Личностное, ценностно-смысловое и профессиональное самоопределение как направление реабилитации воспитанников детских домов с ограниченными возможностями

Разделы: Школьная психологическая служба


Расширенные сферы воспитательных возможностей системы образования связано с требованием реализации комплексного подхода при психодиагностическом исследовании и консультационной деятельности (А.Г.Асмолов, 1993).

Настоящая программа психодиагностических и коррекционных занятий разработана с целью формирования ценностно-смыслового и профессионального самоопределения старшеклассников.

Поиск и реализация адекватной модели формирующейся личности – актуальная цель деятельности психолога-консультанта при работе с проблемными детьми и детьми с ограниченными возможностями (Н.Я. Семаго, М.М.Семаго, 2008 г.).

Консультации по личностному, ценностно-смысловому и профессиональному самоопределению помогут творческому развитию воспитанников в различных сферах: социальной, духовно-нравственной, семейной, деловой, дадут возможность развить защитные способности противостоять внешним посягательствам. (В.Ф.Сафин, 1986 г., 2008 г.)

Определение воспитанниками своей позиции относительно ценностей, связанных с самоопределением, осознанный жизненный выбор, формирование чувства ответственности требуют высокоразвитого уровня самосознания.

Адекватная самооценка, развитое чувство самоконтроля и ответственности за свои поступки, осознанность выборов смысложизненных ценностей могут сформироваться лишь в результате целенаправленных занятий под руководством профессионального психолога.

При разработке программы для занятий со старшеклассниками с ограниченными возможностями были учтены индивидуально-психологические особенности, присущие для данной категории подростков.

Воспитанники чаще всего пытаются разобраться в собственных проблемах, в причинах, порождающих несостоятельность. Однако долгие годы одиночества часто становятся причиной чувства безысходности, порождающей бездействие, равнодушие к собственной судьбе.

Попытка самопознания, предпринятая без умелой помощи педагога-психолога, оказывается безуспешной (И.В.Дубровина, 2003 г.). Ребенок, если он не изучал в школе основы общей психологии, не располагает сведениями об особенностях внутреннего мира человека.

Знакомство с закономерностями и механизмами развития личности под руководством опытного педагога-психолога поможет ребенку взглянуть реально на свой внутренний мир, адекватно воспринимать и оценивать ситуацию, быть готовым противостоять испытаниям судьбы и негативным воздействиям неблагоприятного социального окружения.

Очевидно, что ребенок – воспитанник детского дома к подростковому возрасту характеризуется сложившимися на основе опыта общения и отношений с окружающими людьми особенностями мировосприятия, личности, характера, поведения. (Карабанова О.А., доктор психологических наук, профессор “Возрастная психология” МГУ, 2009 г.). Личностные особенности, связанные с формированием в учреждениях закрытого типа, определяются исследователями как “госпитализм”, “негативизм”, “инфантилизм”. Они проявляются в неопределенности желаний и намерений, несформированности интересов и убеждений, неосознанности, импульсивности чувств, неадекватности (в чрезвычайной заниженности или завышенности) самооценки.

Заложить основы понимания самим ребенком происходящего с ним, сформировать предстваления о собственной личности как активного действующего субъекта дадут возможность продуктивному, результативному проведению психокоррекционных занятий.

Опыт проведения как индивидуальных, так и групповых занятий показывает, что подросткам доступны и интересны знания о внутреннем мире человека, путях и средствах формирования личности, изложенные простым, доступным языком.

Психокоррекционные занятия дают возможность заложить представления об особенностях формирования внутреннего мира человека, об ответственности за свои слова и поступки, за выбор смысложизненных ценностей. Психокоррекционные занятия, проведенные в атмосфере, душевной близости и доверия способствуют формированию качеств личности, направленной на ориентацию к нравственно выверенным и морально оправданным ценностям, являющимся основой ее жизненного самоопределения.

Обретение утерянной надежды в доброту людей и восстановление отчаявшимся подростком веры в собственные силы невозможно без любви и поддержки педагога-психолога, работающего с ним. Даже самая “продвинутая” технология не способна изменить расстановку в учебно-воспитательном процессе, если занятия с детьми проводятся сухим, нравоучительным тоном, без душевного тепла и действительной заинтересованности в чувствах и переживаниях, интересах и стремлениях ребенка.

Дата проведения

Форма занятия

Тема занятия

1

2

3

I Диагностические и психокоррекционные занятия по исследованию и развитию познавательных процессов, старшеклассников

 

Занятия процессов

I.I. Консультирование: диагностические по исследованию познавательных старшеклассников
 

Групповое консультирование

Исследование умственного развития детей с использованием группового интеллектуального теста (ГИТ) (адаптация М.К.Акимовой, Е.М.Борисовой, В.Т.Козловой, Г.П.Логиновой).

I.II. Консультирование: занятия по диагностике систематических и лингвистических способностей подростков (12-15 лет)

 

Групповое консультирование

I.III. Диагностика уровня интеллекта Школьный Тест Умственного Развития (ШТУР)
 

Групповое консультирование

I.IV. Диагностика способности к обучению

Методика “Интеллектуальная лабильность

(12-15 лет) (модификация С.Н.Костроминой)

II. Консультирование по развитию индивидуальных особенностей личности
 

Консультация

Исследование темперамента (тестирование по т.Айзенка) (1 час)
 

Консультация

Исследование характера (тестирование по т. Леонгарда) (1 час)
 

Консультация

Исследование интеллекта (тестирование по интеллектуальному тесту Сафина) (1 час)
 

Консультация

Исследование эмоциональной тревожности (по тесту Филлинса) (1 час)
 

Консультация

Исследование личностных особенностей (тестирование) (1 час) (опросник Кеттела F-8 модефикация В.Ф.Сафина 5 часов)

III. Групповые тренинговые занятия по профилактике отклоняющегося поведения.1

 

Тренинг

Человек свободного общества (1 час)
 

Тренинг

Учимся строить отношения (1 час)
 

Тренинг

Мое здоровье (1 час)
 

Тренинг

Преступление и наказание (1 час)

IV. Занятия по формированию профориентации и смысложизненных ориентаций

 

Групповое занятие

Мотивы и потребности (по Галине Фезенкиной1) Стратегия выбора профессии (1 час)
 

Групповое занятие

В мире профессий (1 час)

Стратегия выбора профессии.

_____________

1 Мой выбор. Серия: в помощь образовательному учреждению: “Профилактика злоупотребления психоактивными веществами”. Общая редакция: П.Г.Положевец. Минобразования России. Мосва. 2003.

 

Групповое

занятие

Самооценка и уровень притязаний (1 час)
 

Групповое

занятие

Эмоциональный интеллект (человеческий фактор) (1 час)
 

Групповое

занятие

Конструктивное взаимодействие (человеческий фактор) (1 час)
 

Групповое

занятие

Рождение команды (человеческий фактор) (1 час)
 

Групповое

занятие

Современный рынок труда (планирование профессиональной карьеры) (1 час)
 

Групповое

занятие

Пути получения профессии (планирование профессиональной карьеры) (1 час)
 

Групповое

занятие

Технология принятия решений (планирование профессиональной карьеры) (1 час)
 

Групповое

занятие

Быть и/или казаться (искусство самопрезентации) (1час)
 

Групповое

занятие

Ролевая игра “Собеседование” (искусство самопрезентации) (1 час)
 

Групповое

занятие

Методика смысложизненных ориентаций (т.Д.Крамбо и Л.Франкла)

V. Групповые тренинговые занятия КВН “Кем быть? ” (1 час)

_____________

1 Журнал Школьный психолог. Январь 2009 №2 (с. 13-36)

Групповые тренинговые занятия по формированию смысла жизни

 

Тренинг

Жизненные установки (1 час)
 

Тренинг

Жизнь в группе (1 час)
 

Тренинг

Жизненные цели (1 час)

VI. Групповые тренинговые занятия по ценностно-смысловому самоопределению1.

 

Тренинг

Ответственное дело (1 час)
 

Тренинг

Психологический тренинг общения (1 час)
 

Групповой

тренинг

Вводное занятие по развитию ценностно-смыслового самоопределения
 

Групповой

тренинг

Формирование опыта позитивного отношения к себе
 

Групповой

тренинг

Я отличаюсь от других
 

Групповой

тренинг

Мои ценностные ориентации, идеалы, личностный смысл
 

Групповой

тренинг

Цели и перспективы моей будущей жизни
 

Групповой

тренинг

Выбор средств достижения ценностей-целей и смыслов. Проблемы и трудности
 

Групповой

тренинг

Жизненный путь человека (формирование активности в саморазвитии)
 

Тренинг

Субъективная позиция: развитие творческого потенциала личности (стратегия отношения к жизни)
 

Тренинг

Развитие мотивации самосовершенствования “Самоактуализация”

Итоговое занятие: “Быть личностью”

_________________

1 Нуриманова Ф.К. “Развитие ценностно-смыслового определения старшеклассников: Учебно-методическое пособие, - Уфа, БИРО, 47 с.

Приложение