Методические рекомендации по организации работы с обучающимися, имеющими низкие учебные возможности

Разделы: Общепедагогические технологии


Цель: разработать проект мероприятий по организации работы с обучающимися, имеющими низкие учебные возможности  (форма проведения: круглый стол).

Задачи: создать условия для эффективного обучения и развития учащихся с низкими учебными возможностями, продолжить формировать умения и навыки учебной деятельности у учащихся с низкими учебными возможностями, развивать навыки самообучения, самореализации.

Задание 1. Прочитайте учебно-лекционный материал (Приложение 1).

Актуальные проблемы образования

В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В ней занято более миллиарда учащихся и почти 50 млн педагогов. Заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования [2]. Образование рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений. Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой являются:
• цели обучения;
• содержание обучения;
• средства педагогического взаимодействия (средства преподавания и мотивация),
организация учебного процесса;
• студент, преподаватель;
• результат деятельности (в том числе и уровень профессиональной подготовки).

Таким образом, технология обучения предполагает организацию, управление и контроль процесса обучения. Причем все стороны этого процесса взаимосвязаны и влияют друг на друга. Стоит одному звену дать сбой, как тут же это скажется на всех остальных. Для успешного функционирования всей системы нужна тщательная и продуманная отладка всех ее составляющих. Сущность понятия. Понятие "технология обучения" на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. Однако для традиционного процесса обучения существовали и существуют традиционные технологии обучения, которыми преподаватель пользуется в учебном процессе, не употребляя самого термина. В Толковом словаре В. Даля мы можем найти следующее определение: "Технология - наука техники. Техника - искусство, знание, умения, приемы работы и приложение их к делу"[2].
В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, а с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на студентов в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств [2].  Поскольку технология обучения определяется определенным набором содержательных и процессуальных характеристик, информатизация образования обусловила расширение и сдвиг понятия в сторону проектирования и системного анализа процесса обучения.
Наиболее емко смысл термина "технология обучения" передает следующее определение: технология обучения - это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей. Итак, в технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными педагогическими задачами. Процесс разработки конкретной педагогической технологии можно назвать процессом педагогического проектирования [2].

Классификация технологий обучения
Как уже отмечалось, на сегодняшний день нет четко зафиксированной классификации технологий обучения, однако выделены две градации - традиционная и инновационная - технологии обучения. А. Я. Савельев (НИИ высшего образования) предлагает следующую классификацию образовательных технологий:
• по направленности действия (ученики, студенты, преподаватели и т.д.);
• по целям обучения;
• по предметной среде (гуманитарные, естественные, технические дисциплины и т.д.);
• по применяемым техническим средствам (аудиовизуальные, компьютерные, видеокомпьютерные и т.д.);
• по организации учебного процесса (индивидуальные, коллективные, смешанные);
• по методической задаче (технология одного предмета, средства, метода).
Любая познавательная деятельность на занятии организуется преподавателем с помощью методов обучения.
Метод обучения – это система последовательных, взаимосвязанных действий педагога и обучающихся, обеспечивающая усвоение содержания образования [2].

В настоящее время в педагогике известны различные системы методов обучения:
- традиционная  (С.Г.Шаповаленко, Е.И. Перовский, Г.Я.Голанд);
- развивающего обучения (И.Я. Лернер, М.Н.Скаткин);
- оптимизации обучения (Ю.К.Бабанский);
- проблемного  обучения (М.И.Махмутов)

Бинарные методы обучения (М.И.Махмутов )
- сообщающе-исполнительский (С-И);
- объяснительно-репродуктивный (О-Р);
- стимулирующе-поисковый (С-П);
- побуждающе-поисковый (П-П);
- инструктивно-практический (И-П).
Для каждого из указанных методов характерны определенные дидактические приемы.

Дидактический прием - это обусловленные методом обучения конкретные действия преподавателя или учащихся, которые ведут к достижению учебных целей или задач.

Самыми трудными для восприятия являются причинно-следственные связи.  Восприятие, позволяющее накопить фонд конкретных фактов и явлений,  является основой любой обобщающей деятельности: осмысления знаний, формирования понятий и др. На восприятие влияет и объем усваиваемого учебного материала, количество учебных единиц - усваиваемых понятий, закономерностей, явлений и т.д. К внешним факторам восприятия также относятся санитарно-гигиенические условия урока, наличие дидактических средств обучения, организация занятия и др.

Осмысление знаний происходит в процессе аналитико-синтетической деятельности: анализа, синтеза, обобщений. К основным приемам осмысливания учебного материала относят: выделение главного, раскрытие сущности изучаемых явлений, установление причинно-следственных связей, подведение конкретных фактов под научное понятие,  научный закон, формулирование обобщающих выводов, логическая переработка учебного материала (составление плана, схемы, графика и  др.).  Повышение уровня работы над осмыслением знаний на уроке на основе опоры на закономерности усвоения, введение дифференциации обучения является одним из огромнейших еще не использованных резервов урока.

Обобщение знаний –  это мысленное выделение и объединение существенных признаков изучаемых предметов, фактов, процессов, явлений реальной действительности.

Систематизация знаний – это мыслительная деятельность, в процессе которой изучаемые объекты и явления выстраиваются  в единую систему  на основе выбранного принципа, основания.
Обобщение и систематизация знаний ведет к овладению этими знаниями.

Все процессы усвоения знаний осуществляются в диалектическом единстве. Уже при восприятии идет осмысление и т.д. Однако, в определенные моменты этого процесса может доминировать какая-то одна задача: или осмысление, или применение, или обобщение, или  систематизация. Знания тогда усваиваются полноценнее, когда они упорядочены, т.е. закономерно связаны между собой, являются частью некоторой системы знаний.
Исходя из сказанного выше,  ведущими способами учебно-познавательной деятельности учащихся при усвоении знаний будут:
- на уровне узнавания (представления):   восприятие, осмысление, запоминание;
- на уровне понимания:  осмысление, объяснение, интерпретация, обоснование;
- на уровне применения знаний:  расчет, вычисление, выполнение практических  действий;
- на уровне анализа (синтеза, оценки):  сравнение, обобщение, систематизация,  абстрагирование, классификация, конкретизация.

Исследования установили три группы причин общеучебных неудач.

1. Социально-экономические - материальная необеспеченность семьи, неблагополучная обстановка в семье.
2. Биопсихологического характера - это наследственные особенности, способности, черты характера. Следует помнить, что задатки наследуются от родителей, а способности, увлечения, характер развиваются при жизни на основе задатков.
3. Педагогические причины - педагогическая запущенность чаще всего является результатом ошибок, низкого уровня работы ОУ. Обучение, профессиональные действия учителя - решающий фактор в развитии учащегося.

Средства преодоления неуспешности.

- Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, компьютеризация контроля обучения, тесный контакт и работа с родителями.
- Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов.
- Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. Это дополнительные занятия, консультации, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения.
- Воспитательное воздействие - поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учащимися должна вестись планируемая воспитательная работа, которая будет направлена на развитие интереса у учащегося к обучению.

Важное значение при организации работы с учащимися, имеющими низкие учебные возможности имеют консультации, по способу проведения можно выделить:

  • консультация – совет начинается с разъяснения значения и сущности предстоящей работы, педагог объясняет, как лучше выполнить определенную работу, дальше продолжается консультация в вопросно-ответной форме.
  • консультация – разъяснение назначается после изучения какой то темы, целью такой консультации является систематизация знаний учащихся.
  • консультация – обсуждение проводится после самостоятельного изучения материала учащимися, при этом учитель указывает на недостатки в знаниях учащихся, отмечает, на что следует обратить внимание.

Методические рекомендации  по профилактике неуспешности

1. Проведение различных психологических исследований, которые могут показать, каково умение самостоятельно мыслить, как функционирует логическое мышление учащегося, присутствуют ли различные дефекты, касающиеся как содержания логических приемов, так и степени их осознанности, обобщенности, развернутости.
2. Воспитательное воздействие - для профилактики неуспешности важна тесная связь основного обучения с дополнительным образованием, так как очень часто неуспешный ребенок в обучении является успешным в области искусства и спорта (физической культуры). Детей, которые являются неуспешными в учении, необходимо активно включать в коллективные творческие дела, давать посильную роль, задание, повышая тем самым как их самооценку, так и авторитет в коллективе. Не оставлять без внимания, поощрять учащегося за незначительные успехи как в учебной, так и внеурочной деятельности.
3. Педагогическая профилактика также предполагает контролирование к проявлению интереса к любому делу у неуспевающих, чтобы формировать мотивацию к обучению. С учетом психологических и физиологических особенностей учащимся во время урока предлагаются разноуровневые задания, карточки, необходима смена видов деятельности, поэтапное обучение, личностно – ориентированное обучение,
4. Если ребенку не для кого стараться, если никто не огорчится и не обрадуется полученным им результатам работы, то очень скоро - он перестанет стремиться к улучшению своих показателей – создание ситуации успеха.
5. Педагогическая терапия – систематическое отслеживание выполнения работы над ошибками в рабочих и контрольных тетрадях, в тетрадях для словарной работы и математических диктантов, организуя как групповые, так и индивидуальные занятия с неуспевающими учащимися.

Задание 2. Прослушайте предложения коллег с положительным результатом по организации работы с обучающимися, имеющими низкие учебные возможности (Приложение 2).

Задание 3. Предложите мероприятия с учетом направления деятельности (Приложение 3).

Направления деятельности Мероприятия Предполагаемый результат Ответственные
1. Обучение с принципом индивидуальности.      
2. Создание условий для коррекции знаний обучающихся.      
3. Обеспечение комфортности учащихся в процессе обучения (атмосфера открытости, взаимопонимания).      

Вывод: для профилактики неуспешности - важна тесная связь учителя, мастера производственного обучения, психолога, родителей и постоянный контроль за качеством знаний со стороны образовательного учреждения, а также со стороны родителей.

Таблица 1

Описание мероприятия.

Содержание формы по описанию методической разработки
1.    Название. Методические рекомендации  по профилактике неуспешности  обучающихся.
2.    Цель и задачи.
Для чего проводится мероприятие.
Цель: профилактика неуспешности обучающихся.
Задачи: создать условия для эффективного обучения и развития обучающихся с низкими учебными возможностями, продолжить формировать умения и навыки учебной деятельности у обучающихся с низкими учебными возможностями, развивать навыки самообучения, самореализации.
3.    Характеристика участников. Мероприятие проводится в учреждении начального профессионального образования, подростковый возраст обучающихся, средний уровень успеваемости, недостаточный уровень глубины знаний, их интеграции.
4.    Время и форма проведения. 40 - 45 минут
форма проведения: круглый стол.
5.    Оформление Мероприятие может проводиться в библиотеке в рамках работы методического объединения преподавателей,  используется дополнительная литература – выставка книг.
6.    Реквизиты.
  • Презентация
  • Выставка книг

7. Используемая литература.

1. Воробьева О.Я. Коммуникативные технологии в школе: секреты эффективного общения. – Волгоград: Учитель, 2008.
2. Педагогика и психология высшей школы/под ред. М. В. Буланова-Топоркова Учебное пособие. - Ростов н/Д:Феникс,
2002. - 544 с.
3. Положение о профессиональном стандарте. Утверждено Распоряжением Президента РСПП № РП-46 от 28 июня 2007 г.
4.  Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 13.08.97 N 1749  «О Концепции реформирования системы начального профессионального образования».
5. Приказ Министерство образования Российской Федерации  (Минобразование России) от  11.02.2002 г. Москва   N 393 «О Концепции модернизации российского образования                       на период до 2010 года».   

8. Раздел фестиваля. Общепедагогические технологии

Важнейшая проблема, волнующая учителей – повышение качества обучения, его эффективности и практической значимости с точки зрения формирования практического опыта учащихся.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 – 2012 г. была выдвинута установка на опережающее развитие начальной профессиональной школы, чтобы она могла обеспечить требуемое социумом качество образования выпускника. Обоснована необходимость формирования компетенций учащихся, обеспечивающих их функ­циональную грамотность, ответственность в выборе индивидуальных образова­тельных траекторий, развитие познавательных способностей личности и саморазвитие во всех видах жизнедеятель­ности.