Проект "Профессия + я"

Разделы: Общепедагогические технологии


Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года в качестве одного из приоритетных направлений образовательной политики определяет создание «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся». И для реализации данного направления важно определить цели, задачи, содержание предпрофильной подготовки.

Разработка данного проекта предопределена необходимостью тесного взаимодействия основного и дополнительного образования в условиях профильного обучения и определения места ЦДТ в образовательном пространстве Приуральского района.

Перед тем, как приступить к процессу проектирования, мы определили проблему, которая заключалась в отсутствии систематической работы по предпрофильной подготовке школьников и координации работы всех заинтересованных в этом учреждений, а именно ОУ, МОУ ДОД Центр детского творчества (далее Центр), ГУ Центр занятости населения Приуральского района.

Проанализировав данные, полученные о вакансиях на рынке труда ЯНАО, о профессиональных предпочтениях школьников 9,11 классов (выборочно), мы пришли к выводу, что необходимо разработать данный проект.

На начальном этапе проектирования, мы установили, что должны познакомиться с практикой работы ОУ по профориентационной работе, проанализировать уже имеющие аналоги работы в дополнительном образовании, разработать критерии, которым должен соответствовать создаваемый нами проект, затем предложить свое решение проблемы.

Цель проекта. Развитие образовательного пространства Центра детского творчества в соответствии с выдвигаемыми требованиями к модернизации дополнительного образования детей и программой развития МОУ ДОД Центр детского творчества 2007-2010 годы.

Задачи проекта:

  1. Изучить потребности рынка труда ЯНАО и профессиональные предпочтения школьников ОУ.
  2. Спланировать деятельность педагогического коллектива по выполнению проекта «Дополнительное образование детей и профильное обучение в общеобразовательной школе: возможности взаимодействия» программы развития МОУ ДОД Центр детского творчества.
  3. Определение содержания дополнительного образования, его форм и методов работы со школьниками 8-9 классов по профориентационной работе.
  4. Разработка требований к содержанию работы по допрофильной подготовке учащихся 8-9 классов, включающие в себя критерии оценки совместной работы с общеобразовательными учреждениями.

Вопросы проекта:

  1. Какие профессии востребованы на рынке труда ЯНАО?
  2. Как организовать работу по профориентации школьников так, чтобы она была эффективна?

Необходимое оборудование: компьютер, программное обеспечение Microsoft Office и Windows XP.

Предполагаемый продукт проекта.

Результатом работы проектной группы предполагается создание рекомендаций по организации профориентационной работы и предпрофильной подготовки учащихся 8-9 классов в условиях дополнительного образования детей в МОУ ДОД Центр детского творчества МО Приуральский район.

Выявление основных параметров и ограничений.

  • Предложения по изменению должны соответствовать современным требованиям.
  • Все изменения в деятельности педагогического коллектива МОУ ДОД Центр детского творчества, предлагаемые в проекте, должны быть объединены одной идеей.
  • Разработанный проект должен быть выполнимым, не слишком сложным в исполнении, но отличаться оригинальностью.

Разработка идей, вариантов. Обоснование выбора, дизайн-анализ.

Во время заседания проектной группы методом «мозгового штурма» каждый участник проектной группы активно предлагал свои конструктивные решения проблемы, затем обсуждали выполнимость предложенных идей.

На начальном этапе проектирования мы исследовал потребность в конкретных изменениях. На основании проведённой работы мы разработали предложения, которые могут изменить деятельность педагогического коллектива по организации профориентационной работы.

Поиск решения мы оценивали с определённой позиции: технологичность выполнения, оригинальность решения, экономичность. Выбранная идея прорабатывалась, учитывались все замечания.

Критерии оценки эффективности выполнения проекта.

  • Отражение в целях и задачах работы ЦДТ актуальности и целесообразности мероприятий, направленных на выполнение мероприятий по профориентационной работе со школьниками 8-9 классов.
  • Сформированность у педагогов умений организовывать работу по профилизации образования (подготовленность педагогов по вопросам использования методов проектной деятельности; стиль педагогического общения, включающий практическую реализацию индивидуально-дифференцированного и личностно-ориентированного подходов).
  • Наличие результативной деятельности ЦДТ (обеспечение оптимального уровня создания условий для профилизации образования);
  • Наличие внешних маркеров эффективной работы – благоприятное мнение родительской общественности, окружающего социума об ЦДТ.
  • Отработка гибкой системы взаимодействия с общеобразовательными учреждениями и ГУ Центр занятости Приуральского района.
  • Наличие интегративных образовательных программ, программ предпрофильной подготовки, программ по выбору.

 Содержание проекта «Профессия + я».

Часть 1. «Все работы хороши, выбирай на вкус».

Задачи. Для этого необходимо было:

  1. Проанализировать литературу по данной проблеме.
  2. Провести анкетирование школьников и узнать мнение школьников по данной проблеме.
  3. Получить и проанализировать данные о вакансиях на рынке труда ЯНАО.

Методы и приемы исследования: изучение и анализ научной литературы по данной проблеме. Социологический метод: анкетирование школьников с. Аксарка в форме письменного опроса; сбор информации. Метод математической обработки данных: количественный и качественный анализ результатов, обобщение результатов, составление таблицы.

Результаты анкетирования школьников «Профессиональный престиж различных профессий среди учащейся молодежи».

Был проведён выборочный опрос (письменно) среди учащихся 9,11 классов МОШИ «Аксарковская ШИС(П)ОО».

Учащимся была предложена анкета, в которой профессии были классифицированы по наиболее существенному признаку – предмету труда (при этом под предметом труда понимается система свойств и взаимоотношений вещей и явлений, которыми работающий мысленно или практически оперирует).

Для определения взглядов на самую престижную профессию среди учащихся 11 (в анкетирование 15 человек) классов был проведен письменный опрос, который выявил следующее:

  • среди анкетируемых учащихся 11 классов Аксарковской ШИСОО самыми престижными являются профессии - банковское дело, переводчик, юрист;
  • на последние место были поставлены профессии: землеустроитель, шофёр, клубный работник, слесарь по ремонту автомобилей, бухгалтер, обработчик рыбы и морепродуктов, ветеринар, учитель, экономист;
  • среди юношей самой престижной профессией является: банковское дело, нефтяник, оператор ЭВМ;
  • среди девушек самыми престижными профессиями являются: журналист, модельер, фельдшер, финансовый менеджмент, юрист, учитель, переводчик, зоотехник-фермер, инженер.

Из девятиклассников Аксарковской ШИСОО принимали участие в анкетировании 18 человек.

Девятиклассники считают наиболее престижными (в порядке убывания): оператор ЭВМ, юрист, экономист, финансовой менеджер, банковское дело, бухгалтер.

Не все ребята определились с выбором профессий, но анкета показала, что не все желают выбрать себе профессию, связанную с физической работой.

Самыми не престижными профессиями являются: портной, обработчик рыбы и морепродуктов, сварщик, строитель, автомеханик, фермер-зоотехник.

Выводы. Таким образом, среди анкетируемых учащихся 11 классов Аксарковской ШИСОО самыми престижными являются профессии - банковское дело, переводчик, юрист. При этом необходимо отметить, что банковское дело выбрали юноши.

А самыми непрестижными являются профессии: обработчик рыбы и морепродуктов, учитель, клубный работник. При этом необходимо отметить, что профессия учителя является непрестижной только среди юношей.

Самая распространенная профессия в селе Аксарка (обработчик рыбы) является самой непопулярной.

Краткий анализ вакансий профессий на трудовом рынке ЯНАО.

Были проанализированы данные Центра занятости по ЯНАО (на 20.12.2007 года), на основании которых был составлен список профессий, наиболее востребованных предприятиями ЯНАО (таблица 1).

В данной таблице представлен перечень профессий, которые имеют более чем 10 вакантных мест.

Таблица 1.

№ п/п Профессии Количество вакансий
1. Машинист (автогрейдер, бульдозер, кран и др.) 345
2. Водитель автомобиля 301
3. Слесарь 197
4. Электромонтер 197
5. Инженер 134
6. Продавец 118
7. Уборщик служебных помещений 92
8. Электрогазосварщик 88
9. Дворник 63
10. Врач 58
11. Специалист 56
12. Плотник 56
13. Охранник 56
14. Мастер (производство) 45
15. Повар 44
16. Официант 44
17. Рабочий 43
18. Тракторист 41
19. Электросварщик 40
20. Электрик 38
21. Учитель 34
22. Электромонтажник 32
23. Начальник отдела 30
24. Подсобный рабочий 30
25. Каменщик 29
26. Медицинская сестра 29
27. Воспитатель ДОУ 29
28. Младший воспитатель 28
29. Стропальщик 27
30. Грузчик 26
31. Бухгалтер 25
32. Производитель работ (прораб) 24
33. Монтажник 24
34. Бурильщик 22
35. Оператор 21
35. Менеджер 20
36. Механик 19
37. Бармен 18
38. Геодезист 16
39. Облицовщик-плиточник 15
40. Кухонный рабочий 14
41. Педагог дополнительного образования и др. 14
42. Преподаватель (ОУ, колледж) 13
43. Кровельщик 13
44. Моторист 13
45. Программист 12
46. Агент страховой 11
47. Токарь 11
48. Пекарь 11
49. Главный бухгалтер 10
50. Инструктор 10

В первой пятёрке наиболее востребованных профессий находятся профессии категории «человек-техника», из них на пятом месте находится профессия «инженер», требующая высшего профессионального образования.

Во вторую пятёрку в основном входят профессии категории «человек – человек» из них на десятом месте находится профессия «врач», требующая высшего профессионального образования.

Из 50 представленных в списке профессий, востребованных на рынке труда ЯНАО:

  • тип профессии «человек-техника» – 31;
  • тип профессии «человек-человек» – 17;
  • тип профессии «человек-знаковая система» – 3;
  • отсутствуют профессии типа «человек-природа» и «человек-художественный образ».

На основании полученных данных мы разработали предложения по организации профориентационной работы, которая должна помочь школьникам получить больше информации о профессиях, востребованных на предприятиях ЯНАО и определиться с выбором профессионального будущего.

Часть 2. «Возьмёмся за руки, друзья».

Суть предпрофильной подготовки – создать образовательное пространство, способствующее самоопределению учащихся через:

  • организацию курсов по выбору;
  • информационную работу;
  • профильную ориентацию.

Существует несколько вариантов предпрофильной подготовки. Для организации предпрофильной подготовки в условиях образовательного пространства Приуральского района наиболее подходит вариант деятельности, когда учреждения общего и дополнительного образования выступают как равноправные и взаимодополняющие друг друга партнёры и обеспечивают объединение своих образовательных ресурсов.

Модель сетевого взаимодействия по организации предпрофильной подготовки.

Взаимоотношения субъектов образовательного пространства определяются в договорах, которые ЦДТ заключил с общеобразовательными учреждениями, Центром занятости, где оговариваются взаимоотношения по созданию условий по предпрофильному обучению:

  1. Организация условий для проведения диагностики профессиональной пригодности и предпочтений школьников.
  2. Лекции сотрудников Центра занятости на базе Центра детского творчества.
  3. Включение в расписание занятий ОУ курсов по выбору, в планы воспитательной работы классных руководителей занятий по профориентации, проводимых педагогами ЦДТ.
  4. Организация профессионально-значимой деятельности.

Выполнение проекта требует отслеживание результатов деятельности и эффективность проводимых мероприятий. Научно-методическое сопровождение проекта включает в себя обсуждение вопросов выполнения проекта на методическом совете и педсовете; организацию работы проблемной группы педагогов дополнительного образования, разработку системы мониторинга.

При помощи системы мониторинга необходимо отслеживать:

  • представление обучающихся о своих способностях, определение ими предпрофильных курсов и в дальнейшем – профиля обучения;
  • степень совпадения запросов и установок родителей с запросами их детей;
  • востребованность тех или иных курсов;
  • возможности ЦДТ в предоставлении услуг по предпрофильной подготовке учащихся 8-9 классов.

Часть 3. «Профи+».

Программа опирается на классификацию типов профессий в соответствии с разнообразием предметов труда, предложенную профессором Климовым.

Первый уровень программы – это диагностики профессиональной пригодности, интересов и предпочтений учащихся 8 классов, которую проводят специалисты Центра занятости Приуральского района.

Второй уровень программы – просвещение учащихся относительно существующих профессий, о возможностях, которые представляют образовательные учреждения г. Салехард и г. Лабытнанги.

Выполнение данной части программы предполагает (с учётом профессиональных сфер) проведение занятий 4 блоками по 16 часов, каждый их которых подразделяется ещё на два (таблица 2).

Таблица 2.

№ п/п Название программы Автор-составитель
1. Профессии типа «Человек-человек» Шушарина Н.П.
2. Профессии типа «Человек – техника» Шушарина Н.П.
3. Профессии типа «Человек – художественный образ» Тренина М.И.
4. Профессии типа «Человек – знаковая система» Ефимова Л.В.

Цель занятий – познакомить с профессиями каждого типа. Восьмиклассники в течение года проходят обучения по данной модели. Основные занятия предусматривают включение детей в различные сферы профессионально-значимой деятельности (выполнение учебных проектов).

Проектная деятельность обучающихся Центра детского творчества (разработка слайд фильмов, видеофильмов о профессиях).
№ п/п Название проекта Творческое объединение Руководитель Время выполнения проектов
1. «Акулы пера» «Юный журналист» (с. Аксарка) Кропотова Г.Н. В течение учебного полугодия
2. «Золотая игла» «Компьютерный мир», «Театр моды «Стиль» (с. Аксарка) Кочерга В.Г.

Ефимова Л.В.

В течение учебного полугодия
3. «Все работы хороши, выбирай на вкус» «Исследователь» (с. Аксарка) Шушарина Н.П. В течение учебного полугодия
4. «Техника + я» «Мастерская Самоделкина», (с. Харсаим) Лондо С.В В течение учебного полугодия
5. «Профессии XXI века» «Компьютер» Волков Э.Д. (с. Катравож) В течение учебного полугодия
6. «Мастер ДПТ» «Художественная мастерская» (с. Аксарка) Мельничук Е.Ю. В течение учебного полугодия

Это поможет им выбрать образовательный маршрут в 9 классе, а в дальнейшем – профиль обучения либо профессиональное учебное заведение. При этом программа ориентирует на профессиональную востребованность нашего региона.

Третий уровень программы – это межпредметные (ориентационные) курсы, предлагаемы для девятиклассников, исходя их запросов детей и их родителей, кадровых и ресурсных возможностей учреждения. Перечень курсов может дополняться либо изменяться в соответствие с образовательными запросами и согласовываться с общеобразовательными учреждениями. Каждый из предложенных курсов можно соотнести с одним из профилей общеобразовательных учреждений.

Программы курсов знакомят учащихся со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространённым профессиям, с проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов. И со способами их разработки в различных профессиональных сферах. Занятия должны поддержать мотивацию ученика, способствуя тем самым внутрипрофильной специализации.

Курсы по выбору, предлагаемые Центром детского творчества.

№ п/п Название курсов по выбору Кто читает Часы Профиль
1. Программа профориентационного курса «Самопознание и выбор профессии» Специалисты Центра занятости В течение учебного года Профориентационный
2. Психология делового общения Ефимова Л.В. (с. Аксарка) 16 Социально-гуманитарный
3. «Способы свертывания информации или как научиться правильно списывать» (межпредметный) Шушарина Н.П. (с. Аксарка) 16 Социально-гуманитарный
4. «Мода века» Ефимова Л.В. (с. Аксарка) 16 Технологический
5. «Художник – модельер» Ефимова Л.В. 16 Технологический
6. Информационные технологии Волков Э.Д.(с. Катравож) 16 Физико-математический
8. «Этика здоровья» Манакова Е.В. (с. Катравож) 16 Естественнонаучный

Окончание любого курса должно предусматривать итоговое занятие, которое может проходить в виде презентаций творческих работ (как индивидуально, так и групповой). Прохождение курсов находит отражение в сертификатах, которые являются составляющими личного «портфолио» ученика и рассматриваются педагогами школ и родителями при выборе ребенком профиля обучения.

Выполнение этой части проекта предполагает проведение работы по данному алгоритму:

Проведение конкурсов и фестивалей.

Проведение районных мероприятий: Школа лидера, Форум школьной прессы, районного фестиваля учреждений дополнительного образования «Золотая игла.

Этапы выполнения проекта.

№ п/п Этапы проекта Содержание деятельности Время выполнения Ответственные
1. Проектировочный уровень Анализ проблемы предпрофильной подготовки в ОУ района и вакансий на рынке труда ЯНАО. Сентябрь-ноябрь 2008г. Шушарина Н.П.
1.1.   Разработка учебной программы. Декабрь 2008г. Шушарина Н.П.

Ефимова Л.В.

1.2.   Выполнение ученических проектов о профессиях. Январь-май 2009г. Педагоги дополнительного образования
2. Информационная работа Проведение открытых мероприятий, конкурсов, фестивалей. 2008-2010гг. Педагоги дополнительного образования
3. Первый уровень Диагностики профессиональной пригодности, интересов и предпочтений учащихся 8 классов. Сентябрь 2008г. Специалисты Центра занятости Приуральского района
4. Второй уровень Преподавание для учащихся 8 классов по программе (просвещение учащихся относительно существующих профессий, о возможностях, которые представляют образовательные учреждения г. Салехард и г. Лабытнанги). Октябрь-май 2009г. Педагоги дополнительного образования
5. Третий уровень Преподавание курсов по выбору для учащихся 9 классов. 2008-2010гг. Педагоги дополнительного образования

Оценка проекта.

Творческий проект, над которым мы работали определённое время, стал для нас очень полезен. Каждый из коллектива оценил свои возможности, восполнил свой внутренний потенциал, проявил себя в том, что ему нравится.