Проект "Устное народное творчество"

Разделы: Внеклассная работа


Тип проекта: ролево-игровой, творческий.

Продолжительность: 1 месяц.

Участники: Ученики 2-го класса.

Практическая значимость: получение информации из различных источников, расширить представления детей о сказках разных народов.

Теоретическая значимость: знакомство с устным народным творчеством (песни, сказки, пословицы, поговорки), развитие активного самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира ребенка.

Цели:

  1. Расширить кругозор учащихся по народному творчеству.
  2. Извлекать информацию, относящуюся к теме.
  3. Сотрудничать друг с другом при выполнении проекта.
  4. Доводить начатое дело до конца.

Работа над проектом:

Учащимся предлагается поучаствовать в проекте “Устное народное творчество”. Учитель поясняет цели данной работы, обсуждает с учениками конечный результат, методы и приемы его достижения. Согласившись на участие, ребята включаются в работу. Выполнение проекта проходит поэтапно в течение месяца. Учитель только консультирует, предлагает, направляет, а вся основная работа ложится на плечи учащихся.

Этапы:

  • 1-й этап: Изучение соответствующей темы на уроках литературного чтения.
  • 2-й этап: Выставка книг – произведения разных народов, разных жанров.
  • 3-й этап: Выставка рисунков на тему “Сказки народов мира”, “Нарисуй пословицу”.
  • 4-й этап: Выставка поделок, связанных с содержанием фольклорного произведения (предлагается назвать свое произведение).
  • 5-й этап: Работа в группах ( каждая группа готовит вопросы и задания, которые задаются другой группе; внутри группы выделены подгруппы, которые подготавливают определенный вид задач: подбирают загадки, сочиняют вопросы к народным сказкам, подбирают пословицы, которые будут использованы в КВНе “Устное народное творчество”.
  • 6-й этап: Конкурс исполнителей народной песни (лучшая будет отобрана на КВН).
  • 7-й этап: КВН на тему “Устное народное творчество” со 2 “В” классом.

Приложение 1

Игра-путешествие

(Появляются ведущие, Хозяин с Хозяюшкой.)

– Здравствуйте, гости дорогие!

– Веселья вам да радости!

– Давно мы вас ждем-поджидаем, праздник не начинаем.

– Припасли мы вам забавушек на всякий вкус. Кому – правда, кому – сказка, кому – песенка.

– Удобно ли вам, гости дорогие? Все ли слышно? Всем ли место хватило?

– Если все готовы – отправляемся в путешествие по стране! Устное народное творчество”.

– Что означают слова “Устное народное творчество”?

– Посмотрите на схему нашего путешествия. Путешествовать мы будем по станциям.

– Какие сказочные волшебные средства передвижения вы знаете?

– На чем ездил Емеля –дурачок? (На печи.).

– Мы тоже будем путешествовать на печи.

– Кто помнит заклинание? Чтобы добраться до первой станции, нам тоже надо произнести это заклинание! (По щучьему веленью, по нашему хотенью, ступай печь на первую станцию “пословицы”.)

1-я станция:  “Пословицы”

1-е задание: Продолжите пословицу”

  1. Под лежачий камень … (и вода не потечет).
  2. Нет друга – ищи, а … (нашел – береги).
  3. Делу время, … (потехе час).
  4. Старый друг … (лучше новых двух).
  5. Корень учения горек, … (да плод его сладок).
  6. Ученье свет, … (а неученье тьма).
  7. Своя ноша … (не тянет).
  8. Сам кашу заварил, … (сам ее и расхлебывай).

-е2 задание: по двум словам отгадай пословицу.

  1. Камень – коса. (Нашла коса на камень.)
  2. Дело – мастер. (Дело мастера боится.).
  3. Труд – лень. (Труд человека кормит, а лень портит.)
  4. Лес – дрова. (Чем дальше в лес, тем больше дров.)

3-е задание: Игра “Семь и один”.

Назвать по одной пословице, в которых употреблены числа 1 и 7.

4-е задание: Отгадайте зашифрованные в ребусах пословицы и поговорки.

2-я станция “Считалки”

Считалки были частью игры. Считалка в простейшей форме – счет. Счетом решали – кому водить. Считалку отличает четкий ритм, и всюду он выразителен.

– Какие считалки знаете, мы сейчас проверим.

Задание: За одну минуту команде подготовить интересную считалку и представить на суд жюри.

3-я станция “Песенная”

– Какие русские народные песни знаете?

– О чем пели наши предки?

1-е задание: Определите тему песни:

А качи, качи, качи,
Прилетели к нам грачи.
Они сели на ворота.
орота-то: скрип, скрип!
А Коленька спит, спит.

Ответ: Колыбельная.

2-е задание: когда и какие действия сопровождали такими словами?

Ножки, ножки,
Куда вы бежите?
В лесок по мошок:
Избушку лишить,
Чтоб не холодно жить.

(Мошок – мох, лишить –прокладывать, конопатить избу мхом.)

Ответ: Так обучают ребенка ходить.

3-е задание: Как называется такая песня?

Ой вы, жаворонки,
Жавороночки,
Летите в поле,
Несите здоровье:
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье.

(Веснянка. В них перечислялись блага, которые ждут от наступления весеннего тепла и лета: главным было ожидание здоровья.)

4-е задание: Спойте русскую народную песню от своей команды.

4-я станция: Скороговорки

Задание: проговорить четко всей командой скороговорки. Подготовка – одна минута.

  1. Кот ловил мышей и крыс
    Кролик лист капустный грыз.
  1. Зимним утром от мороза
    На заре звенят березы.

5-я станция: Сказочная

  1. В этой сказке всего по три: три героя, по три предмета у каждого. Назовите сказку. (Три медведя.)
  2. Где спрятался седьмой козленок? (В печи.)
  3. Героя какой сказки все хотели съесть? (Колобок.)
  4. Кто может позвать словами Ивана Сивку-Бурку? (“Сивка-бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!”)
  5. Чем играл братец Иванушка из сказки”Гуси-лебеди” у бабы Яги? (Золотыми яблочками.)
  6. Как в сказках лиса обычно называла волка? (Кум, куманек.)
  7. Из какой сказки выражение”Как аукнулось, так и откликнулось”? (Лиса и журавль.)
  8. Из чего солдат варил кашу? (Из топора.)
  9. Кто выручил из беды Петушка в сказке “Кот, Петух и лиса”? (Кот.)
  10. Чем ловил волк рыбу в сказке “Лисичка-сестричка и серый волк”? (Хвостом.)

Подведение итогов. Награждение победителей

От автора

Для реализации темы моего педагогического исследования созданы оптимальные условия совместной деятельности учителя со школьниками: создан современный кабинет начальных классов, активно используется школьниками библиотечно-информационный центр школы, есть возможность использовать ресурсы сети Интернет для получения и переработки новой информации.

Одним из условий становления моего педагогического опыта является развитие познавательных навыков учащихся и развития их критического и творческого мышления.

В школе создаются условия для максимального развития личности каждого ребенка, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала.

Учителя планируют учебный материал в соответствии с потребностями каждого ребенка, т.к. наша школа со смешанным контингентом школьников: в ней учатся одаренные и обычные дети, а также дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении.

И поэтому цель школы – создать условия для того, чтобы каждый ученик имел возможность реальной, социально значимой деятельности, в которой он может не только проявить свою индивидуальность, но и обогатить ее.

Сегодня, когда идет реализация комплексного подхода в образовании, я пришла к выводу о том, что моя роль, как учителя, не только дать младшим школьникам высокий прочный уровень обученности, но и сформировать у них стойкий навык учиться, соединять знания и практическую направленность, научить самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Так ориентация на творческую деятельность необходима и в рамках урока, и во внеурочной деятельности. Немаловажную роль в этом играет активизация новых технологий, так как они помогают подходить к ученикам дифференцированно: одаренные учащиеся получают задания углубленного характера, а дети, имеющие более слабый уровень подготовки, имеют возможность проявить себя, готовя к уроку материал облегченного характера.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в учебном процессе. Её решение особенно актуально для начального звена школьного обучения, поскольку с позиции отечественных психологов (Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, В.В.Рубцова, Д.Б.Эльконина и др.) учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7-10 лет.

В связи с этим, я обратилась к методу проектов, чтобы удовлетворить образовательные потребности учащихся, раскрыть их способности.

В качестве основных неоспоримых достоинств метода считаю: высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; развитие групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско – творческой деятельности; межпредметную интеграцию знаний, умений и навыков. В целом, как подчеркивает В.Гузеев, “…Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия”.

Конечно, организовать в начальной школе такой сложный вид работы с учащимися, как выполнение ими проектов, – весьма не простая задача, требующая сил, значительного времени, энтузиазма и т.п. Грамотно организованная проектная деятельность в полной мере позволяет оправдать эти затраты и дать ощутимый педагогический эффект, связанный прежде всего с личностным развитием учащихся.

Проектная деятельность в начальной школе позволяет не только всесторонне развивать личность ребенка, способствовать его социализации, но и обеспечить процедуру учета внеучебных достижений обучающихся.

Что такое метод проектов?

Под проектом (от лат. ргоуесtuз — двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:

1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;
2) предварительный текст какого-нибудь документа;
3) замысел, план.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 1920-е годы прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Родившись из идеи свободного воспитания, она становится в настоящее время интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов в начале хх века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

В современной российской школе проектная система обучения начала возрождаться лишь в 1980-1990-х гг. в связи с реформированием школьного образования, демократизацией отношений между учителем и учениками, поиском активных форм познавательной деятельности школьников.

Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательной презентацией результатов.

Рассмотрим возможности использования метода проектов в практике работы начальной школы.

Я поставила перед собой и детьми такие педагогические цели, достижению которых способствует проектная деятельность:

  1. Расширять кругозор учащихся в различных областях знаний;
  2. Планировать работу над проектом;
  3. Находить источники информации;
  4. Уметь работать в группе, команде;
  5. Искать нестандартные, оригинальные решения;
  6. Раскрывать индивидуальный потенциал;
  7. Принимать самостоятельные решения;
  8. Уметь ставить задачи и задавать вопросы;
  9. Доводить начатое дело до конца.

При организации проектной деятельности в начальной школе я учитывала возрастные и психолого-физические особенности младших школьников. Поэтому темы детских проектных работ выбирала из содержания учебных предметов или близких к ним областей, например, “Жизнь леса”, “Устное народное творчество”, “Моя любимая буква” и другие. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, была в области познавательных интересов учащихся и находилась в зоне их ближайшего развития.

Практика моей работы по данной теме показала, что все темы, предлагаемые в качестве “проектных”, должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок – тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только очень незамысловатые проекты. Поэтому я выделила для начальной школы такие типы проектов:

  1. Информационные. (Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории).
  2. Ролево-игровые. (Участники берут на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы).
  3. Творческие. (Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, представление книг, проведение конкурсов, КВНов).
  4. Исследовательские. (Напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов).

В процессе своей работы я выделила такие этапы работы над проектами в начальной школе:

Мотивационный. (Учитель: заявляет общий замысел, создаёт положительный мотивационный настрой. Ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи).

Планирующий – подготовительный. (Определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности).

Информационно-операционный. (Ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект. Учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником).

Рефлексивно-оценочный (Ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку. Учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Моя роль, как учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, – зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся.

На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением. Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме?

Прежде всего, начиная работу над проектом, я пробуждала в учащихся интерес к теме проекта. Тема проекта была сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это была рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема была не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники. Затем на этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле. Из проблемы проекта, полученной в результате проблематизации, вытекают цель и задачи проекта. Задачи проекта – организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта. Таким образом, погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся.

На втором этапе организовывала деятельность детей. Если проект групповой, то организовывала детей в группы, определяли цели и задачи каждой группы. По необходимости определяли роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Оно может быть параллельным или последовательным.

После того как спланирована работа, пора действовать. И это уже третий этап. Здесь учитель вообще может “ потеряться”, т.е. стать эдаким “малюсеньким наблюдателем”. Ребята все делали сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как я их подготовила. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности.

Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы.

Хочу выделить виды презентационных проектов. Например:

– Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).
– Деловая игра.
– Диалог исторических или литературных персонажей.
– Защита на Ученом Совете.
– Игра с залом.
– Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…
– Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
– Научная конференция.
– Отчет исследовательской экспедиции.
– Пресс-конференция.
– Путешествие.
– Реклама.
– Ролевая игра.
– Соревнования.
– Спектакль.
– Спортивная игра.
– Телепередача.
– Экскурсия.

Для успешной работы на этапе презентации учила учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. На этапе презентации учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными. За успешное завершение проекта мы выделяли такие номинации, как “Нужный проект”, “Памятный проект”, “Красочный проект”, “Весёлый проект” и т.д. Помимо личных призов, были организованы экскурсии в музей г.Буденновска, в г.Кисловодск с посещением дельфинария и цирка.

И хотя мои ученики учатся только во втором классе, мы уже провели такие проекты:

  1. Моя любимая буква.
  2. Моя любимая цифра.
  3. Голубая планета Земля.
  4. Устное народное творчество.
  5. Жизнь леса.
  6. Знание – сила.
  7. Словарик антонимов.

Таким образом, в процессе проектной деятельности, я считаю, формируются следующие общеучебные умения и навыки:

1. Рефлексивные умения:

– умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
– умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

– умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
– умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
–  умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста).

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

– умение коллективного планирования;
– умение взаимодействовать с любым партнером;
– умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
– навыки делового партнерского общения;
– умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Коммуникативные умения:

– умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
– умение вести дискуссию;
– умение отстаивать свою точку зрения;
– умение находить компромисс.

6.Презентационные умения и навыки:

– навыки монологической речи;
– умение уверенно держать себя во время выступления;
– артистические умения;
– умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
– умение отвечать на незапланированные вопросы.

Результаты моего педагогического исследования показали оптимальность метода проектов, дали возможность не только повысить мотивацию к учению и уровень знаний, но и сформировать у моих учеников компетентность и успешность.

Список использованной литературы:

  1. Клименко А.В. Проектная деятельность учащихся. ж.ПИиОбщ., 2002г., №9
  2. Мачехина В.Н. Организация проектной деятельности старшеклассников.ж. ПИиОбщ., 2002г., №9
  3. Романовская М.Б. Проекты в младших классах. Ж. Завуч начальной школы. 2007г. №6
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии – М. Народное образование, 1998.
  5. Дмитрий Иванов. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. Библиотека “Первого сентября”. Выпуск 6(12) М. Чистые пруды. 2007.
  6. Кондратьева Е.П. Проект: проблемы, поиск, опыт. Учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации учителей начальных классов.-Чебоксары, 2007.
  7. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. – 2006, №1.
  8. Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С. Младшие школьники проводят исследование //Начальное образование.- 2005, №2.
  9. Панскова Г.В. Все дело в мыслях. Материалы олимпиад для учащихся начальных классов инновационных школ.- Чебоксары: Изд-во Л.А.Наумова. 2007.
  10. Полат Е.С. Метод проектов – статья на сайте Российской Академии Образования.
  11. Иванова Н.В. “Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе”. //Начальная школа.-2004, №2.