Программа элективного курса по химии "Реакции в растворах"

Разделы: Химия


В школьной программе по химии есть такая тема "Теория электролитической диссоциации", в рамках которой изучаются процессы, происходящие в водных растворах, для описания которых используется теория Аррениуса.

Но поскольку в природе существуют не только водные растворы, для описания которых были сформулированы соответствующие теории, то с нашей точки зрения необходимо знакомить учащихся с их содержанием. Следует также отметить, что в последние годы варианты ЕГЭ в части "С" содержали вопросы по свойствам протолитов. Многие преподаватели обеспокоены этим, ведь в большинстве программ данной темы нет.

Для решения этих вопросов предлагается элективный курс "Реакции в растворах", который предназначен для учащихся 9 - 11 классов, проявляющих повышенный интерес к изучению химии. Курс рассчитан на 15 часов.

Цель изучения курса: формирование умения описывать процессы, происходящие в различных растворах с точки зрения соответствующих теорий.

Задачи изучения курса:

  • Научить применять основные теории к описанию процессов, происходящих в растворах;
  • Научить записывать уравнения химических процессов, происходящих в растворах;
  • Подготовить учащихся к олимпиадам, к выпускным и вступительном экзаменам по теме "Растворы";
  • Предоставить учащимся возможность реализовывать интерес к химии и применять знания о веществах при описании процессов;
  • Развивать самостоятельность и творчество при описании процессов, происходящих в растворах;
  • Способствовать сознательному выбору химического профиля.

Методика изучения курса основана на теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, которая предъявляет определенные требования, как к логике построения курса, так и к организации обучения.

Процесс нейтрализации щёлочи кислотой, в традиционном изложении рассматривается как реакция между двумя веществами. При этом значение воды как растворителя и третьего компонента раствора практически не учитывается. Мы же исходим из того, что в воде, чистом веществе, осуществляются какие-то процессы, не зависящие от того, рассматриваем мы воду как растворитель или нет. Если взять другое жидкое вещество, то в нём так же могут происходить процессы сходные с процессами, происходящими в воде, и которые будут влиять на процессы, если данные вещества выступят в роли растворителя.

Так как раствор является как минимум двухкомпонентной системой, то есть вещества, которые будут выступать как растворяемые вещества, поэтому необходимо описать их свойства.

Таким образом, логично начать изучение растворов и процессов, происходящих в них с описания однокомпонентных систем: растворителя и растворяемого вещества, что составит содержание первой темы курса.

Так как простейшим раствором является двухкомпонентный раствор: растворитель+1 растворённое вещество, то логично изучить процессы, происходящие в между ними.

Только после описания двухкомпонентных систем можно переходить к трёхкомпонентным системам: растворитель+2растворённых вещества. В этой теме мы изучаем процессы между растворённым веществами.

Методика обучения, построенная на теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, предусматривает использование специально разработанных учебных карт, системы упражнений и контрольных заданий

Данная программа представляется особенно актуальной, т.к. при малом количестве часов, отведенном на изучение химии, расширяет возможность совершенствования умений учащихся записывать процессы, происходящие в многокомпонентных системах. Более того, она дает более высокие результаты обучения, чем другие программы.

Тема Формируемые понятия Формируемые умения Кол-во часов
Однокомпонентные системы

Растворитель

Растворитель Полярный, неполярный, протонный, апротонный, донор или акцептор электронной пары, кислота, основание Классификация растворителей на основе строения и диэлектрической проницаемости Определение растворителя соответствующего диэлектрической проницаемости и строению. Определение температурного диапазона приготовления раствора на основании темп замерзания и кипения растворителя и растворённого вещества Определение растворителей, действующих в определённом температурном диапазоне. Запись уравнения автоиоизации Определение константы ионизации растворителя и рК по справочнику. Определение точки нейтральности 4
Растворяемое вещество Соль, гидроксид Подбор растворителя для растворяемого вещества и растворяемого вещества для растворителя Запись уравнения диссоциации вещества, исходя из его строения. Определение по продуктам исходных веществ. 3
Процесс приготовления раствора   Описывать механизм образования раствора. 1
Двухкомпонентная система - растворитель, растворённое вещество. Сольволиз. Гидролиз. Протолиз, сопряжённые кислоты и основания, сильные и слабые кислоты и основания, протолиты средней силы, жёсткие и слабые кислоты. Условия преимущественного направления протекания реакции Умение определять вещества как кислоты, основания, амфотерные соединения по Аррениусу, Брёнстеду-Лоури, по Льюису, исходя из типа их взаимодействия.

Умение записывать уравнение взаимодействия растворителя и растворённого вещества. Определение силы протолитов, жёсткости и мягкости кислот по справочнику. Умение определять по продуктам реакции исходные вещества.

4
Трёхкомпонентная система - растворитель и два растворённых вещества. Реакция нейтрализации, условия протекания реакции до конца, буферные растворы. Умение записывать уравнение взаимодействия между растворёнными веществами.

Умение определять по продуктам

реакции исходные вещества.

3

Дополнительная литература, которая может быть использована при изучении данного элективного курса.

  1. Зуева М.В. Ярославцева Т.С.Смирнова Л.Я. Об изучении темы "Электролитическаядиссоциация" "Химия в школе" 1987 № 3 стр.18 - 22.
  2. Новиков В.И. из опыта организации зачета по теме "Электролитическая диссоциация" "Химия в школе" 1993 № 6.
  3. Лапина Р.П. Формирование понятия "Растворимость веществ" "Химия в школе" 1994 № 4.
  4. Шабанова И.А.Изучение растворов в курсе химии 9 класса "Химия в школе" 1997 № 6.
  5. Аликберова Л.Ю Протонная теория кислот и оснований : разр. уроков / Л.Ю. Аликберова М. - Чистые Пруды , 2006 - 30 (Библиотечка 1 сентября. Химия) вып. №3 (9) 2006.
  6. Р.П. Суровцева Изучение некоторых вопросов раздела "Растворы" "Химия в школе" 1971 № 2.
  7. С.Ф.Строкатова, Е.Р.Андросюк, Д.Б.Броховецкий Учим готовить растворы "Химия в школе" 2007 № 2.
  8. Ж.А. Кочкаров О кислотно-основных взаимодействиях в водных системах "Химия в школе" 2007 № 2.
  9. М.Г. Базаева Тип химической связи и кислото-основной характер взаимодействия оксидов и гидроксидов "Химия в школе" 2007 № 6.
  10. И.Г.Хомченко Неводные растворители "Химия в школе" 1981 № 4.
  11. Н.И.Гоглевская , И.И.Супоницкая Направленность реакций ионного обмена "Химия в школе" 1994 № 4.
  12. О.А.Жильцова Деятельностный подход к построению учебного процесса "Химия в школе" 2001 № 9.
  13. Ю.Н.Медведев Что такое протолиты? "Химия в школе" 2004 № 8.
  14. Ю.Н.Медведев Протолитические равнвесия "Химия в школе" 2004 № 9.
  15. Ю.Н.Медведев Что такое буферные растворы ? "Химия в школе" 2006 № 2.
  16. Ж.А. Кочкаров Б.Х.Черкасов Формирование знаний о реакциях ионного обмена в водных растворах "Химия в школе" 2005 № 10.
  17. Л.С.Гузей, В.В.Сорокин Равновесие в растворах электролитов Из-во МГУ 1992.