Конспект занятия по ознакомлению детей с железнодорожным транспортом в старшей группе. Тема: "Какие бывают вагоны?"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • уточнить и расширить знания детей о грузовых и пассажирских составах;

  • закрепить названия вагонов, входящих в грузовой и пассажирский составы (вагон-ресторан, почтовый вагон, багажный вагон, хоппер, цистерна, платформа и т.д.);

  • развивать мышление, наблюдательность;

  • активизировать речь, расширять и обогащать словарный запас (пассажирский и грузовой поезд, спальный вагон, купейный вагон, плацкартный вагон, багаж, багажный вагон, вагон-ресторан, почтовый вагон, цистерна, хоппер);

  • воспитывать интерес к железной дороге.

Предварительная работа:

  • беседы на тему: “Какие бывают вагоны пассажирского состава?”, “Какие бывают вагоны грузового состава?”;

  • экскурсия на железнодорожную станцию;

  • рассматривание фотографий с изображением грузовых вагонов, вагонов пассажирского состава;

  • чтение сказки Н.Михайловой “Непослушный вагон”, стихотворения С.Маршака “Багаж”, прослушивание аудиосказки Д.Родари “Путешествие Голубой стрелы”.

  • аппликация “Пассажирский вагон”;

  • рисование “Грузовой вагон”.

Оборудование: видеопроектор, экран, портативный компьютер, презентация “Вагоны грузового и пассажирского состава”.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, какие бывают поезда (пассажирские, грузовые)?

Воспитатель: Правильно, железнодорожные составы бывают грузовые (слайд №1 “Грузовой поезд”) и пассажирские (слайд № 2 “Пассажирский поезд”)

Воспитатель: Тогда ответьте мне на такой вопрос: “На какие виды делятся пассажирские поезда?”

Дети: Поезда бывают пригородные и дальнего следования.

Воспитатель: Пассажирские поезда делятся на поезда пригородного сообщения и поезда дальнего следования. Обратите внимание, вот так выглядит поезд пригородного сообщения. (Слайд № 3 “Поезд пригородного сообщения”)

Воспитатель: Давайте, войдем в вагон поезда пригородного сообщения. Что мы там увидим? (слайд № 4 “Интерьер пассажирского вагона поезда пригородного сообщения №1”).

Воспитатель: Ребята, это пассажирский вагон или грузовой? Почему вы так решили?

Дети: Это пассажирский вагон. В нем есть скамейки, для того чтобы сидеть пассажирам во время пути.

Воспитатель: А теперь посмотрите на этот вагон пригородного поезда. (слайд № 5 “Интерьер пассажирского вагона поезда пригородного сообщения №2”) Он такой же, как и предыдущий? (нет) Что у них общего? (предположения детей) Чем они отличаются?

Дети: В первом вагоне скамейки деревянные, а во втором скамейки мягкие.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Пассажирские вагоны пригородного поезда представляют собой большую комнату, где можно увидеть ряды деревянных или мягких скамеек. Спать на них неудобно. Пассажиры едут сидя и на небольшие расстояния. Но бывают пассажирские вагоны, где можно увидеть ряды верхних и нижних полок, на которых можно спать. Как вы думаете, в каком поезде бывают такие вагоны? (предположения детей)

Воспитатель: Правильно, такие вагоны обычно бывают в поездах дальнего следования, (слайд № 6 “Поезд дальнего следования”). Посмотрите, это пассажирский вагон поезда дальнего следования. Давайте заглянем внутрь этого вагона. (Слайд № 7 “Спальный вагон”) Что мы видим в этом вагоне? (ответы детей)

Воспитатель: Это спальный вагон. Кресла в этом вагоне очень удобные, мягкие. В таком вагоне пассажир может спать - есть подушки и одеяла; есть столик, за которым можно поужинать или выпить чаю. В спальном вагоне уютно и удобно ехать очень далеко, даже в течение нескольких дней.

Воспитатель: (слайд № 8 “Плацкартный вагон”) Вот плацкартный вагон. Обратите внимание, в нем есть верхние полки, на которых пассажиры тоже могут спать, складной стол и полка для вещей пассажиров. (Слайд № 9 “Плацкартный вагон, общий вид”)

Воспитатель: Этот вагон, ребята называется купейный. (Слайд № 10 “Купейный вагон”) В отличие от плацкартного в купейном вагоне есть двери, которые задвигаются, и каждое купе превращается в отдельную комнату. В купейном вагоне очень удобно путешествовать всей семьей.

Воспитатель: В состав пассажирских поездов дальнего следования входят не только пассажирские, но и другие виды вагонов. Ребята, куда может пойти пассажир в поезде, если он захочет позавтракать, пообедать или поужинать?

Дети: в вагон-ресторан.

Воспитатель: Правильно, пассажир может пойти в вагон-ресторан. (Слайд №11 “Вагон-ресторан. Общий вид”) А вы хотите побывать в вагоне-ресторане? (Да) Тогда, давайте, посмотрим, как выглядит вагон -ресторан поезда “Кавказ” (Слайд № 12 “Вагон-ресторан поезда “Кавказ”).

Воспитатель: Чем отличается вагон-ресторан от других пассажирских вагонов? (предположения детей)

Воспитатель: В вагоне-ресторане стол всегда сервирован. В разных пассажирских поездах вагоны-рестораны бывают разные. Вот так, например, выглядит вагон-ресторан поезда “Красная стрела” (Слайд № 13 “Вагон-ресторан поезда “Красная стрела”).

Воспитатель: Что берут с собой люди в путешествие?

Дети: багаж.

Воспитатель: А какой вагон предназначен для перевозки багажа?

Дети: багажный вагон.

Воспитатель: Правильно, багажный вагон входит в состав пассажирских поездов. Кто из вас знает, чем отличается багажный вагон от других пассажирских вагонов? (предположения детей) А сейчас мы уточним ваши предположения (Слайд № 14 “Багажный вагон”).

Воспитатель: Есть еще один вагон, который входит в состав пассажирских поездов. (Слайд № 15 “Почтовый вагон”) В этом вагоне перевозят письма, посылки. А вы знаете, как называется такой вагон? (почтовый вагон)

Воспитатель: (Слайд № 16 “Интерьер почтового вагона”) Вот так выглядит почтовый вагон внутри. На маленьких полках перевозят письма, в больших ящиках - посылки и бандероли.

Воспитатель: (Слайд № 17 “Почтово-багажный вагон) Ребята, как называется этот вагон? (одни дети утверждают, что это багажный, другие - почтовый) Правы и те, кто утверждает, что это почтовый вагон, и те, кто считает, что это вагон багажный. Потому что в современные пассажирские составы входят почтово-багажные вагоны.

Воспитатель: Давайте с вами представим, что мы пассажиры поезда дальнего следования.

Физкультминутка

Спят ребятки - дети кладут голову на руки.
Раз - ребятки все проснулись.
Два - друг другу улыбнулись.
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре дружно встали.
Пять - на месте зашагали.
Шесть - в купе тихонько сесть.

Дети садятся за столы.

Воспитатель: О пассажирских поездах мы с вами поговорили, но вы сказали, что есть еще и грузовые поезда. Давайте, сравним грузовой поезд (Слайд № 18 часть 1 “Грузовой поезд”) и пассажирский поезд (Слайд № 18 часть 2 “Пассажирский поезд”). Что у них общего?

Дети: Грузовые и пассажирские поезда состоят из вагонов. Их за собой тянет локомотив.

Воспитатель: Чем они отличаются?

Дети: Грузовой перевозит грузы, а пассажирский поезд перевозит пассажиров.

Воспитатель: Правильно, ребята, пассажирский и грузовой составы тянет локомотив, и грузовой и пассажирский поезд состоит из вагонов. Только пассажирские поезда перевозят пассажиров, а грузовые - грузы. Воспитатель: Как вы думаете, какие грузы перевозят пассажирские поезда (камни, песок, бензин и т.д.)

Воспитатель: Грузовые поезда перевозят щебень, песок, уголь, зерно, нефть, бензин, бревна. (Слайд №19 “Грузовой вагон с бревнами”) Для перевозки таких грузов предназначены специальные вагоны. (Слайд № 20 “Грузовой вагон”)

Воспитатель: Как называется этот вагон? (грузовой вагон) Для перевозки каких грузов он предназначен? (предположения детей)

Воспитатель: Он предназначен для перевозки сыпучих грузов, таких как щебень, песок, зерно, уголь. Такие вагоны разгружают рабочие или специальные погрузо-разгрузочные краны.

Воспитатель: Есть саморазгружающиеся вагоны (Слайд № 21 “Хоппер”) Воспитатель: Кто знает, как называется этот грузовой вагон? Дети: хоппер.

Воспитатель: В отличие от предыдущего вагона у него другая форма. Хоппер имеет форму трапеции. Какие грузы перевозит хоппер? (Предположения детей)

Воспитатель: Хоппер тоже перевозит сыпучие грузы. Но почему хоппер называют саморазгружающийся вагон? (предположения детей)

Воспитатель: Для разгрузки такого вагона не нужны рабочие или кран. На дне вагона имеются люки, через которые высыпается груз.

Воспитатель: (Слайд № 22 “Платформа”) Ребята, как называется этот грузовой вагон ?

Дети: платформа.

Воспитатель: Чем отличается платформа от других грузовых вагонов? Дети: У платформы нет стен, как у других грузовых вагонов. Есть только низкие бортики. У такого вагона нет крыши. Какие грузы перевозят на платформах? (предположения детей)

Воспитатель: На платформах перевозят автомобили и другие виды транспорта.

Воспитатель: Ребята, а в чем перевозят жидкие грузы?

Дети: в цистернах.

Воспитатель: (Слайд № 23 “Цистерна”) На что похожа цистерна? (предположения детей) Какие грузы она перевозит?(предположения детей)

Воспитатель: В цистернах перевозят мазут, бензин, нефть и другие жидкие грузы. Похожа цистерна на бочку, наверху которой есть люки. Именно в эти люки заливают груз.

Воспитатель: ребята, мы с вами посмотрели слайды и вспомнили, какие бывают составы? (пассажирские и грузовые).

- Какие вагоны входят в состав пассажирских поездов? (вагон ресторан, багажный вагон, пассажирский вагон, почтовый вагон, спальный вагон, купейный вагон, плацкартный вагон)

Мы с вами повторили названия грузовых вагонов (платформа, хоппер, грузовой вагон, цистерна)

Воспитатель: Вы, молодцы, очень старались, активно отвечали на мои вопросы. Спасибо, занятие окончено.

Приложение 1. Презентация “Вагоны грузового и пассажирского составов”