Из опыта работы по методу непрерывной передачи знаний

Разделы: Математика


Классно-урочная система, которая является в текущем моменте основной формой организации учебного процесса, превратилась в главный тормоз развития всей системы образования. В классе 25–30 учащихся. Учитель планирует работу по своему учебному предмету, вовсе не планирует высокого уровня знаний по этому предмету каждым учеником. Планируется не индивидуальная работа с каждым ребёнком и достижение каждым высокого уровня знаний, а составляются тематические и поурочные планы прохождения учебного материала, различные виды самостоятельных и контрольных работ, которые в целом должны обеспечить разнообразие методов обучения.

Между технологией и методикой есть существенное различие. Технология предполагает такую переработку материала, чтобы, в конечном счёте, получился продукт заданных качеств.

В учебном процессе, согласно традиционной методике, планируется работа с классом, а не с каждым учеником в отдельности. При таком планировании класс, как целое, продвигается вперёд, а отдельные ученики могут отставать, что и происходит на самом деле.

Чем обширнее и сложнее становится программа обучения, тем чаще и сильнее происходит отставание учащихся, по самым разным причинам. Отставание, недоучивание детей становится нормой школьной жизни для значительной части учащихся, и что самое страшное, с этим смирились учителя, а это –тупиковая ситуация, которая требует немедленного решения.

Своевременное изучение, полнота знаний, высокий качественный уровень овладение изучаемым материалом превращается из общего правила, из нормы – в исключение.

И, естественно, учитель опять в поиске. Как учить? Нам известны авторские методики, принесшие популярность Шаталову В.Ф., Хазанкину А.С. и других авторов. Эти методики освоены многими учителями и успешно применяются, точнее их элементы. Технология коллективного способа обучения, автором и проводником в жизнь которой является Дьяченко В.К., впитала в себя всё лучшее из этих методик, и показала совершенно новый подход к обучению, а именно, непрерывную передачу знаний. Новый способ обучения должен строиться не только на сотрудничестве и взаимопомощи учащихся, но может быть, ещё в большей мере на самостоятельной работе учащихся с учебником, книгой, программой (составленной именно для него), карточкой и т. д.

Эта технология позволяет приучать учащихся систематически изучать новые темы самостоятельно и прибегать к помощи учителя, только в тех случаях, когда в этом есть необходимость. Таким образом, коллективизм и самостоятельная работа с книгой – это два непрерывных вида деятельности одного и того же учебно-воспитательного процесса. Если такой учебно –воспитательный процесс в школе появится, то это будет гарантией её выхода из кризиса.

Таким образом, новая технология предоставляет возможность:

  1. учить детей в соответствии с их способностями, их трудолюбием, желанием, интересами;
  2. вести обучение в естественных условиях, без принуждения, без искусственной спешки и торможения;
  3. решить задачу подготовки детей к содержательному общению и плодотворной работе друг другом.
  4. Пример наиболее часто используемого алгоритма работы на уроке.

    1.Используя опорный конспект, ученик (или учитель) излагает новую тему тому, кто приступает к её изучению.

    Золотое правило: как можно меньше слов, и как можно больше информации, необходимой в данной ситуации.

    Конечно, эти качества не вырабатываются сразу и не передаются по наследству.

    2. Ученик, получивший новую тему, перерисовывает опорный конспект и ставит вопросы своему ученику –преподавателю.

    3. Ученик читает соответствующий текст ( по изучаемой теме) в учебнике и ищет ответы, сформулированные в программе- вопроснике, готовится на них отвечать.

    4. Обучаемый отвечает ученику –преподавателю на его вопросы и на вопросы программы-вопросника, излагает новый материал по опорному конспекту своему “учителю”. Идёт проверка готовности к преподаванию

    (теперь есть два учителя).

    5. Решаются, указанные в программе-вопроснике, задачи самый трудоёмкий и продолжительный этап, предполагающий наличие большого количества дидактического материала с образцами решений.

    6. Проверяются решения устных и письменных задач и примеров, ведётся обучение новой теме тех, кто берётся за её изучение.

    Контроль! Хорошо учатся ни те, кто умнее, а те, кого приучили к самоконтролю.

    7. Проводится контрольная работа с последующей сдачей зачёта, выполняются дополнительные задания при необходимости, а также решаются более сложные задачи.

    Необходимо точно определить, что и когда делает ученик, успешно завершивший работу над темой.

    У него есть три варианта дальнейших действий:

    1) подготовить к контрольной работе очередника;

    2) продвигаться вперёд по программе;

  5. обучать по каждой новой теме, которой он владеет, того из учеников, кто следует за ним вплотную.

Учебник, программа- вопросник и опорные конспекты –единый комплекс учебно-методических материалов.

Обучение учеников друг другом система гибкая и подвижная, она сочетает возможности дорогостоящего, индивидуального обучения с малоэффективным традиционным. Согласно новой технологии, ко всем учащимся предъявляются одни и те же требования, все они должны быть проверены по каждому разделу изучаемой науки, но организация этой проверки, конкретные условия, в которых проверка происходит, могут быть различными. Чтобы всех учеников сравнительно быстро проверить и получить о каждом наиболее полную информацию, которая необходима для эффективного последующего обучения, нужно немалое искусство. Но это не даёт основания путать искусство, в котором многое учителю подсказывает его интуиция, с технологией, которая строится на научной основе, хотя её осуществление может оказаться более или менее искусным, мастерским или, напротив безыскусным, грубым. Приступая к работе, необходимо освоить частные методики, позволяющие качественно изменить подход к изучению любой темы.

 Блок: “Неравенства” – 44ч

Основная цель: выработать умения решать неравенства первой степени с одним неизвестным, линейные неравенства и системы неравенств.

Темы блока: 1. Линейные неравенства с одним неизвестным..

2.Неравенства второй степени с одним неизвестным.

3. Рациональные неравенства.

Под блок №1 “Линейные неравенства с одним неизвестным” – 13ч

План прохождения под блока:

  1. Лекция ( с повтором на 8 уроках ),П.В. -1.
  2. Семинарские занятия ( работа в группах ).
  3. Тренажёры: ВТ № 11-25- контроль учителя (№ 23-25),
  4. ВОЗ-1 № 27-29 – взаимоконтроль,

    ВОЗ –2 № 34-44 – выборочный контроль,

    ВОЗ –3 № 49-62- самоконтроль.

  5. Тест.
  6. И.З. ( по необходимости)
  7. Зачёт (контрольная работа, собеседование по П.В. –1, работа в качестве консультанта).

Под блок №3 “Рациональные неравенства” -

План прохождения под блока № 3:

  1. Лекция, П. В. –3.
  2. Работа с учебным текстом.
  3. Тренажёры:
  4. ВОЗ –1 ( № 127-133) – проверка по решебнику;

    ВОЗ – 2 ( № 137-149)- взаимоконтроль;

    ВОЗ –3 ( № 152-157) – самоконтроль, с последующей проверкой учителем;

    ВОЗ –4 ( № 160-168 ) – проверка по решебнику;

    И.З.- ( по необходимости).

  5. Контрольная работа №2. .

П.В.-3 Рациональные неравенства - 17ч

  1. Прочти п3.1:
  2. а) рассмотри, на чём основан метод интервалов;

    б) составь алгоритм для решения неравенств методом интервалов;

    в) разбери и запиши в тетрадь примеры 1-4;

    г) реши № 127-133, применяя метод интервалов, – проверка по решебнику.

  3. Прочти п3.2:
  4. а) выясни, какие неравенства относятся к рациональным;

    б) каким равносильным неравенством его можно заменить, чтобы применить уже известный метод интервалов;

    в) запиши примеры 1-3;

    г) выполни № 137-149, взаимоконтроль, с последующей проверкой учителем.

  5. Разбери примеры п3.3:
  6. а) записать примеры 1-2 в тетрадь;

    б) решить №152-157- сдать работу на проверку.

  7. Прочти п3.4:
  8. а) выясни разницу между строгими и нестрогими неравенствами;

    б) запиши примеры 1-4;

    в) выполни №160- 168;- проверка по решебнику.

  9. Зачёт (собеседование, выполнение контрольного задания, обучение приёмам решения неравенств тех, кто отстал).
  10. Выполни контрольную работу №2.

Если успешно, перейди к следующей теме.

 П.В.-1 “Линейные неравенства с одним неизвестным”.

  1. Прочти п.1.1 , выучи:

а) Определение неравенства;

б) Что значит решить неравенство;

в) Что является решением неравенства;

г) Рассмотреть примеры 1-2;

д) Выполнить № 11-25, уметь объяснить любое из неравенств.

2.Рассмотри п.1.2:

а) Запиши примеры 1 –2;

б) Выполни № 27-29-взаимоконтроль.

3.Прочти п. 1.3.

а) Выучи определение, ответь учителю;

б) Выучи утверждения 1-4 ;

в) Рассмотри примеры 1-3;

г) Выполни № 34-44- выборочный контроль(умей объяснить

любой из них).

4.Изучи п. 1.4

а) Что называют системой неравенств?

б) Что значит решить систему неравенств?

в) Рассмотри примеры 1-3;

г) Реши № 49-62- самоконтроль.

5.Тест.

6. Зачёт (контрольная работа, собеседование по П.В.-1,

работа в качестве консультанта)

Если успешно, перейди к П.В.-2

П.В.-2 “Неравенства второй степени с одним неизвестным”.

  1. Прочти п. 2.1 :
  2. а) Ответь на вопросы №63;

    б) Реши № 65-71- взаимоконтроль.

  3. Прочти п. 2.2,

а) Запиши примеры 1-2 как образцы;

б) начни составление конспекта по тексту;

в) Ответь на вопросы № 72;

г) Выполни № 73-87- выборочный контроль.

3.Прчти п. 2.3 :

а) Продолжи составление конспекта;

б) Запиши примеры со стр.26;

в) Выполни № 93-98,подготовься объяснить любой из них.

4.Прочти п. 2.4:

а) Закончи составление конспекта, предъяви на проверку;

б) Ответь на вопросы № 99-100;

в) Запиши примеры со стр. 29;

г) Выполни № 102-105- получи оценку учителя.

5.В п.2.5 рассмотри примеры 1-3,выполни № 107- 117.

6. Выполни контрольную работу №1.

Если успешно, перейди к П.В.-3.

См. далее.