Внеклассное мероприятие по химии "Сказочный круиз"

Разделы: Химия


Цель: В занимательной форме обобщить и закрепить знания об основных классах неорганических соединений.

Оборудование и реактивы: Корабль, мультимедийные средства, костюмы моряков, магнитофон, диски, высказывание ученых, разноуровневые карточки, задания, химический лоток, кислота, основание, соль, индикаторы.

Ход урока

1. Организационный момент

Вступительное слово учителя, который выполняет роль капитана.

Капитан: Друзья, сегодня мы отправимся с Вами в сказочный круиз. Я – буду вашим капитаном.

Постойте, но я же не могу отправиться одна. Эй, люди, где вы все? Матросы! Юнги!

(Звучит морская мелодия и на корабль поднимаются помощники капитана – дети, в костюмах моряков, поют песню.)

Песня “Чунга-чанга”

Помогите команду нам найти.
С ними легче будет, путь пройти.
С ними клады вместе мы найдем.
В жизни этой мы не пропадем.

Припев:
Ах, круиз – как это классно
Будет вместе нам прекрасно
Ведь родные мы по духу
Мы друзья все!!!

Будем вместе наслаждаться
И в круизы отправляться
Ведь все знать хотим мы точно
Мы друзья все.

Припев:
Ах, круиз – как это классно
Будет вместе нам прекрасно
Ведь родные мы по духу
Мы друзья все!!!

Будем вместе наслаждаться
И в круизы отправляться
Ведь все знать хотим мы точно
Мы друзья все.

Капитан: Внимание на экран, чтобы собрать команду мы должны выполнить первое задание.

Задание 1. (Задания могут быть дифференцированными и иметь отдельный вариант для каждого учащегося.)

Давайте поможем собрать команду нашему “кислорику”

Юнги:
Оксиды Ме
О, Na, Fe+2, Al, Ca
Матросы:
Оксиды не Ме
C+4, O, N+3, Cl+7, P+5

Из элементов соберите (составьте), формулы. Левый ряд собирает команду матросов (оксиды не металлов), а правый ряд юнги (оксиды металлов)

Учитель: Молодцы! Команда в сборе.

Танец моряков. Танцуют учащиеся.

Капитан: Юнги и матросы, вы готовы отправиться в сказочный круиз?

Юнги и Матросы: Готовы!

Капитан: Отдать швартовый.

Гудок. Музыка. Шум моря. Слайд на экране.

Юнга: смотрит в трубу. Вижу остров.

Капитан: Смотрит карту. Я знаю этот остров. Нам стоит сюда заглянуть.

Матрос: Друзья, дайте взглянуть. Где-то я уже это видел. Вспомнил! Мой прапрадедушка алхимик, говорил мне, что на этом острове есть сокровища, самые большие сокровища в мире. Их ценность не соизмерима.

Юнга: А как он называется?

Матрос: У него нет названия.

Капитан: Ну, что ж, друзья. Это наш шанс. Может быть, мы назовем этот безымянный остров. Право руля.

Юнга: Есть право руля. Подплываем.

Капитан: Спустить паруса.

Юнга: Есть спустить паруса.

Капитан: Сбросить якорь.

Юнга: Есть сбросить якорь.

Спускаются с корабля.

Капитан: И где же сокровища?

Юнга: Капитан идите сюда, я что-то нашел.

Капитан: Капитан берет смятую бумагу. Читает в слух. “Отгадав это слово, вы будете богаты”. “Друзья, помогите нам”. Внимание на экран.

Задание 2. Кроссворд. (Задания могут быть дифференцированными и иметь отдельный вариант для каждого учащегося.)

По горизонтали: 4. Мельчайшая неделимая частица. 6. Наука о веществах и их свойствах. 8. Элемент I группы II периода.

По вертикали: 1. Сложные вещества, состоящие из атомов металлов и одной или нескольких гидроксогрупп. 2. Положительно заряженные ……..(кто?) 3. Сложные вещества, состоящие из 2 элементов один из которого кислород со степенью окисления -2. 5. Сложные вещества, состоящие из одного или нескольких атомов водорода и кислотного остатка. 6. Элемент неметалл 7 группы 3 периода. 7. Мельчайшая частица вещества .

Юнга: Не понимаю в чем богатство?

Капитан: А богатство друг мой вот в этом слове. Твой алхимик был прав.

“Химия – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области”.

А.М. Горький

 

“Какой только области механических искусств не нужны знания химии! Могут ли обойтись без нее земледелец, металлург, фармацевт, врач, золотых дел мастер, чеканщик монет и т.п.? Если бы человечеству пришлось избрать из числа всех наук только три и притом применительно к нашим потребностям, следовало бы предпочесть всем другим наукам механику, естественную историю и химию”.

Дени Дибро

 

“Изучение химии имеет двоякую цель: одна – усовершенствование естественных наук, другая – умножение жизненных благ”.

М.В. Ломоносов

Матросы: Капитан надо спешить ведь скоро стемнеет.

Капитан: Поднять якорь.

Матросы: Есть поднять якорь.

Капитан: Поднять паруса, лево руля.

Матросы: Есть поднять паруса, лево руля.

Капитан: А теперь мы с вами отправляемся в страну Кисольфию. Там, друзья мои, вы увидите, настоящие чудеса!

Матросы: Здорово. Я всегда мечтал быть фокусником, но мама говорила, что с меня никогда не выйдет толкового человека, так как двоек и троек у меня в школе было гораздо больше, чем хороших оценок.

Юнга: Капитан, ветер дует с севера, ночью будет дождь и шторм. Нам лучше переждать его!

Капитан: Нет, только вперед. Мы должны успеть вовремя, вернуться домой.

Матросы: Есть вернуться в срок.

Волны. Шум. Ветер усиливается. Начинается шторм.

Юнга: Шторм, держись. Свистать всех наверх.

Капитан: Спустить паруса, право руля.

Юнга: Есть.

Капитан: Курс широта 20 градусов, долгота 78. Руль прямо.

Юнга: Капитан, нам не спастись. Осторожно!

Грохот. Крики.

Капитан: Юнги, матросы. Увы, друзья, при таком шторме и ливне наша команда распалась на два класса.

Переодеваются.

Юнга: Лева руля.

Матросы: Право руля. Выхватывая руль.

Капитан: Прямо. Друзья, помогите определить, в кого превратились наши юнги и матросы? Что с ними произошло. Внимание на экран.

Задание 3. Кислоты и основания. (Задания могут быть дифференцированными и иметь отдельный вариант для каждого учащегося.)

Какие классы веществ, здесь присутствуют?

Левый ряд выбирает кислоты и дает им названия Правый ряд выбирает основания и дает им названия

Ca(OH)2, H2SO4, HNO2, NaOH, H2CO3, KOH, H4PO4, Cu(OH), Al(OH)3, HCl.

Капитан: В нашей команде произошли большие изменения. Что происходит? Прекратить панику.

Учащиеся появляются в плащах.

Юнга: Лево руля.

Матросы: Право руля.

Капитан: Прямо осторожно рифы.

Стук. Треск.

Спокойный шум моря.

Капитан:

Друзья, я не могу.
С ними я пропаду
Что сделать мне
С ними с такими
С моими друзьями родными.
Должен я им помочь
Иначе мне будет не в мочь.
Должны вы помочь
Мне команду собрать
Чтоб дальше круиз
Мы смогли продолжать.
Внимание на экран.

Задание 4. (Задания могут быть дифференцированными и иметь отдельный вариант для каждого учащегося.)

Рассыпались формулки, соберите их правильно и расставьте по своим местам.

Оксиды неметаллов Оксиды металлов
SO42-, Na, Ca, O, C4+, Fe 2+, P5+ Al, N3+, S6+, S, K, OH1-, Cl7+, CO32-

Юнга: Капитан наша команда в сборе в прежнем составе. Но корабль мы потеряли. Мы снова на острове.

Капитан: Я рад, что мы снова вместе. Спасибо вам. А мы друзья находимся на острове Кисольфия. Здесь происходят удивительные вещи.

Матрос: Друзья, спешите ко мне, я что-то вам покажу.

Задание 5. Опыты.

Из названий веществ, полученных практическим путем составить формулы. Полученные вещества проверить индикатором:

  1. Основание
  2. Кислота
  3. Соль

Капитан: А теперь мы должны построить плот и возвращаться домой. Делаем плот из слов, полученных в результате отгадывания головоломки. Внимание на экран.

Задание 6. Головоломка. (Задания могут быть дифференцированными и иметь отдельный вариант для каждого учащегося.)

Из химических элементов периодическая система составить слова. Например: молибден + кюрий

МО + СТ = МОСТ

  1. Ручное сельское орудие?
  2. Великая американская киноактриса – к/ф “В джазе только девушки”.
  3. Русский напиток.
  4. Начало спортивного состязания.
  5. Музыкальный знак.
  6. Столица российского государства.
  • Молибден + углерод + калий + барий
  • Калий + барий + углерод
  • Молибден + водород + фосфор + кислород
  • Углерод + тантал + прометий
  • Водород + кислород + тантал
  • Калий + кислород + кальций

Капитан: Удивительное путешествие, не правдали друзья? Я рад, что наше путешествие успешно закончилось и мы одна дружная семья.

Все учащиеся поют песню:

Любимая химия (на мотив песни “Потому, потому что мы пилоты...”)

Мы друзья, вместе мы – одна сила.
И любую преграду пройдем.
И задачку любую решим мы,
В жизни вместе мы не пропадем.

Припев:
Потому, потому что дети все мы
Школа наш, школа наш родимый дом.
Первым делом, первым делом ведь учеба.
А круизы остаются на потом.

Много в химии знаем, и с вами.
Мы готовы делиться друзья.
Но чтоб в жизни преград вы не знали
Знайте химия – всем вам нужна.

Припев:
Потому, потому что всем на свете
Пригодится в жизни химия – друзья.
И поверьте, что учиться всем вам надо!
И берите вы пример всегда с меня.

Для нас химия – это наука
Для нас химия – это судьба
И понять ее было нам сложно
Но погрязли мы в ней навсегда

Припев:
И конечно сейчас мы не жалеем
Ведь предмет нужен нам и мы горды
Что наукою мы этой все владеем
Ну и вы владеть, конечно, ей должны.

Капитан: Каждый участник нашего плаванья получает на память сувенир в виде корабля.

Рефлексия: Нарисуйте на карте кораблик возле того острова, где вы сейчас находитесь (остров “Незнайкин”, Радости, Недоверия, Удовлетворения, Спокойствия и т.д.).

Презентация (см. Приложение 1).