Программа "Введение в профессию"

Разделы: Технология


1. Организационно-методический раздел.
1.1. Место курса в профессиональной подготовке выпускника.
Престиж любого профессионального образовательного учреждения определяется, прежде всего, качеством подготовки выпускников и их востребованностью на рынке труда.
Дисциплина «Введение в профессию»  находится на начальной ступени начального профессионального образования и первой профессиональной дисциплиной с которой сталкивается обучающийся при поступлении в  начальное профессиональное учебное заведение. Преподавание этого курса осуществляется высококвалифицированными преподавателями, имеющими опыт работы по определенной специфики профессии. Исходный уровень знаний и умений обучающихся соответствует полученным в школе. Поэтому особенностью данного курса является первоначальная подготовка обучающихся к успешному усвоению последующих дисциплин, скорейшая адаптация обучающихся к данной системе обучения, увеличение мотивации к учебе. Дисциплина выполняет ознакомительную роль в системе начального профессионального образования.
Необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения.
У первокурсников изменились социальное окружение (новый состав класса и учителей) и система деятельности (новая учебная ситуация новой ступени образования). Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Учащийся переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе группы и пр. Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности.
Все это осложняет сам учебный процесс, ведь продуктивная работа становится проблематичной. И потенциальный отличник может превратиться в отстающего или прогульщика.
Не менее важным оказывается процесс адаптации для учителя, который, не зная своих учеников, не может успешно привлекать их к самоуправлению и самообслуживанию, индивидуализировать и дифференцировать обучение. Необходимо корректировать собственную педагогическую позицию относительно класса и отдельных ребят.
Поэтому смысл адаптационного периода в образовательном учреждении состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным.

Цель адаптационного периода– помочь ребятам познакомиться с коллективом и понять сущность своей профессии
Чтобы адаптационный период был эффективным, необходимы следующие этапы его организации:

  • Ознакомительный этап адаптации предполагает осмысление собственной роли учащегося в окружающей его среде.
  • Подготовительный этап адаптации включает освоение заданных видов деятельности по определенным направлениям.

Адаптивное обучение реализует следующие функции: ориентационная, коррекционная, реабилитационная, стимулирования.

1.2.  Ведущая цель и основные задачи курса.

Цель: содействовать успешной адаптации выпускников основной школы к новым для них условиям деятельности.

Задачи:

  1. ознакомление обучающихся с историей образовательного учреждения и его традициями;
  2. первичная ориентация в будущей профессии;
  3. создание условий для успешного введения обучающихся в профессиональную деятельность.

1.3. Требования к уровню усвоения содержания курса.
В результате изучения курса обучающиеся должны:

  • иметь представление о способах успешной учебной деятельности;
  • овладеть навыками эффективного усвоения учебной программы;
  • получить представление о специфике профессии;
  • знать основные сферы деятельности с учетом специфики профессии;
  • знать важнейшие отрасли психологии;

1.4. Формы работы обучающихся:  практические  занятия, тренинги, экскурсия.
Предполагается текущий  контроль работы студентов. Итоговый контроль в форме отчета.

2. Тематический план.


п/п
Наименование разделов Количество часов Всего
часов
Лекции Практические
занятия
Самостоятельная
работа
Экскурсия
1. Информационно-мотивирующий раздел. 1 1     2
2. Информационно-обучающий раздел. 1 2 2   5
3. Информационно-обобщающий раздел.   1   2 3
4. Итого 2 4 2 2 10

3. Учебно-тематический план.

Темы занятий Кол-во  часов
1.  Информационно-мотивирующий раздел. 2
1.1.  Я и училище. 1
1.2.  Я и коллектив. Правила группового взаимодействия. 1
2. Информационно-обучающий раздел. 5
2.1.   Рекомендации и требования к оформлению конспектов по содержанию урока, в частности конспект по предметам профессионального блока. 1
2.2.   История профессии. 1
2.3.   Профессия, которую я выбрал; характеристики профессии. 2
2.4.   Я и профессия. 1
3. Информационно-обобщающий раздел. 3
3.1.   Экскурсия на предприятие. 2
3.2.   Заключение. 1

4. Содержание.

Тематическое содержание Содержание материала
1. Информационно-мотивирующий раздел.
1.1. Я и училище.
1.2. Я и коллектив. Правила группового взаимодействия.
  • Информация о традициях училища и его коллективе.
  • Знакомство с уставом образовательного учреждения.
  • Знакомство с коллективом группы, возможно первичное анкетирование, опрос учащихся.
  • Правила группового взаимодействия.

 

2. Информационно-обучающий раздел.
2.1. Рекомендации и требования к оформлению конспектов по содержанию урока, в частности конспект по предметам профессионального блока.
2.2. История профессии.
2.3. Профессия, которую я выбрал; характеристики профессии.
2.4. Я и профессия.
  • Рекомендации и требования к оформлению конспектов по содержанию урока, в частности конспект по предметам профессионального блока.
  • Презентации по профессиям.
  • Фундаментальные понятия по профессиональному блоку предметов, их межпредметная взаимосвязь.

3. Информационно-обобщающий раздел.
3.1.  Экскурсия на Предприятие. Встреча с молодыми рабочими Предприятия, выпускниками образовательного учреждения.
3.2.  Заключение.
  • Экскурсии на предприятие, просмотр фильма о предприятии и его модернизации
  • Встреча с молодыми рабочими, в частности с выпускниками.
  • Оформление отчета.

5. Учебно-методическое обеспечение курса.

  1. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. М.:Знание. Сер. Педагогика и психология, 1980.
  2. Багдасарова Т.А. Токарное дело. Рабочая тетрадь. – М.: Академия, 2003.
  3. Белкин АС. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. — Челябинск, 2004.
  4. Богданович В. Когда нужно сказать «нет», чтобы жизнь сказала «да».- СПб.: Невский проспект, 2005.
  5. Болотина А.Е. Карточки-задания для программированного контроля знаний учащихся по токарному делу. – М.: Высшая школа, 1984.
  6. Вуждек Т. Тренировка ума. - СПб, 1996.
  7. Гецов Г.Г. Работа с книгой: рациональные приемы. М., 1984.
  8. Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении. – М.: Просвещение, 1966.
  9. Леве Г.Х. Учимся всю жизнь. – М.: Прогресс, 1989.
  10. Макиенко Н.И. «Педагогический процесс в училищах  профессионально техническое образование» Москва, 1977.
  11. Максимов И.П. Задания по специальной технологии токарного дела. – М.: Высшая школа, 1987.
  12. Скакун В.А. Организация и методика производственного обучения Москва,  1988.
  13. Скакун В.А. Методика производственного обучения, часть I, II. Москва 1992.
  14. Скакун В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в средних ПТУ. – М.: Высшая школа, 1987.
  15. Скакун В.А. Методика преподавания специальных и общетехнических предметов (в схемах и таблицах). – М.: Академия, 2007.
  16. Скакун В.А. Основы педагогического мастерства.М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2008.
  17. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Высшая школа, 1991.
  18. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М., 2001. С. 34.
  19. Токарева В. С. Эффективность информационных тех­нологий обучения в высшей школе // Новые информационные технологии в образовании: обзор, ифр. НИИВО. Вып. 7-9,М., 1995.
  20. Учебные планы и программы для подготовки в профтехучилищах рабочих соответствующей специальности.
  21. Эрганова Н.Е. Методика профессионального образования. – М.: Академия, 2007.
  22. Шиделёва М.А. «Организация и методика производственного обучения» под редакцией 1978.
  23. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., Смысл.2001. 365