Конспект открытого урока по русскому языку в 4-м классе (ЗПР)

Разделы: Начальная школа


Цели: - познакомить учащихся с новой частью речи – местоимением, особенностью и ролью в нашей речи;

  • развивать письменную и устную речь, творческое мышление, воображение, орфографическую зоркость;
  • формировать коммуникативную и социальную компетенции;
  • воспитывать познавательный интерес к предмету.

Оборудование:

модель поезда, “билеты”, карточки со словарными словами, тестовые задания, чемодан с багажом, названия станций.

ХОД УРОКА

  1. ОРГМОМЕНТ.
  2. Прозвенел сейчас звонок
    Начинается урок.

    -Улыбнулись друг другу и “подарили” мне глазки. Сегодня у нас будет все хорошо и у нас все получится.

  3. СООБЩЕНИЕ ЦЕЛЕЙ УРОКА.
  • Ребята, сегодня к нам в класс пришло письмо и прошу вас помочь его расшифровать.

(Дети записывают на доске и в тетрадях: вагон, вокзал, дорога, расстояние, пассажир).

  • Какое слово объединяет все эти слова?
  • Мы сегодня отправимся в увлекательное путешествие на необычном поезде (макет поезда на доске).

  • А для чего человек путешествует?
  • Сегодня, ребята, на уроке мы тоже узнаем много нового, интересного и пополним багаж знаний. Итак, поехали и первая станция… (Все названия станций вывешиваются на доске).

  • Обратите внимание на гласные буквы в словарных словах. Какая гласная повторяется в каждом слове?
  • Запишем заглавную и строчную буквы А и соединения с согласными буквами.
  • Правильно и красиво записываем и останавливаемся на станции…

  • Для путешествия предъявите билеты.

  • Я задаю вопрос, вы отвечаете и отдаете свой билет.
  • Кто хочет отправиться в путешествие?
  • Кто купил билеты?
  • Кто поедет с нами?
  • Что светит в окошко?

Билеты вставляются в вагончики поезда.

Я и мы, ты и вы
Он, она, оно, они.
Все слова отличные,
Важные и личные
Это без сомнения
Все …. (местоимения)

  • И тема нашего урока …. (формулировка учащихся)
  • Сегодня мы будем изучать новую часть речи – местоимения. Я, ты, мы, вы, он, она, они, оно – личные местоимения.
  • Отправляемся на следующую станцию…

  • Эта станция находится на стр. 164 учебника.
  • Прочитайте сведения о личных местоимениях и скажите, какую новую информацию вы узнали.
  • Что общего между именем существительным и личным местоимением?
  • Чем эти части речи отличаются?
  • Учебник нам помог извлечь много познавательной информации и мы его обязательно возьмем с собой в дорогу.
  • А как называются предметы и вещи, которые мы берем в путешествие?
  • Я приготовила небольшой багаж.
  • Сейчас мы расскажем, что возьмем в дорогу и для чего понадобится этот предмет?

Дети достают из чемодана предметы (книга, яблоко, часы, компас, шарф) и составляют предложения:

  • Я возьму с собой…
  • Он согреет…
  • Оно уталит…
  • Они помогут…
  • Она научит…
  • Он укажет…

-Засиделись мы в вагоне. Пора на следующую станцию…

Дети изображают движение и звук поезда.

  • Наш поезд приехал на станцию…

  • На чем еще могут путешествовать люди?
  • Сейчас мы узнаем об этом в упр. 374.
  • Послушайте текст и скажите: “На чем вы хотите совершить путешествие и почему?”
  • Назовите личные местоимения. На кого они указывают?
  • Сколько частей в тексте? Работаем со 2 частью. Вставим орфограммы.
  • Спишите 2 часть текста, подчеркните орфограммы и личные местоимения.

(Физминутка для глаз)

  • Вы очень дружно работали и мы останавливаемся на станции…

  • Прочтем стихотворение на доске

Я, ты, он, она
Вместе целая … .
Вместе дружная …
В слове мы –
Сто тысяч я.

Дети дополняют стихотворение словами страна, семья.

  • Кого автор подразумевает под словами я, ты, он, она?
  • В какой стране мы живем? Как мы себя назовем?
  • Найди личные местоимения.
  • Путешествовать хорошо, но пришла пора возвращаться и мы сейчас на станции…

Тестовые задания на карточках.

  • И, наконец, доехали до станции…

  • На какой станции ты хотел бы остаться и почему?

После каждого ответа ученика оговаривается и выставляется отметка.

  • На этом наше путешествие не заканчивается и я желаю вам счастливого пути по стране “Местоимение”.
  • А на следующем уроке вы узнаете, почему ваши билеты были разного цвета.