Увеличение и уменьшение числа в несколько раз (урок математики во 2-м классе)

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Способствовать совершенствованию умений увеличивать и уменьшать число в несколько раз.
  2. Закреплять навыки табличных случаев умножения на 2,3,4 и соответствующих случаев деления.
  3. Способствовать привитию интереса к предмету.

Оборудование:

  • учебник «Математика 2 класс» Л. Г. Петерсон;
  • карточки для детей с таблицей «Увеличь в 4 раза», «Уменьши в 4 раза»;
  • экран, дискета для проверки заданий с готовыми ответами;
  • мультимедийный проектор, магнитофон;
  • воздушные шары, записи на доске;
  • оценочные листы для детей.

Ход урока

I. Ориентировочно-мотивационный этап, актуализация знаний.

(Звучит песня. Входит учитель, держа в руках воздушные шары.)

Учитель: Здравствуйте! Меня зовут Роза Мазитовна. Сегодня у меня замечательное настроение. Ведь сегодня у нас праздник. А какой же праздник без воздушных шариков. Чем больше шариков, тем радостнее праздник. Давайте сосчитаем сколько шариков.

Дети: Десять.

Учитель: А как можно уменьшить количество шариков?

Дети: Сдуть, отдать, подарить.

Учитель: А как найти половину?

Дети: Разделить на два.

Учитель: Уменьшиться число шариков?

Дети: Да.

Учитель: Во сколько раз?

Дети: В 2 раза.

Учитель: А можно их количество увеличить в 2 раза? Как это сделать?

Дети: 10 * 2.

Учитель: Сегодня мы с вами будем совершенствовать навыки работы с числами, увеличивать и уменьшать их в несколько раз (появляется на экране запись названия темы «Увеличение и уменьшение числа в несколько раз».) А чтобы хорошее настроение было и у наших гостей, подарим им шарики. А другую половинку шариков повесим на стену, пусть радуют нас целый урок и помогут быстро выполнить все задания.

II. Операционно-исполнительный этап.

1 задание (на доске прописан ряд чисел): 2, 4, 6, .....

Учитель: На листочках запишите и продолжите заданный ряд чисел еще на 3 числа.

Проверка.

Учитель: Какая закономерность в первой строчке?

Дети: Каждое последующее число увеличивается на 2.. Назовите весь ряд.

(После ответов детей на экране появляется запись 2, 4, 6, 8, 10, 12.)

Учитель: Проверьте еще раз. Исправьте, если допустили ошибку.

Самооценка.

Учитель: На оценочных листах в первой клеточке поставьте себе отметку от одного до пяти баллов.

2 задание.

Учитель: Теперь возьмите таблички, внимательно прочитайте задание.

I вариант: «Увеличь данные числа в 4 раза».

5 9 4 6 3
         

II вариант: «Уменьши данные числа в 4 раза».

20 12 36 24 16
         

Учитель: Что значит увеличить число в 4 раза?

Дети: Умножить на 4.

Учитель: Что значит уменьшить число в 4 раза?

Дети: Разделить на 4.

Учитель: Заполните пустые клетки. А два человека выполнят задание на доске.

Взаимопроверка.

Учитель: А теперь поменяйтесь листочками с соседом по парте и проверьте его работу. А я проверю работы, выполненные на доске. Поставьте в оценочной таблице соседа отметку в следующей клетке.

Физкультурная минутка. (Звучит песня «Когда я стану кошкой», автор текста Секачева И., композитор Фадеев М.)

Учитель: Какое животное упоминается в песне?

Дети: Кошка.

Учитель: Потянемся плавно, выгнем спину. Кошка облизывает себя, а мы погладим руки, расслабим мышцы, ещё раз выгнем спину. (Учитель показывает движения.)

3 задание.

Учитель: Пропустите клеточку вниз на листочках, запишите через запятую в строчку ответы математического диктанта.

  1. 18 уменьшить в 9 раз. (2)
  2. Найдите частное 15 и 3. (5)
  3. Умножьте 36 на 0. (0)
  4. Произведение чисел 2 и 2. (4)
  5. Увеличьте 10 в 2 раза. (20)
  6. Делимое 18, делитель 2. Найдите частное. (9)
  7. 6 умножить на 1. (6)

Учитель: Проверьте ряд чисел, который у вас должен получиться. Исправьте, если допустили ошибку. Поставьте себе отметку в третьей клеточке оценочной таблицы. У каждого числа своя буква. Расположите числа в порядке возрастания и прочтите слово. (Запись на экране.)

2   5   0   4   20   9   6
Т   Л   С   О   А   Ц   И

.Дети: Столица.

Учитель: Увеличьте число букв в слове «столица» в 3 раза.

Дети: 21.

Учитель: Какой город является столицей нашей республики?

Дети: Казань.

Учитель: Количество гласных букв в слове «Казань» увеличьте 4 раза.

Дети: 8.

Учитель: Какое важное политическое событие нас ожидает 14 марта?

Дети: Выборы президента России и депутатов в Государственный совет республики Татарстан.

Учитель: Разделите число 14 на количество дней в неделе.

Дети: 2.

Учитель: Увеличьте число 2 на количество этажей в нашей школе.

Дети: 3 или 4.

Учитель: А теперь проверим, как изменяется число в результате указанной операции в задании нашего учебника.

4 задание.

Страница 21м № 5 (учебник «Математика», 2 класс, часть3).

в / 4     п – 5     ш + 3     с * 10
х + 7     е * 2     г / 9     а – б

Учитель: Итак, что произойдет с числом в? Уменьшится или увеличиться? На сколько или во сколько раз?

Фронтальный опрос.

Учитель: Вы хорошо отвечали.

Самооценка.

Учитель: Поставьте отметку в четвертой клеточке оценочной таблицы.

Выдача домашнего задания № 6 стр.11.

Учитель: В учебнике рядом с задачей в прямоугольнике запишите решение задачи.

5 задание.

Учитель: Выполним последнее задание на стр. 22 № 9. Не читая задания, попробуйте объяснить, что нужно сделать?

Дети: Проставить в кружочки числа.

Учитель: Что обозначает число б (фигура е)?

Дети: Количество сторон, вершин.

Учитель: Проставьте числа Проверьте себя. (Ответы на экране).

Самооценка.

Учитель: Поставьте отметку в следующей клетке оценочного листа. Назовите многоугольник, число сторон которого в 2 раза больше, чем у фигуры в.

Дети: Фигура е и п.

Учитель: Как они называются?

Дети: Шестиугольники.

Учитель: Молодцы.

III. Рефлексивно-оценочный этап.

Учитель: Со всеми заданиями вы справились. Вот, что значит зарядиться хорошим настроением. А какое задание было для вас самым интересным? А какое вызывало затруднение? Почему? Сложите все числа, которые вы проставили в клеточках на оценочных листах. «5» получает тот, у кого сумма всех чисел от 20 до 25. Поднимите руки, у кого такой результат. Работали на «4» те, у кого получилось число от 15 до 19, «3» – у тех, кто набрал число от 10 до 14. Поднимите руки у кого такой результат. Как вы думаете, вы сегодня лучше работали на уроке, чем вчера или хуже (спрашиваю несколько человек ). Я очень рада этому.

Ребята, пусть эти шарики и дальше создают вам праздничное настроение и напоминают вам о теме сегодняшнего урока. А она называлась... (Продолжают дети, а на экране появляется запись «Увеличение и уменьшение числа в несколько раз».)

Учитель: Большое вам спасибо. До свидания.

(Звучит музыка.)