Авторский урок математики в 3-м классе по теме "Доли. Образование и сравнение долей"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить детей с тем, как образуются, называются и записываются доли; учить сравнивать доли.
  2. Развивать воображение и пространственные представления.
  3. Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.

Ход урока

1.Организационный момент.

Прозвенел звонок, начался урок.
Сели ровно, рот закрыт,
Носик дышит, рот молчит.

– Откройте тетради, запишите: число, классная работа. Нарисуйте на полях круг и закрасьте его тем цветом, какое у вас настроение. Какие цвета взяли?

– Вы любите играть? А вы внимательные? Проверим? Посмотрите на доску в течение 1 минуты.

– Теперь я закрою, а вы попробуйте нарисовать в тетради то, что запомнили. (Фигуры закрываются).

(Дети работают).

– Проверьте, у кого так?

– Что рисовали? Назовите фигуры.

– Найдите лишнюю фигуру и докажите почему она лишняя.

– Я предлагаю вам поиграть в игру «Волшебник». Для этого достаньте из конверта, который лежит у вас на партах нарисованный круг. Превратите с помощью цветных карандашей или фломастеров этот круг в предмет, который он вам напоминает.

– У кого что получилось?

(Ответы детей: часы, солнышко, яблоко, апельсин).

– Молодцы!

– А для чего вы это делали? Что мы развивали?

– Да, мы развивали воображение. Это очень важно для математики.

2. Сообщение новых знаний.

Давайте посмотрим мультфильм про один из предметов, которые вы нарисовали. Смотрите внимательно, после просмотра я задам вам вопросы.

(Мультфильм «Апельсин»).

– Что делали животные?

– Почему рассердился волк?

– Что получил каждый из животных? В математике говорят:

– Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? Какая тема? Мы будем говорить о том, как образуются доли, как они записываются, будем учиться сравнивать доли.

– Как вы думаете, что такое доля?

– Кто из вас был внимательный? Сколько долей было в апельсине?

– Что можно сказать про доли, которые получили животные?(Они равные).

– Значит, что такое доля?

– Запишите в тетрадь.

– Сколько долей поучил каждый?

– Из скольких долей?

(На доске появляется запись: 1 доля из 5).

В математике пишут короче: 1/5. Число под чертой показывает, на сколько равных частей мы разделили предмет, а над чертой – сколько таких частей взяли. Запишите. Давайте повторим, что означает число под чертой?

– Что означает число над чертой?

– Ну, с апельсином понятно, он уже разделён на дольки.

– А как поступить с яблоком? (Разрезать)

– Вот у меня есть яблоко. Оно одно. Ко мне пришли гости. Как же мне поступить? (Вызвать 3 детей из класса).

– Я хозяйка, значит, отрежу себе побольше…(Разделить яблоко на неравные части).

– Правильно я поступлю? Почему? Как нужно было поступить?

– Это получается доля? Почему?(Части неравные).

– Разрежу 2 яблоко правильно. Сначала пополам. На сколько равных частей разрезано яблоко? Какая доля получилась? Как записать? Запишите в тетрадь: ½.

Ещё разрежу пополам. На сколько частей теперь разрезано яблоко? Какая доля получилась? Как записать? Запишите: ¼.

– Сравните доли: ½ и ¼. Какая доля больше? Какой знак между ними поставим? А если я ещё разделю, доля получится больше или меньше? Почему?

3. Физминутка.

Мы считали, отвечали,
А теперь все дружно встали.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем.
Влево, вправо повернёмся
И друг другу улыбнёмся.

4. Закрепление.

Откройте учебник на с. 96, №3.

– У вас на партах лежат полоски бумаги. Что у них общего? Возьмите красную полоску. Разрежьте её по линии. На сколько равных частей разрезали? Какую долю получили? Подпишите.

(Та же работа идёт с синей и зелёной полосками).

Сравните, какая доля самая большая? Самая маленькая? Почему?

– Начертите в тетради квадрат со стороной 2 см.

– Разделите его на 4 равные части. Кто сделал так:

Зарисуйте 1 любую часть. Почему любую? Какую долю зарисовали? Как записать? Запишите.

– Начертите ещё один такой же квадрат. Разделите его пополам.

Кто сделал так:

– Зарисуйте 1 часть. Какую долю зарисовали? Как записать? Запишите. Сравните доли.

1/4 1/2

5. Выводы.

Что такое доля?

– Что с долями можно делать?

– Что показывает при записи доли число под чертой? Над чертой?

– От чего зависит размер доли?

– Что для вас было трудно?

– Что понравилось на уроке?

6. Д/з.

С. 97, задача на смекалку.

РЕЗЕРВ. С. 97, №6 (по рядам).