Проект "Создание металлургического комбината полного цикла". 9-й класс

Разделы: География

Класс: 9


Цель урока - обобщить и систематизировать знания об особенностях размещения предприятий металлургической промышленности, научных принципах производства металлов и сплавов и значения их для народного хозяйства страны.

Задачи:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях получении металлургической промышленности; научных принципах размещения производства металлов и сплавов;
  • Углубить знания учащихся, полученные из курса географии о комплексном использовании сырья, о продукции предприятий металлургического комплекса; о защите окружающей среды от отходов предприятий металлургической промышленности.
  • Продолжить формирование навыков самостоятельной работы учащихся с учебником, научно-популярной литературой. Развивать познавательную активность учащихся, способствовать выработке навыков наблюдения, умения делать выводы, формировать навыки публичного выступления; применять знания для решения практических задач.

Ход урока

Учитель:

Вся история человечества неразрывно связана с использованием металлов. Металл нужен всюду. Металл - это машины, каркасы промышленных корпусов, мостов, плотин, электростанций. Металл - это трубы газонефтепроводов. Для развития металлургии наша страна практически обеспечена сырьем. Росту потребления способствует расширение номенклатуры и создание новых видов продукции вследствие проведения металлургическими предприятиями мероприятий по повышению технического и технологического уровня производства. Основной системной проблемой металлургического комплекса является несоответствие технического и технологического уровня производства, конкурентоспособности реализуемой в настоящее время металлопродукции перспективным требованиям ее потребителей. Данная проблема в целом и отдельные ее аспекты создают угрозу росту экономики страны, реализации социальных программ и проектов федерального и регионального уровня.

Среди негативных тенденций отрасли можно назвать, такие как:

  • высокий уровень износа основных промышленно-производственных фондов;
  • неконкурентность многих видов используемого рудного сырья и ограниченность ряда видов сырьевых ресурсов;
  • низкая конкурентоспособность рудно-сырьевой базы обусловлена неудовлетворительным качеством добываемого минерального сырья по большинству цветных металлов (кроме никеля, сурьмы), уступающего качеству сырья ведущих стран, формирующих мировой рынок, а также связана со сложными горно-геологическими и экономико-географическими условиями разработки многих месторождений.
  • низкий уровень производительности труда;
  • не развитость сети малых и средних предприятий
  • недостаточное внимание к проблемам охраны окружающей среды на ряде производств, что обуславливает сверхнормативные выбросы вредных веществ в атмосферу и водные бассейны
  • обостряются проблемы с обеспечением предприятий квалифицированными кадрами.

Вам предлагается решить данные проблемы путём создания металлургического комбината полного цикла в одном из регионов России. Для того чтобы правильно разместить предприятие необходимо вспомнить факторы размещение предприятий отрасли.

Ответы учеников.

  1. Металлургические заводы полного цикла размещаются в основном в районах добычи железной руды или коксующегося угля, или между ними (сырьевой фактор)
  2. Металлургические предприятия, производящие специальные сорта стали и ферросплавы, потребляют большое количество электроэнергии и поэтому размещаются не только вблизи источников сырья, но и в районах производства дешевой электроэнергии.
  3. Транспортный фактор
  4. Наличие трудовых ресурсов..
  5. Экологический

Металлургия - крупный загрязнитель окружающей среды. На ее долю приходится 20% всех промышленных выбросов в атмосферу и сточных вод. Ежегодно металлургические предприятия выбрасывают в атмосферу 10 млн. тонн вредных веществ, среди которых гигантское количество разнообразных металлов, только один медеплавильный завод, производящий в год 125 тыс. тонн меди, выбрасывает в атмосферу 2 млрд. м 3 газов и 43 тыс. тонн пыли.

Задачи проекта:

  1. Разработать проект создания нового металлургического завода полного цикла с учётом основных требований (принципов размещения предприятий отрасли)
  2. Разработать собственные варианты решения проблемы.

Защита проекта учеников (презентация работ).

Рекомендации для учителя.

Возможные варианты:

  1. Южная Сибирь
  2. Предуралье
  3. Район Южно-Якутского угольного бассейна (Нерюнгри, Чульман)
  4. Западная Сибирь (мини-заводы)

Пример защиты проекта

Проект Открытое акционерное общество "Нерюнгринский металлургический завод"

Город Нерюнгри появился на свет в 1975 г. Благодаря уникальной находке геологов, которые открыли угольное месторождение с запасами в 40 млн. тон.

Энергетические ресурсы. Причины размещения в данном районе.

  • наличие водных ресурсов
  • коксующийся уголь
  • ГЭС
  • наличие железных руд

Трудовые ресурсы. Современный Нерюнгри - многофункциональный город с развитыми промышленными, административно-культурными, транспортными и обслуживающими функциями. Население занято в основных и вспомогательных производствах территориально-производственного комплекса по добыче коксующегося углей.

Экология. Исторически сложилось так, что проблеме экологии в Нерюнгри, где расположено Нерюнгринское месторождение, не уделялось должного внимания. Сегодня в этом направлении мало что изменилось. Основные причины туманов и смогов:

  • дымы и выбросы промышленных предприятий.
  • пожоги угля.
  • сжигание бытового мусора

Уже существующие предприятия города обеспечивают чистку, сбрасываемых вод, а также из-за вырубки леса истощаются лесные ресурсы.

Транспорт. Нерюнгри имеет одну из наиболее развитых транспортных систем, основу которых составляет автомобильный, железнодорожный и авиационный транспорт. Но в этом транспорте нет необходимости.

Водные ресурсы. На территории Нерюнгри протекает более 20 рек, протяженность каждой из которых более 10 км. Поэтому выбранная нами территория имеет достаточные запасы воды.

Вывод: Таким образом, Нерюнгри вполне подходит для создания металлургического завода полного цикла. Рассмотрев все положительные и отрицательные факторы, мы пришли к выводу, что создание металлургического завода в районе Нерюнгринского месторождения осложняется только лишь нехваткой трудовых ресурсов.

Рейтинговая оценка проекта.

  1. Оценка работы (от 15-20б)
  2. Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы
  3. Объём разработок и количество предлагаемых решений Реальность и практическая ценность.
  4. Уровень самостоятельности Качество оформления записи, плакатов и др.
  5. Оценка рецензентом
  6. Оценка защиты(от 15-20б)
  7. Качество доклада
  8. Проявление глубины и широты заданий по теме
  9. Проявление глубины и широты заданий по данному предмету Ответы на вопросы преподавателя
  10. Ответы на вопросы учащихся
  11. Оценка творческих способностей докладчика
  12. Субъективная оценка деловых качеств докладчика
  13. Итоговая оценка (балл)180-220 - отлично; 120-175 - хорошо; 90-115 - удов; менее 80 - неуд.

Критерии выполнения защиты. (от 5 -20 б)

Оформление и выполнение проекта:

  1. Актуальность темы и предлагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы.
  2. Объём и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность и значимость работы.
  3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений.
  4. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии, цитируемость.
  5. Качество записи: оформление, соответствие, рубрицирование и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков; качество и полнота рецензий.

Защита:

  1. Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность, объём тезауруса, убедительность и убежденность.
  2. Объём и глубина знаний, по теме (или предмету), эрудиция.
  3. Педагогическая ориентация: культура речи, использование наглядных средств, манера, чувство времени, импровизационное начало, удержание внимания аудитории.
  4. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, дружелюбность, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы.
  5. Деловые и волевые качества докладчика: ответственное решение, стремление к достижению высоких результатов, доброжелательность, контактность.

Суммарная оценка работы и защиты:

отлично - 155-200 баллов

хорошо - 100-154 балла

Индивидуальная карта рейтинговой оценки проекта учащегося.

Критерии оценки.

Самооценка

Оценка педагога

Оценка одноклассников

1. Достигнутый результат(из 15 баллов)      

2. Оформление проекта(из 15 баллов)     

Защита проекта.

3. Представление(из 15 баллов)     

4. Ответы на вопросы(из 15 баллов)     

Процесс проектирования

5. Интеллектуальная активность(из 10 баллов)      

6. Творчество(из 10 баллов)     

7. Практическая деятельность(из 10 баллов)      

8. Умение работать в команде(из 10 баллов)      

ИТОГО

 Среднеарифметическая величина  от 85 до 100 баллов - "5" от 70 до 85 баллов - "4"от 50 до 70 баллов - "3"менее 50 баллов - "2"Оценка

Учитель.

Какие варианты решения проблемы вы можете предложить?

Ответы учеников

  • создавать новые предприятия удовлетворяя спрос на металлопродукцию на внутреннем рынке;
  • осваивать новые промышленные регионы в России;
  • координировать планы развития предприятий горно-металлургического комплекса с генеральными схемами размещения объектов электроэнергетики, развития трубопроводного транспорта и сети железных дорог, а также стратегиями развития других отраслей промышленности и регионов России;
  • укреплять позиций России на мировом рынке металлопродукции и рынке СНГ;
  • повышать конкурентоспособность металлопродукции, расширение производства продукции с повышенной добавленной стоимостью, снижение ресурсоемкости производства;
  • обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы;
  • уменьшение зависимости металлургии России от импорта металлопродукции и сырья;
  • снижать вредное воздействие предприятий отрасли на окружающую среду.
  • (создавая условия ужесточение предельных значений выбросов парниковых газов и активизацию всей природоохранной деятельности предприятий комплекса)

Литература

  1. География России, В.Я. Ром, В.П. Дронов, Москва "Дрофа", 1997г.
  2. Экономическая география России, А.И. Родионова, Москва, 2002г.
  3. География России, А.И.Алексеев, Москва, "Дрофа", 2002г.
  4. География России, А.И. Алексеев, В.В. Николина, Москва, "Просвещение", 2000г.

Приложение.