Учебный проект как эффективное средство формирования положительной мотивации в изучении географии, 6–7-й класс

Разделы: География


Гимназия № 2 города Александрова, учебное заведение гуманитарного образования. Задачей всего педагогического коллектива является организация четко спланированных действий, которые обеспечивали эффективное формирование и реализацию у большинства учащихся преимущественно гуманитарных предпочтений и интересов, наиболее широкой эрудированности, достаточной развитости специальных способностей к деятельности в гуманитарных областях. Кроме этого, в наше время, в условиях развития рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться, принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески. Этот социальный запрос нашел отражение в Законе РФ "Об образовании", законодательно утвердившем цели образования как "ориентацию на обеспечение самоопределения личности, на создание условий для ее самореализации". Обучение географии наряду с передачей ученикам определённой суммы знаний и умений формирует навыки самостоятельного их добывания с помощью новейших учебных технологий и форм организации учебного процесса. Именно эти факты подтолкнули меня заняться инновационной деятельностью. Исходя из задачи школы, а именно "создание образовательного пространства, ориентированного на самореализацию участников образовательного процесса гимназии", я считаю, что конечным результатом обучения является не только сумма знаний, но и умение применять эти знания на практике. Благодаря уникальной ориентации на развитие самостоятельности, способности к самоорганизации, готовности к сотрудничеству и созидательной деятельности, технология проектного обучения успешно зарекомендовала себя в образовательной практике зарубежной и российской школы. Это особая технология, позволяющая формировать у учащихся способность к социальному действию и взаимодействию с социокультурной и природной средой. Это активизирует обучение и способствует решению проблемы совмещения знаниевой и развивающей составляющих географического образования. Применение технологии проектной деятельности даёт возможность эффективного компетентностного обучения. Также её применение является способом поддержки мотивированных к географии учащихся, которые получают возможность овладения методами самостоятельной научной работы, признания способностей и осуществления профессионального самоопределения. Кроме того, реализация географических проектов формирует у учащихся исследовательскую активность - важное качество современной личности. Использование проектной технологии полностью соответствует реализации целей географического образования в школе.

Применение проектной технологии на уроках и внеурочной деятельности не только помогает мне, как учителю, добиться хороших результатов, но и развивает творческие способности учащихся, формирует умение свободно ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое мышление. Мною создана своя система в этой области, в основу которой легли возрастные и психофизические особенности учеников. Изучая опыт ( Дж.Дьюи, И.С. Якиманской, В.В. Груздева, Н.Ю Пахомову и др.), я заметила, что по характеру доминирующей деятельности никто из авторов не учитывает возраст и особенности детей, предлагая им участвовать в различных по типам проектам. А ведь именно это является залогом успеха в этой деятельности. Поэтому разрабатывая уроки по проектной технологии я пришла к выводам:

Ученики 6-7 классов 11-12 лет. Ребята в этом возрасте накапливают описательную информацию об океанах, морях, о планете в целом. В 6 -ом классе большая часть времени отведена на изучение картографических знаний, изучают оболочки Земли. В 7-ом классе на описание материков и океанов. А значит, познавательная деятельность основывается на умение систематизировать описательный материал, выявляя причинно-следственные связи и закономерности. И всё же это ещё дети, которым хочется окунуться в сказку, побывать в роли исследователей. Поэтому использовать проекты можно лишь ролевые, игровые, творческие, межпредметные.

В 8 классе подростки 13-14 лет склонны фантазированию и теоретизированию, что направляется мною в рациональные рамки науки географии. Занимательный материал становится в таком возрасте основным для процесса познания. Поэтому я предлагаю им ознакомительно- ориентировочные и практико - ориетировачные проекты, которые направлены на сбор информации об объекте или явлении, но именно в них появляются элементы исследовательских проектов.

В 9-10-11 классах 15-17 лет; ученики склонны самостоятельно искать ответы на вопросы, о процессах, явлениях, фактах, критически относятся к имеющемуся опыту. Возникает проблема "личностного отношения". Поэтому я предлагаю им проекты исследовательского уровня с применением телекоммуникационных технологий, где требуется продуманная структура целей, были в основном групповые, то уже здесь они носят личностный характер. Именно поэтому дети увлекающихся географией и склонные к научной работе, выбирают экзамен по географии в форме реферата, где обязательная практическая часть включает проектную деятельность. Именно в этом возрасте я предлагаю участвовать им в социальных проектах на различных конкурсах.

Тематика учебных проектов

Класс Тип проекта Умения, формирующиеся при использовании проектной технологии
6 класс Ознакомительные

Игровые

Межпредметные

Самостоятельно разрабатывать и применять высокоэффективные формы рассказа.

Работать с дополнительной литературой.

7 класс Ролевые

Творческие (на основе телекоммуникационных проектов)

Самостоятельно ставить перед собой проблему, предполагать способы решения.

Умения видеть проблему.

Реализовывать планы.

8 класс Ориентированные

Творческие

Исследовательские

Анализировать свои решения.

Применять различные формы исследования, корректировать данные методы.

Умения работать с научной литературой.

Использовать оригинальные способы задач.

9-11 класс Исследовательские

Индивидуальные

Социальные

Самостоятельно ставить перед собой цель, задачи, гипотезы.

Делать выводы, обобщать, анализировать.

Участвовать в конференциях, конкурсах.

Создавать презентации.

Представлять свой проект.

Планирование работы по учебному проектированию

Четко планирую и веду целенаправленную работу над тематикой проектов, которые являются постоянной составляющей учебного процесса, а так же внеклассной деятельности

Использую проекты в зависимости, от возраста учеников, по степени сложности

Организую переход, от групповых к индивидуальным, от творческих к исследовательским проектам

Осуществляю интегрированные проекты с использованием современных компьютерных технологий

Значимость и возможности учебного проектирования. Фрагмент результатов анализа некоторых ответов участников диагностики.

Таблица 1.

ЗНАЧИМЫЕ АСПЕКТЫ   2008

ГОД

2006 2007
Интересная, творческая работа по решению актуальных проблем 50% 72 % 75 %
Возможность реализовать свои научные идеи 34% 54% 55,1 %
Возможность узнать новое или создать новое знание 36% 71% 72,5%
Творческая работа в коллективе 37% 54 % 57, 8%
Неинтересно для меня 6% 1 % 0,5 %
Ненужная никому работа, пустая трата времени 3% 0,7 % -

Результаты анализа мнений учащихся о возможностях и значении проектной деятельности.

Данная работа позволяет более успешно осваивать умения, навыки и способы деятельности, составляющие основу проектно-исследовательской работы. Данное приращение представляет собой овладение существенными элементами культуры и является необходимым условием не только проектирования, но и развития и социализации учащихся. Установлено, что у учащихся не вызывает затруднений: поиск источников информации и работа с ними (с этим согласны, в среднем, 65% участников), интерпретация полученных данных (51%), оформление результатов в текстовый документ (49%), составление плана работы (49%), презентационная подготовка (49%), обобщение результатов (48%), предложение различных вариантов решения проблем (46%).

Таблица № 2

Вопросы анкетирования 2006 2007 2008
Работа над проектами оказывает влияние на социальные аспекты жизни? 56% 55 % 59 %
При работе над проектами повышается мой культурный

уровень?

42% 44% 55%
У меня появляется уверенность в собственных силах? 45% 50% 51%
4. При работе над проектами моё желание заниматься географией постоянно растёт? 45% 46% 48,6%

Результаты сравнения степени овладения умениями, навыками и способами деятельности самостоятельной проектно-исследовательской работы.

Ребята отмечают, что проектирование оказывает влияние на личностные, культурные и социальные аспекты развития личности: повышает уверенность в собственных силах и способностях (этим согласны, в среднем, от 56 % до 59,3%опрошенных участников. Увереннее чувствуют себя в учебном процессе (от 45% до55% ).Способствует росту культурного уровня (от 42% до51%); развивает интерес к деятельностному познанию (от 45% до 48,6%), повышает интерес к изучению предметов (от 45%до 48, 6%).

Тест мотивации Достижения учащихся. Диагностическая ориентация утверждений. Методика А. Эдвардса.

"Я хорошо себя чувствую"

Я думаю "Это трудно, но я доделаю"

"Доделаю в следующий раз"

"Я считаю, что справился с этим"

Я думаю "Может быть, опять неудача?"

"Я не доволен тем, что у меня получилось"

"Я устал"

"Я прошу кого-нибудь мне помочь"

"Хорошо, если бы это у меня получилось"

"Я думаю, что сделал что-то не так"

"Я думаю, что всё сделал правильно"

"Это мне не нравится"

"Я не хочу, что бы у меня плохо получилось"

"Я хочу сделать больше остальных"

"Я сделаю, что-нибудь потруднее"

"Я предпочитаю ничего не делать"

"Я думаю, что не умею делать это".

Показатели мотивационной тенденции

"Надежда на успех"

"Боязнь неудачи"

"Активное избегание неудач"