Формы работы с педагогами в профессиональном училище для повышения их профессионализма и профессиональной квалификации

Разделы: Общепедагогические технологии


Государство, предприятия – заказчики и социум в целом требуют, чтобы выпускник системы начального профессионального образования был профессионально грамотным, функционально адаптированным и социально активным рабочим.
В концепции Федеральной целевой программы развития образования до 2020 года особо подчеркивается роль качественного профессионального образования для обеспечения роста конкурентоспособности страны на мировом рынке труда.
Профессия педагога включает в себя всю совокупность видов профессиональной деятельности: учителя, воспитателя, преподавателя, педагога-инженера, мастера производственного обучения, организатора воспитательной работы и др., являющихся родственными по отношению к общему объекту педагогической деятельности - человеку.
От состояния и уровня развития начального профессионального образования зависит качество знаний и уровень профессиональной подготовки рабочих кадров российского общества. На сегодняшний день качественная подготовка рабочих – это государственная проблема. Кадры нужны квалифицированные с многопрофильной подготовкой.
Профессиональное образовательное учреждение представляет собой достаточно сложную социально-экономическую систему, отражающую ее индивидуальность и специфику.
Качественные изменения в обществе, связанные со становлением рыночной экономики, а именно вывод проблем качества профессионального образования на первый план обнажили острые проблемы. Значительно повысилась ответственность за качество обучения и востребованность, обучающихся на рынке труда, что повлекло за собой изменение структуры и качества управления, содержания профессиональной подготовки, инновационных подходов к обучению, повышение профессионализма и уровня квалификации педагогических работников.

Для достижения цели качественного и эффективного образование необходимо:
- внедрение моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающего каждому человеку возможность формирования, индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального роста, повышения его профессионализма.
- внедрение механизмов взаимодействия учреждений профессионального образования и работодателей, обеспечивающих привлечение в сферу образования дополнительных материальных, интеллектуальных и иных ресурсов.
Академик А.П.Беляева рассматривает категорию «профессионализм» как ведущий феномен человеческой деятельности, как главное качество человека, обеспечивающее удовлетворение трудом, его результатом, как генетическую потребность личности понимать и преумножать красоту труда, исходящую от внутренней духовной потребности личности. Профессионализм формируется в процессе интеллектуализации профессиональной деятельности и основывается на взаимодействии личностных способностей, мотивов, социально-профессиональных ориентации, определяющих отношение к труду.

Под квалификацией понимается - готовность работника к качественному выполнению конкретных функций в рамках определенного вида трудовой деятельности; официальное признание (в виде сертификата) освоения
компетенций, соответствующих требованиям к выполнению трудовой деятельности в рамках конкретной профессии (требований профессионального стандарта)
Потребность в педагогах нового типа, проявляющих себя в качестве субъектов профессиональной деятельности, особенно остро ощущается в системе начального профессионального образования.
Это обусловливает особую роль и место системы повышения квалификации (СПК) в профессиональном развитии педагога, которая может в той или иной степени влиять на профессиональное развитие педагогов.
В связи с этим становятся актуальными исследования, ориентированные на научный поиск содержания и форм повышения квалификации, обеспечивающих эффективное достижение главной цели повышения квалификации - роста профессионального совершенства педагогов, подготовки их к становлению в качестве субъектов профессионального развития.

Создание оптимальных условий для профессионального развития, совершенствования педагогов, становления их субъектами профессиональной деятельности является сегодня главной задачей системы повышения квалификации работников образования.
Первоначально отметим, что понятие «система повышения квалификации» (СПК) имеет различные толкования. Повышение квалификации является составной частью системы непрерывного образования, но она относительно самостоятельна и обладает элементами любой педагогической системы (цель, содержание обучения, средства обучения, обучающиеся, преподаватели). По мнению B.C. Дьяченко, повышение квалификации – «целевой процесс, направленный на перестройку и формирование у слушателей в оптимальные сроки и с наибольшей эффективностью научной системы знаний, навыков и умений о новейших достижениях, путях внедрения теории и передового опыта, а также развитие потребностей в самообразовании». И.П. Кузьмин определяет СПК как сложное многофункциональное социально-педагогическое явление, направленное на удовлетворение социальных потребностей и личностных образовательных запросов взрослых людей. Система повышения квалификации, является неотъемлемой частью более общей системы непрерывного образования педагогов.

Сегодня справедливо говорят о кризисе педагогической культуры. Основная проблема, вызывающая неудовлетворенность педагогической практикой, заключается в разрыве между традиционным педагогическим образованием и социальным заказом на качество подготовки специалистов.
В наших исследованиях нас интересует, возможно, ли повышение профессионализма педагога в результате его деятельности в учреждении начального профессионального образования.
На основе данных рассуждений возникает вопрос: «Как повысить квалификацию педагогических работников в результате педагогической деятельности в профессиональном училище?».

Данное направление, возможно, реализовать через внутреннюю программу повышения квалификации педагогов, используя определенный спектр форм профессионального обучения педагогов:

  • лекции;
  • семинарские и практические занятия;
  • лабораторные работы;
  • семинары по обмену опытом;
  • мастер – классы;
  • круглые столы;
  • конференции;
  • выездные занятия;
  • стажировки;
  • консультации;
  • курсовые, проектные, реферативные и другие учебные работы.

Реализация данного подхода обеспечивает повышение профессиональной квалификации и профессионального мастерства педагогических кадров, что, как правило, повышает качество профессиональной подготовки обучающихся.

Литература
1. Беляева А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. СПб, 1996.
2. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности. // Образовательная политика. 2006. № 5.
3. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М., высшая школа, 1995.
4. Эрганова Н.Е. Методика профессионального образования. – М.: Академия, 2007.