Программа по развитию зрительного восприятия и ориентации в микропространстве для учащихся 1–2-го класса с амблиопией и косоглазием

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей


Ни в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых, такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре.

Д.Б.Эльконин

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нарушение зрения, возникающие в раннем возрасте, отрицательно влияют на процесс формирования пространственной ориентации у детей. Формирование пространственных представлений и навыков самостоятельной ориентировки у школьников с нарушением зрения – важная задача, решение которой поможет в усвоении знаний и дальнейшей жизни.

Наблюдения показывают, что детям с различными нарушениями зрения, в том числе с косоглазием и амблиопией, трудно научиться правильно ориентироваться в микропространстве тетради, что ведет к дисграфии, затруднениям в работе с геометрическим материалом и др. проблемам.

Овладение детьми пространственными признаками и отношениями осуществляется под непосредственным руководством учителя-дефектолога, сопровождается короткими четкими инструкциями с опорой на схемы и памятки.

Сформированные у школьников с нарушением зрения в процессе корригирующих занятий пространственные представления и навыки практической ориентировки являются прочной основой для самостоятельной ориентировки.

Система представленных графических диктантов позволяет решить все три аспекта: познавательный, развивающий, воспитательный.

Познавательный аспект – формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

Развивающий аспект – развитие мышления у учащихся в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное.

Воспитательный аспект– воспитание нравственных межличностных отношений.

Курс связан с математикой, трудовым обучением, изобразительным искусством, т. к. полученные умения помогают ребенку успешно усваивать знания на общеобразовательных уроках.

Цели курса: развитие умения свободно ориентироваться в пространстве тетрадной клетки и листа, выполнять инструкцию на слух и по образцу.

Задачи курса:

  1. Находить верхний, нижний, правый, левый, угол клеточки, середину сторон и центр.
  2. Уметь делить клетку по диагонали в различных направлениях (по диагонали вверх вправо, вверх влево, вниз вправо, вниз влево)
  3. Планировать свои действия, выполнять шаг за шагом поставленную задачу, что способствует умению сосредоточиться, усидчивости.
  4. Мысленно разбивать фигурку на элементы и соединять их вновь, что развивает пространственное мышление.
  5. Развивать мелкую моторику, и как следствие речь.
  6. Действовать по графическому образцу, сверяя результаты с образцом.

По окончании курса ученики должны уметь:

– свободно ориентироваться в пространстве тетради (находить право, лево, верх и низ листа);

– свободно ориентироваться в клетке (находить правую, левую, верхнюю, нижнюю сторону и середину каждой стороны и клетки);

– уметь выполнять графические диктанты на слух (выполнять команды “вниз”, “вверх”, “вправо”, “влево”, “по диагонали вниз вправо”, “по диагонали вниз влево”, “по диагонали вверх влево”, “по диагонали вверх вправо”, “наискосок” и т.д.);

– уметь копировать изображение по клеткам;

-уметь дорисовывать незаконченное изображение по клеткам;

– уметь самостоятельно увеличивать и уменьшать по клеткам изображение в 2 раза;

– уметь выполнять зеркальное изображение по клеткам.

Программа рассчитана на 2 года обучения и построена концентрически.

В 1 классе проводится одно 30 –минутное занятие в неделю (30 занятий), во 2 классе 2 занятия в неделю (56 занятий).

Оптимальная наполняемость группы – 4 человека. Это обеспечивает хорошее сочетание индивидуальной и фронтальной работы, с учетом зрительного диагноза.

Работа ведется в тетради в клетку, с хорошо различимыми границами, на бумаге без бликов. При миопии используется крупная клетка. Для успешного усвоения пространственных навыков используются графические опоры на доске и индивидуально. В работе также используются простой карандаш, цветные карандаши, цветные шариковые ручки.

Тематическое планирование на 2 года обучения в Приложении №1.

1-ый год обучения – 1 класс

На занятиях дети учатся рисовать по клеткам абстрактные узоры, буквы, цифры, простые обобщенные изображения зверей, насекомых, небольшие сюжетные изображения, что развивает фантазию. Выполняются слуховые и зрительные графические диктанты с использованием простых направлений “вправо”, “влево”, “вниз”, “влево”. При этом отрабатывается навык ориентировки на листе тетради, в клетке. У учащихся развивается слуховое произвольное внимание, зрительные образы и представления, умение сравнивать, анализировать, проверять самостоятельно свою работу.

К концу учебного года дети, используя полученные знания, должны самостоятельно составлять слова по клеткам.

Серия графических диктантов представлена в Приложении №2 к данной Программе.

2-ой год обучения – 2 класс

На занятиях второго года обучения повторяются знания, умения и навыки полученные в 1 классе. Затем учащиеся знакомятся с направлениями: “по диагонали вниз вправо”, “по диагонали вниз влево”, “по диагонали вверх влево”, “по диагонали вверх вправо”, “наискосок”. Графические диктанты наращиваются по сложности. Для наилучшего усвоения понятий используются схематические опоры, от которых постепенно по мере усвоения дети отходят.

Знакомство с увеличением и уменьшением полученного изображения служит подготовкой к изучению умножения.

Зеркальное изображение является одной из сложных тем. При знакомстве с темой используются зеркала, от которых дети быстро отказываются.

Дорисовывание половины для детей с проблемами зрения являются непростыми, поэтому зеркальное изображение является подготовкой к данной теме.

В конце учебного года проводится контрольная работа, состоящая из нескольких заданий, включающая слуховой графический диктант, увеличение или уменьшение изображения в 2 раза. Зеркальное изображение или дорисовывание половины, в зависимости от возможностей.

Серия графических диктантов представлена в Приложении №3 к данной Программе.

Рекомендации по формированию пространственной ориентации на листе бумаги при составлении и чтении узоров “графического диктанта”.

Подготовительные задания.

Сначала детям предлагают рассмотреть лист бумаги (для начального этапа работы необходимы листы в крупную клетку). Взрослый показывает, что все клетки построились рядами. Ряды идут слева направо, столбцы сверху вниз. В каждом ряду можно посчитать количество клеток. Объяснить, как найти верхний ряд, помочь в этом ряду отыскать 3,5,8 и т.д. клетки, поставить в них точки. Такие же упражнения, проделать в столбце. Когда дети хорошо усвоят порядок отсчета клеток слева направо и сверху вниз, их надо научить ставить точки не в середине клеток, а в углу, на пересечении линий (соединять точки удобней по уже прочерченным линиям). Несколько упражнений отводят на нахождение середины листа, на нахождение конкретной строчки, определенной точки в ней. Например: отсчитать три клеточки в верхней строчке, отсчитать четвертую строчку от верхней строчки вниз, найти в ней пятую клетку, отсчитать от нижней строчки третий ряд вверх и найти в нем десятую клетку. Все это облегчит поиск точки, от которой будет начинаться рисунок.

Первый этап “Анализ готового рисунка и его воспроизведение”

После того, как дети справятся с подготовительными заданиями им предлагают рассмотреть рисунок, рассказывают, как его надо перерисовать: в каком направлении следует двигаться, какие клетки обводить, на сколько клеток проводить линию и т.д. Для начала берут несложные рисунки, простые изображения. По мере освоения навыков задания усложняют. Новые элементы в работе – умение находить нужную заданную точку по словесному описанию под диктовку. Взрослый рассказывает, от какой точки следует начинать рисовать. Отсчитывая определенное количество точек вниз, вправо, влево, вверх, проводя линию по заданному количеству клеток, дети получают рисунок. Это задание проводится сначала с опорой на образец. Ребенок видит перед собой то, что у него должно получиться, но не составляет рисунок из элементов в любой последовательности и в любом направлении. Рисунок создается непрерывной линией.

Второй этап “Выполнение заданий под диктовку”

Следующий этап выполнения заданий под диктовку. От указанной заданной точки надо двигаться в том направлении, которое называет взрослый. Ребенок, выполняя рисунок, не знает, что у него получится (в этом есть привлекательный для детей элемент неожиданности, сюрприза). Когда изображение готово, ребенок называет, что он нарисовал. Можно поупражнять детей в чтении рисунка от заданной точки – такие задания выполняются ими охотно. После того, как дети научатся легко и быстро рисовать под диктовку, необходимо усложнить условия: работа в едином темпе, текст задания повторять только один раз, дают составные задания типа: “Влево отсчитай три клетки, поверни вверх, пройди еще две клетки”. Особого внимания требуют те дети, у которых не сформировалось произвольное внимание, которые не могут достаточно долго сосредоточенно работать. К ним нужен особый подход. Если с этими дошкольниками проводится работа по “графическому диктанту”, то она должна определяться, прежде всего, особенностями и возможностями детей. Усложнять задания нужно очень медленно и постепенно.

Третий этап “Составление рисунков по замыслу, их чтение, диктовка порядка изображения”

Заключительный этап работы – умение выполнять задания, которые дают сами дети, умение читать диктант. На этом этапе дети работают самостоятельно, парами или небольшими группами. Диктовать они могут по готовым рисункам или схемам. Особый интерес вызывает диктант по рисунку, который составлен самим водящим.

Литература:

  1. Овчинникова Л. Графические диктанты для детей 6-9 лет // Обруч, 2-2001-20
  2. Основы тифлопедагогики, Владивосток, 2004.
  3. Плаксина Л. И. Некоторые особенности зрительной ориентации детей с нарушением зрения. В кн.: Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах. – Калуга: Адель, 1998, с.3-34
  4. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида Коррекционная работа в начальной школе, под ред. Плаксиной Л.И.-М.: Просвещение,1997, с.270-288.
  5. Узорова О., Нефедова Е., “500 узоров”, – М: “Планета детства”, 2004, 47 с.

Приложение 4