Тема урока: "Знаки препинания при причастном обороте"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • образовательная: учащиеся повторяют учебный материал о причастном обороте и условии постановки знаков препинания на письме.
  • развивающая: учащиеся учатся находить причастный оборот в тексте, обособлять его на письме, конструировать предложения с причастными оборотами.
  • воспитательная: учащиеся осознают необходимость полученных знаний и использования их в устной и письменной речи.

Тип: Обработка открытого способа

Учебная задача: учащиеся учатся находить причастный оборот, обособляет его на письме, употреблять в речи.

Ход урока

I. Мотивационно-ориентировочная часть

Вхождение в контакт.

Контроль настроения:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, садитесь! За окном мороз и солнце, день чудесный! А какое у вас настроение? (Карточки-сигналы.)

– Хорошо! Значит, вы готовы к выполнению заданий. Какую учебную задачу на прошлом уроке мы поставили?

(Мы должны научиться находить причастный оборот, обособлять его на письме, употреблять в речи.)

II. Исполнительный этап

1. Синтаксическая пятиминутка.

– Запишите данное предложение. (1 ученик работает у доски.)

– Выполните синтаксический разбор предложения.

– Как вы понимаете это высказывание?

– Как вы объясните постановку запятой в данном предложении?

– Что для этого надо выполнить?

– Для того, чтобы правильно выделять причастный оборот необходимо вспомнить теоретический материал. Просмотрите презентацию, которая была подготовлена учеником вашего класса.

2. Компьютерная презентация “Знакомьтесь, я причастие!” (См. Приложение 1, Приложение 2).

– Что же такое причастный оборот?

3. Работа по тексту (каждому ученику выдается текст)

– Прочитайте и озаглавьте текст. Определите тему, основную мысль текста. (Открытие. Ожидание. Олимпийские игры. Процедура открытия имеет большое значение для спортсменов, т.к. они в ответе за тех,, кто за них болеет, на них надеется.)

– К каким стилям относится данный текст? (К книжным.)

Этой минуты каждый раз ждут на всей земле 4 года. И вот наступает …Затихли зрители, заполнившие огромный стадион. В тишине раздается голос, возвещающий об открытии Олимпийских игр. Прогремел пушечный салют. Зазвучали фанфары. И через минуту вспыхнувший в огромной чаше факел озарил весь стадион. Мимо трибун прошли со своими национальными знаменами команды стран , участвующие в Олимпийских играх .Прозвучали над стадионом слова традиционной клятвы, обязывающей всех участников состязаний честно бороться за победу во имя чести Родины, славы спорта. (Л.Кассиль)

– Найдите причастные обороты в тексте и их подчеркните.

Учащиеся находят пропущенную запятую.

– Запишите данное предложение в тетрадь. Подчеркните причастный оборот и объясните постановку знаков препинания.. Составьте схему. (1 ученик доски.)

4. Творческая работа

– Предлагаю выполнить работу в группах. Две группы работают по созданию текста, описывая предложенные картины И.К. Айвазовского. (I группа – “Среди волн”, II группа – “Штиль”.)

Учащимся предлагается языковой материал, который они могут использовать в своей работе.

  1. Спишите текст.
  2. Вставьте пропущенные буквы и запятые.
  3. Озаглавьте.

С необычайной силой и убедительностью И.К. Айвазовский умел передать яркость бушующ... и тихую гладь отдыхающ... моря, блеск солнечных лучей сверкающ... на воде и рябь от дождя, прозрачность морской глубицы и белоснежную пену волн, показать мужество человека вступающ... в схватку с морской стихией.

5. Самостоятельная работа остальных учащихся

Остальные учащиеся работают с раздаточным материалом.

– Вставьте пропущенные запятые и допишите окончания причастий.

6. Проверка выполнения работ

Учащиеся зачитывают текст, проговаривая окончания причастий и объясняя постановку знаков препинания.

Представители I и II групп зачитывают полученные тексты. Во время чтения демонстрируются И. К. Айвазовского. См. Рисунки

III. Рефлексивно-оценочный этап

1. Тестирование (по вариантам)

– Вам предлагаются схемы постановки знаков препинания при причастном обороте.

– Данное задание выполняется по вариантам.

– Первому варианту необходимо найти и указать номера предложений, которые соответствует схеме № 1, второму варианту – № 2. Предложения проектируются на экран с помощью компьютера.

Схема № 1: определяемое слово, причастный оборот ,…

Схема № 2: причастный оборот определяемое слово…

Предложения, в которых не указаны знаки препинания:

  1. Калиныч отворил нам избушку, увешанную пучками сухих душистых трав.
  2. Мы сели отдохнуть на поваленную ветром иву.
  3. Показавшееся из- за гор солнце ослепила нас.
  4. Дорожка, выбегающая к пруду из густой зелени парка, кончается мостиком.
  5. Растущий в палисаднике куст сирени зацвел.
  6. Ливень размыл круто поднимающуюся в гору тропинку.
  7. Волшебным цветком, выросшим на русской почве , называли современниками оперу М.И. Глинки “Руслан и Людмила” .
  8. Свисавшие с крыши толстые сосульки оттаивали на солнце.
  9. Чьи – то голоса, слышимые в тишине утра, привлекли внимание девушки.
  10. Верхушки березок, колеблемые утренним ветерком, приветствовали нарождавшийся день.

2. Проверка тестирования.

Ключ:
I вариант – 1, 4, 7, 9, 10.
II вариант – 2, 3, 5, 6, 8.

– Поднимите руку, кто справился с заданием без ошибок, с одной ошибкой.

IV. Подведение итогов

– Как вы считаете, решили ли вы учебную задачу урока?

– Оцените результаты своей работы на уроке по критериям..

(Критерии оценки.)

“А” – Задания были мне были понятны, я легко справился.

“Б” – Некоторая помощь товарищей мне бы, не повредила.

“В” – Я старался, но большинство заданий были для меня сложны.

(Запишите на полях букву.)

V. Домашнее задание

– Тот, кто записал букву А, выписывает 2 – 3четверостишие с причастными оборотами из стихотворения А.С. Пушкина.

– Тот кто записал букву Б, читает п. 25 и выполняет упражнение № 321 (1,2)

– Тот кто записал букву В, читает п. 25 и выполняет упражнение № 315.

Выставление отметок за урок/