Познавая, учимся

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


«Сделать учебную работу насколько возможно
интересной для ребенка и не превратитьэтой
работы в забаву-это одна из труднейших и
важнейших задач дидактики».
К.Д. Ушинский

Каждый учитель хочет, чтобы его дети учились увлеченно, с интересом. Развить ум ребенка, приобщить его к активному, напряженному, интеллектуальному труду, сформировать интерес к изучению математики, развить творческую личность - одна из сложнейших задач, которая стоит перед каждым учителем.

Не все дети одинаково трудолюбивы, поэтому формирование познавательной активности возможно только при условии, когда деятельность, которой занимается ребенок, ему интересна.

Пробуждая интерес к математике, любой учитель укрепляет веру ребенка в свои силы независимо от его способностей.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставило меня задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, а также сохранить активность учащихся на протяжении всего урока.

Чудес в педагогике не бывает. Просто есть большая, трудная, порой очень тяжелая работа.

Используя на уроках математики в V-VI классах карточки, содержащие интересную историю родного края, различную полезную информацию, которая заканчивается вопросом, математическим упражнением, ребенок, последовательно выполняя его, получает набор чисел, причем каждому найденному числу соответствует определенная буква.

После того как ребенок выполнит данное упражнение и получит набор определенных букв, ему необходимо из данных букв сложить слово, которое является ответом на данный вопрос.

Как показывает многолетний опыт работы в школе, использование таких карточек на уроке интригует детей, появляются положительные эмоции, так как однообразная деятельность на любом уроке утомляет школьника.

Формулировки таких заданий расширяют кругозор детей, а также позволяют не только продолжить работу над математическими умениями и навыками, но и развивают логическое мышление и познавательную активность.

Используя данный вид деятельности на уроках, я стараюсь пробуждать у детей любопытство. А любопытство переходит в любознательность, следовательно, просыпается интерес к предмету и не только к математике.

Рассмотрим несколько таких карточек на примере одной из тем.

Карточки серии «Родные просторы» (V класс)

Тема: «Решение уравнений»

1. Старые люди рассказывают:

«Давным–давно были повсюду густые леса. Много в них водилось всякого зверя. Как-то повадился в деревню, что стояла на берегу Суры, медведь. Не жалел ни женщин, ни детей ,ни стариков .Много храбрых охотников погибло от него. Совсем народ отчаялся. В то время подрос в деревне паренёк, сильный да смекалистый. Нашёл он медведя.
Страшная была хватка. Победил парень, но и ему досталось от свирепого зверя, кровь из ран так и текла. Сильно устал юноша. Спотыкаясь от потери крови, возвращался он домой. Атам, куда падали капли его крови, ямы да воронки появились, а из них ключи били и ручейки бежали. Слились эти ручейки вместе, потекла речка-той извилистой тропой до самой деревни, где юноша жил, да в Суру и влилась. Не забыли люди о подвиге, а речку назвали за её извилины да извороты...»

Найдите название данной реки.

1. (а +25)- 18 =27;
2. w-45-74=26;
3. 21z-4z-17=17;
4. 992:(130-y)=8;
5. 49r-r=384.

ь-145; я-2; а-8; ъ-3; п-20; н-6

Ответ: Пьяна.

2. Собиратель и исследователь народного творчества Нижегородского края Н.А.Добролюбов писал: «Все реки, как реки - текут себе к морю или другой реке, да и только. Одна только речка в Нижегородской губернии не захотела этак… потечет, потечёт как следует, да и повернет в сторону, то на восток, то на север, то опять к югу….О какой реке идет речь?
.
1. (24+t)-31=40;
2. 28-f+25=43;
3. 15d-8d=714;
4. 6v-2v+25=65;
5. m:38-76=38.

а-4332; ь-10; н-10;к-24; п-47; я-102

Ответ: Пьяна

3. Вряд ли на Земле такая речка найдется, устье которой расположено так близко к истоку, протяженность при этом столь значительна. Пропетляв 436 км и описав громадную излучину, река в низовье подходит близко к своему началу и впадает в Суру в 60 км от истока. Эта река извилиста, потому что прокладывает свое русло в легко растворимых породах-известняках, доломитах, гипсах. Во время разливов после дождей или когда снег тает, вода под землю просачивается, а потом по трещинам, пустотам, подземным каналам в реку стекает, по пути растворяет, увеличивает полости, расширяет и соединяет каналы. Новые пути для русла готовит. Она течет там, где свободнее да шире. Что это за река?

1. 25s+59=159;
2. 24∙(h+9)=288;
3. 4n+5n+n=3670;
4. (y+49):42=86;
5. 102k-4k-10=1950.

ь-3; а-20; н-3563; я-367; п-4; т-5

Ответ: Пьяна.

4. У этой реки долины ассиметричны, то левый берег высокий с крутыми уступами, а правый низкий, с обширной, часто заболоченной поймой, а большую часть пойма ровная. О какой реке идет речь?

1. 66-(f+22)=34;
2. 191-8a=55;
3. (d+25):7=16;
4. 6m+3m+m=4800;
5. (3x+5x)∙18=144.

а-1; я-87; м-16; ь-17; п-10; н-480

Ответ: Пьяна.

Карточки серии «Юный рыболов»

Одним из древнейших занятий человека является рыбная ловля. И в сегодняшний век техники и автоматики рыболовство не потеряло свою актуальность. Рыболовством увлекаются сотни тысяч людей.

Что может быть полезней, чем провести время у водоёма, пообщаться с природой, насладиться тишиной. Рыбная ловля развивает в человеке наблюдательность, терпение, выдержку, закаливает его физически.

Среди рек Правобережья особенно примечательна, Пьяна, единственная в своем роде река, описывающая почти совсем замкнутую дугу. Такое удивительное название она получила за свою исключительную извилистость: массу изворотов, петель и колен образует река на пути, направляясь то вперед, то назад.

Выполняя задания карточек данной серии, ребята не только отрабатывают алгоритм решения уравнений, но и знакомятся с различными видами рыб, которые встречаются в реке Пьяна.

1. Эта рыба имеет плотное тело, плавники красного цвета. Очень красивый вид данной рыбы. Встречается в ямах ниже перекатов, на границе течения. Весит в основном 2 кг. Что это за рыба?

8х-7х+10=12;
34а-68=68;
(х+59):42=86.

я-2; м-0; з-4; а-353; ь-3553

Ответ: язь.

2. Сравнительно крупная рыба длиной до 50 см, весом около 5 кг, но часто встречаются особи 2-3 кг. Имея, самое плоское тело и самую горбатую спину любит самые глубокие места. Окраска от серой до бронзовато-коричневой. Своей хоботовидной пастью он засасывает грунт и, отделив личинок, выплевывает несъедобные остатки. О какой рыбе идет речь?

6t + 5t – 33 = 0;
68 + 89п = 9057;
р: 38 -76 = 38.

л-3; а-10; п-433; е-101; щ-4332

Ответ: лещ.

3. Пятнистая хищница. На стройном, почти цилиндрическом теле сидит сдавленная, наподобие утиного клюва, голова с широкой и глубокой пастью и острыми направленными внутрь зубами. Зеленовато-желтое мраморное тело заканчивается, широким, сильным плавником. Вес данной рыбы может быть и более 15 кг. Кто это пятнистая хищница?

3х + 7х +18 =178;
21t- 4t-17 =17;
4∙25∙х = 800;
х – 197 = 2945 – 197.

в – 160; щ – 16; м – 80; у – 2; а – 2945; к – 8

Ответ: щука.

4. Клиновидное, длинное тело с огромной плоской головой. Два длинных уса на верхней челюсти и, четыре маленьких на нижней придают самому крупному пресноводному хищнику грозный вид. Окраска темная, почти черная. Глаза - как бисерины. Вес некоторых особей более 200 кг. Ночной хищник, ведущий скрытый образ жизни в глубинах. Эта рыба не отказывается ни от птицы, ни от мелких млекопитающих, а так же поедает карпов, линей, угрей и т.д.
Кто это?

(х-87)-27=36;
52 + а + 87=159;
4х + 4х=424.

0 – 20;п – 15;м – 53;с –150.

Ответ: сом.

5. Данный вид рыбы живет не только в реке, но и в озерах. Тело этой рыбы стройное, отливающее серебром, красные глаза и красные плавники. Самый крупный вид этой рыбы стоит на глубине 10 м. О какой рыбе идет речь?

15w-8w=714;
6f+3f-f=6400;
6800+ v: 121 = 7000;
z∙3∙33 = 9990
3,5х – 2,3х + 3,8 = 4,28;
(8,3 – к)∙4,7 =5,64;

а-7,1; в- 0,4; т-10; о-24200; л-800; п-102
Ответ: плотва.

Создание и использование на уроках математики таких карточек по различным темам и с различным познавательным содержанием позволяет любому учителю разнообразить учебный материал, расширить кругозор детей. Дети с большим удовольствием выполняют данную работу и ждут каждый урок новых историй.

«Обучение – это ремесло, использующее бесчисленное количество маленькихтрюков». (Д. Пойа)