Совместная деятельность семьи и школы в развитии потребности здорового образа жизни ребенка

Разделы: Работа с родителями


«Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакие внешние блага не могут доставить удовольствие, даже субъективные блага: качества ума, души, темперамента при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено основания, что мы, прежде всего, спрашиваем, друг у друга о здоровье и желаем его друг другу: оно поистине главное условие человеческого счастья»
Артур Шопенгауэр.

Общеизвестно, что приоритетной государственной задачей в образовательной области на современном этапе является решение проблем охраны и укрепления здоровья школьников.

Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Вопрос о сотрудничестве семьи и школы сейчас особенно актуален.

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью совместной деятельности классного руководителя и родителей по сохранению и укреплению здоровья младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

Анализ результатов медицинского обследования позволил определить острую проблему: сохранение и укрепление здоровья младшего школьника в союзе с родителями.

Показатели следующие:

  • Ожирение составило 26%
  • Нарушение осанки21%
  • Дефект в общих нарушениях речи 22%

Что же послужило этому?

Наблюдения показали, что в большинстве семей недостаточно внимания уделяется вопросам правильного питания, вопросам гигиены, в частности режиму дня. Из беседы с родителями выяснилось, что вечер, как правило, дети проводят за просмотром телевизионных передач. В результате эмоциональной перегрузки дети долго не могут заснуть. Только 1/5 часть детей делает утром зарядку. Очевидно, что при таких нарушениях режима дня ухудшаются условия для нормального развития детей.

Стал вопрос «Как с этим бороться?»

На тематическом родительском собрании «Справочное бюро здоровья», медицинской сестрой и учителем физкультуры была проведена беседа на тему «Мы живём, не для того чтобы есть, а едим для того, чтобы жить».

Опрос родителей продемонстрировал, что занятия физической культурой и занятия в спортивных секциях помогают укрепить здоровье, а со «сладким питанием» во внеурочное время нужно бороться. На классном родительском собрании было принято решение:

  • родители осуществляют контроль за питанием детей.
  • медицинская сестра и классный руководитель наблюдают за приёмом пищи в школе.
  • дети, страдающие ожирением, включены в специальную группу здоровья.
  • учитель физкультуры отслеживает уровень самостоятельности детей в двигательной активности.

Одним из показателей в отклонении здоровья, по анализу медицинского осмотра, явилось нарушение осанки детей – 21%.

В классе осуществляется подбор мебели с учётом индивидуальных физиологических особенностей детей. Постоянно отслеживается освещённость класса, имеются софиты около классных досок, что немаловажно для зрения.

У детей со слабыми мышцами быстрая утомляемость, поэтому осуществляется контроль за правилами посадки при письме, регулярно проводятся физминутки на уроках. В домашних условиях при выполнении домашнего задания, правила посадки не соблюдаются, или соблюдаются формально.

На сегодняшний день можно говорить об отсутствии валеологической культуры у родителей. (наблюдения показали есть в классе дети, которые не любят уроки физкультуры и родители стараются пойти у ребёнка наповоду, достают освобождение от урока).

Развитие фонематического слуха школьника важно при письме и чтении в начальной школе. Дефект речи влияет на развитие фонематического слуха ребёнка. В классе была выявлена ещё одна проблема: дефект речи у группы детей. Причиной этой проблемы стало:

Родители во время общения с детьми не контролируют его неправильное звукопроизношение, считая, это нормой.

Проанализировав и оценив сложившуюся ситуацию, можно выделить следующие причины отклонения здоровья детей:

  • Нежелание родителей уделять серьёзное внимание здоровью детей.
  • Культура здоровья и устойчивая потребность в здоровом образе жизни в семьях отсутствует.
  • Отсутствие знаний у детей о пользе регулярного и правильного питания.
  • Несистемная работа классного руководителя по пропаганде здорового образа жизни.

В основу совместной деятельности семьи и школы в развитии потребности здорового образа жизни ребёнка положена программа «Здоровый ребёнок».

Актуальность создания программы продиктована необходимостью решения проблемы - повышение уровня здоровья детей через педагогическое просвещение родителей.

Необходимость решения данной проблемы обозначило цель работы – создание эффективных условий направленных на сохранение и укрепления здоровья младшего школьника совместно с родителями.

Задачи:

  1. Расширить знания родителей о психофизиологических особенностях детей младшего школьного возраста, научить способам оказания необходимой поддержки своему ребенку.
  2. Способствовать осознанию родителями ответственности за формирование у ребенка ценностных ориентиров здорового образа жизни.
  3. Сформировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни и научить использовать знания в повседневной жизни.
  4. Способствовать получению родителями практических навыков воспитания детей через родительские собрания и коллективные творческие дела.

Содержание программы «Здоровый ребенок» направлено на становление ценностного отношения родителей учащихся начальной школы к здоровью и здоровому образу жизни, на формирование навыков сохранения и укрепления здоровья детей через полученные представления и знания об особенностях детского организма, о закономерностях его функционирования.

Не подлежит сомнению факт, что только совместная и согласованная работа классного руководителя и семьи обеспечивает единые взгляды на проблему воспитания, в том числе формирования у детей здорового стиля жизни и позволяет в семейных условиях продолжать обучение и закреплять полученные в школе знания, а приобретенные умения трансформировать в навыки и привычки. Именно в начальной школе важен контакт учителя и родителей. Ведь ребёнок не только объект, но субъект воспитания.

Основу программы «Здоровый ребёнок» составляет семь цветов радуги, цвета соответствуют определённым направлениям, которые развиваются и отслеживаются на протяжении начального обучения.

Символами программы является солнце и радуга. Цвета радуги соответствуют следующим аспектам:

  • К.Ц гигиеническая культура
  • О.Ц физическая культура
  • Ж.Ц. работа с родителями
  • З.Ц. работа группы здоровья
  • Г.Ц. питание
  • С.Ц. работа с социумом
  • Ф.Ц. отдых

В каком аспекте идёт работа, на том цвете находятся путешествующие по радуге человечки Маша и Витя.

Механизмы реализации программы.

  • Семейные и классные праздники
  • Консультации учителей-предметников
  • Беседы
  • Проекты
  • Открытые тематические уроки
  • Конкурсы, спортивные соревнования
  • Сотрудничество с социумом.
  • Собрание родительского актива
  • Все механизмы работают в системе.
  • Основные формы работы с семьёй:
  • Совместные коллективные творческие дела.
  • Групповые и индивидуальные.

К индивидуальным формам относятся беседы с родителями, консультации, посещение семьи.

Посещение семьи помогает оценить условия, в которых живёт ребенок, по возможности может повлиять на их улучшение.

К групповым формам относятся родительские собрания. Они могут быть: организационными, тематическими, итоговыми.

Методы работы:
Сотрудничества Совместная деятельность классного руководителя учащихся и родителей Информирование Индивидуальная деятельность

В основу совместной деятельности семьи и школы, в развитии потребностей здорового образа жизни ребёнка положены следующие принципы:

  • Природосообразности
  • Толерантности
  • Системности
  • Индивидуализации

Средства реализации программы:

  • Мультимедийные средства,
  • Интернет-ресурсы,
  • Информационные технологии.
Приложения.