязания является связующим звеном, которое объединяет все части рассказа в единое целое и значительно усугубляет психологическую характеристику персонажей.

  1. Одинаково или по-разному относятся герои к пению рядчика и Якова?
    • по-разному. И в этом отношении проявляются особенности характера каждого из них.

ПЕСНЯ РЯДЧИКА (чтение текста).

  1. Как реагируют слушатели на его пение?
    • «общий слитный крик одобрения».

Но этот момент не раскрывает тайников их характеров. Это делает пение Якова. (слайд 7)

ЗВУЧИТ РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ «Не одна во поле дороженька пролегала…»

  1. Что происходит со слушателями? (текст)
  2. Чем отличается реакция от пения рядчика и Якова-Турка?
    • «никто не крикнул, даже не шевельнулся»,
    • «мы все стояли как оцепенелые»
  3. Что означает победа Якова?
    • победа подлинного искусства над чисто внешним мастерством.

Вспомним, какую характеристику дает Якову рассказчик:

«художник во всех смыслах этого слова», «человек впечатлительный и страстный».

  1. В минуты творческого подъема что происходит с Яковом?
    • перерождается, отдаваясь целиком непобедимому очарованию заунывной русской песни.
  2. Что отмечает рассказчик в песне Якова?
    • «неподдельную глубокую страсть» и простоту исполнения.

Тургенев не случайно упоминает здесь о русской стихии.

  1. Почему такой эффект произвела песня Якова?
    • в ней выразилось народно-национальное начало.
  2. Что Яков-певец воплотил в себе?
    • неиссякаемые творческие возможности закрепощенного народа, его особый взгляд на искусство, правдивое и исполненное искреннего чувства.

ЗАМЫСЕЛ: первоначально Яков пел песню «При долинушке стояла, калину ломала…». Но впоследствии заменил ее другой «Не одна во поле дороженька пролегала»

  1. Почему Иван Сергеевич остановился на грустной песне?
    • больше соответствовала замыслу автора: показать трагическую судьбу талантливого артиста из народа и вынести суровый приговор существующим общественным отношениям.

5. Слово учителя.

Дух песни Якова-Турка был навеян русской природой с ее необозримыми широкими степями, уходящими в бесконечную даль, жизнью могучего, но закрепощенного народа, вот почему в ней слились воедино «и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь».

Народная Русь предстает в «Певцах» и могучей, и бессильной.

Вопрос классу: Идеализирует ли Тургенев своего героя, носителя лучших черт национального характера?

- нет!

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ.

Поэтическому образу чайки, навеянному песней Якова, И. С. Тургенев противопоставляет картину пьяного разгула, которым завершается состязание.

Вопрос классу: Что этим хотел показать автор?

«…Все было пьяно, - с грустью отмечает автор, – все, начиная с Якова. С обнаженной грудью сидел он на лавке и, напевая осиплым голосом какую-то плясовую, уличную песню, лениво перебирал и щипал струны гитары. Мокрые волосы клочьями висели над его страшно побледневшим лицом» Этой «невеселой» картиной Тургенев хотел показать, что минуты вдохновения «народного певца» редки и непродолжительны, после чего он вновь попадает во власть грубого быта. Эта сцена воспринимается как трагический конфликт истинного искусства и рабской действительности.

Тема губительного воздействия крепостной действительности на человеческую личность придала рассказу новое значение, и по-новому увиделась судьба героев:

Стало ясно, отчего был так забит и запуган робкий мужичонка, почему спился и стал пропащим человеком Оболдуй, а Моргач и целовальник, напротив, благоденствовали.

Новое значение приобретает финальная сцена.

Вопросы классу:

  1. О чем она повествует?
    • о крестьянском мальчике Антропке, которого ждет унизительное наказание. С одной стороны, эта сцена как бы не связана с сюжетом, а с другой стороны является логическим завершением «Певцов».
  2. На что еще раз обращает И. С. Тургенев наше внимание?
    • на положение русского народа, когда над каждым с колыбели и до могилы тяготеет проклятие позорного гнета и розги.

И.С. Тургенев верил, что народ, в среде которого рождаются такие талантливые люди, как Яков, не может и не должен жить по-прежнему. В духовном богатстве русского народа писатель видел залог величия будущего.

Ж. Санд: « У вас жалость и уважение к любому человеческому существу, в каких бы лохмотьях оно ни ходило и как бы ни было угнетено. На то вы и реалист, чтобы все замечать, поэт, чтобы все облагородить, и человек большого сердца, чтобы все понять и всем сочувствовать». (слайд 8)

А. Островская в своих воспоминаниях передает рассказ И. Тургенева:

По дороге из деревни в Москву, на одной маленькой станции, вышел я на платформу. Вдруг подходят ко мне двое молодых людей; по костюму и по манерам вроде мещан ли, мастеровых ли. «Позвольте узнать, – спрашивает один из них, – вы будете Иван Сергеевич Тургенев?» - «Я». – «Тот самый, что написал «Записки охотника»? – «Тот самый…» Они оба сняли шапки и поклонились мне в пояс. «Кланяемся вам, – сказал все тот же, – в знак уважения и благодарности от лица русского народа». Другой только молча еще поклонился.

6. Рефлексия. Подведение итогов.

Что для каждого из вас было неожиданным на уроке? На какие вещи вы взглянули по-новому?

Что же главное в русском человеке?

  • в русском человеке заложено много хорошего: он талантлив, артистичен, добр, смирен, любит и понимает природу. Он искренен, мудр и терпелив.

7. Домашнее задание.

(слайд 9)

Мы всматриваемся в лица и в души героев прошлого века. Похожи ли мы на них? Ведь почти за полтора века многое изменилось. Как социальные и исторические потрясения изменили нас? Стали ли мы свободнее, добрее, нравственнее, талантливее? Какие же качества можно считать свойственными русскому национальному характеру теперь? Лень, стремление к легкой наживе, агрессивность, глупость, хитрость, равнодушие, озлобленность, неверие, безбожие?

Подумайте над этим вопросом дома и ответьте на него.