Конспект урока русского языка в 8-м классе по теме "Обращение и знаки препинания при нем"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Познавательная:
    знать, что такое обращение, и уметь находить обращения в предложениях; знать функции обращений в речи (звательная, оценочная, изобразительная); познакомить учащихся со способами выражения обращения, его стилистическими особенностями и функциями в речи; уметь употреблять обращения с учетом речевой ситуации; знать правила постановки знаков препинания при обращении и уметь применять их на письме;
    развивающая: развивать речь учащихся (обогащать словарный запас; усиливать коммуникативные свойства речи (экспрессивность, выразительность) через умение выразительно, с соблюдением звательной интонации читать предложения с обращениями); стремиться к овладению учащимися художественными образами и выразительными свойствами языка; развивать мышление учащихся.
  • Воспитательная:
    воспитывать уважительное и бережное отношение к русскому языку; нравственные традиции урока.

Ход урока

1. Организационный этап.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста, дети. Дежурные, кто сегодня отсутствует на уроке?

? – Ребята, в чем особенность предложений, которые я только что произнесла и которые вы слышите на уроках по несколько раз в день?

– Что же такое обращение?

– Зачем нужны обращения в речи?

– С какой интонацией произносятся обращения?

Сообщение темы и цели урока.

– Итак, тема сегодняшнего урока – “Обращение и знаки препинания при нем”. На уроке мы рассмотрим способы выражения обращения; основные сферы употребления предложений с обращениями; узнаем, где в предложении могут находиться обращения, и сформулируем правила постановки знаков препинания при обращении.

– Откройте тетради, запишите дату, тему урока.

2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Беседа по повторению сведений об обращении, полученных учащимися в предшествующие годы обучения.

– Давайте прочтем предложения и найдем в них обращения.
Слайд 2. Приложение 1, Приложение 2

? – Чем выражаются обращения в данных предложениях?

– Можно ли с помощью обращения выразить свое отношение к тому, к кому обращаешься?

– В каких случаях могут быть употреблены предложения с обращениями?

– Где могут находиться обращения в предложении?

– Являются ли обращения членами предложения?

Выводы беседы.

3. Этап усвоения новых знаний.

Учитель. Мы выяснили, что обращение может стоять в начале, в середине, в конце предложения. Не являясь членом предложения, не входя в его структуру, оно остается внутренне чуждым “приютившей”, по словам А.М.Пешковского, его синтаксической конструкции, осложняя ее. А раз осложняет, значит, требует выделения знаками препинания.

? – Какими и где? Перепишите предложения с доски в тетради, оставив после каждого по пустой строке.

– Как в схеме предложения отразить, что оно осложнено обращением?

Следующим образом (учитель рисует схему первого предложения на доске, схемы остальных двух предложений – двое учащихся):

[О, … ].
[ …, О, … ].
[ …, О]!

Учитель. Знаки препинания при обращении выступают как выделительные, что особенно ярко проявляется в том случае, если обращение стоит в середине предложения. Выделительный характер несет и одиночная запятая, и восклицательный знак, если обращение находится в начале или в конце предложения: функцию второго знака берет на себя пробел и знак завершения предшествующего предложения или знак завершения данного предложения и пробел.

– Ребята, посмотрите на следующие схемы предложений.
Слайд 3

? – В чем их отличие от ранее записанных нами схем?

Это еще одна часть пунктуационного правила “Знаки препинания при обращениях”. Соответствуют данным схемам такие, например, предложения.
Слайд 4

Запишите эти предложения вместе со схемами в тетради, после чего обратите внимание на таблицу “Запятая при обращении” на своих партах. Этой таблицей при необходимости мы будем пользоваться не только на сегодняшнем уроке, но и на последующих уроках по теме “Обращение и знаки препинания при нем”.

Работа с учебником.

– Прочтите теоретический материал параграфа на стр.160.

? – О чем мы еще не сказали сегодня на уроке?

– Какими являются обращения в записанных нами предложениях: распространенными или нераспространенными?

Графический диктант с последующей взаимопроверкой по ключу.
Слайд 5

  1. Сердечный друг, ты не здорова.
  2. В разведку меня, дяденька, брать будете?
  3. И в самом обычном наряде мила ты, Отчизна, до слез.
  4. Здравствуйте, сосновые леса, солнечные, чистые, сухие.
  5. Куда ты, кумушка, бежишь так без оглядки?
  6. Клен ты мой опавший, клен заледенелый, что стоишь нагнувшись под метелью белой?
  7. Расступитесь, леса темные, разойдитесь, реки быстрые.
  8. Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу.
  9. У кого гармонь, ребята?
  10. Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык.

Слово учителя о роли обращений в поэтической речи.

Обращения в поэтической речи, в которой семантика слова обычно усложняется и расширяется, выполняют особую функцию. В художественной речи обращение зачастую утрачивает собственно звательную интонацию. Поэтический текст, как правило, не предполагает конкретного адресата речи, поэтому обращение часто выступает в нем как особый художественный прием – прием олицетворения, с помощью которого поэт или прозаик получает возможность сделать предметами непосредственного контакта изображенные явления и вещи, наиболее полно выразить свое к ним отношение. В художественной речи представлены разные типы обращений к не лицам. Это обращения к странам и континентам, городам, рекам, явлениям природы во всем их многообразии, к явлениям космической жизни, к пространству и времени, к различным проявлениям интеллектуального и эмоционального мира человека и др.
Слайд 6

4. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

§ 32, упр. 358

Слайд 7. Приложение 1, Приложение 2

5. Этап закрепления новых знаний.

  1. Выполнение упр. 356 учебника с записью образца синтаксического разбора предложения с обращением.
  2. Подведение итогов урока. Оценивание.
  3. Выполнение тестовой работы по теме “Обращение и знаки препинания при нем” (по вариантам) с анализом ошибок и их исправлением в начале следующего урока по данной теме.