Роль методических семинаров в повышении профессиональных компетентностей учителя

Разделы: Общепедагогические технологии


Профессиональный рост учителя сопровождается поиском новых методик, что зачастую сопровождается ошибками, заблуждениями, преодолением себя и чувством удовлетворения. Современный учитель как никогда ранее нуждается в профессиональном сопровождении со стороны методической службы, задача которой состоит в создании условий для формирования и развития ключевых профессионально-педагогических компетентностей учителей. В системе организации методической работы большую роль играют методические обучающие семинары, которые знакомят педагогов с новейшими достижениями науки и продуктивного педагогического опыта, а также позволяют познакомиться с опытом коллег коллектива. Семинары способствуют развитию предметно-методологической компетентности педагогов, совершенствуют умение транслировать передовой положительный опыт учителей в педагогическое сообщество.

Семинар по проблеме: "Школьный урок в анфас и профиль" направлен на изучение позитивного опыта работы учителей, повышение качества урока как элемента целостной образовательной среды, совершенствование педагогических методов, направленных на мотивацию к предмету и развитие познавательной сферы.

План-проект методического семинара "Школьный урок в анфас и профиль".

Урок - основной участок учебно- воспитательного
процесса, на котором учитель ежедневно
осуществляет образование, воспитание и
всестороннее развитие учащихся.
В.А.Сухомлинский

О, урок! Ты - солнце!
Ш.Амонашвили

Цель: повышение качества урока на основе изучения современных подходов к организации классно-урочной системы, положительного опыта учителей гимназии.

Участники: педагогический коллектив.

Регламент: 1 час 30 минут.

Форма проведения: семинар-практикум.

Обеспечение: телевизор для просмотра видеофрагментов, компьютер, проектор, экран для демонстрации презентации к информационному блоку выступающих.

Ход семинара

Информационный блок.

Ведущий. Потребность школы в новом учителе, который не только "учит", но в первую очередь создает условия для запуска процессов саморазвития, самоопределения, самопознания для своих учеников, учителя, который не паникует от каждого изменения в программах, учебных планах, так как владеет навыками профессиональной управленческой деятельности, учителе-методологе и учителе-управленце четко обозначена в приоритетных направлениях национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".

Современный учитель должен успешно решать новые для него проблемы:

  • как повысить мотивацию учащихся к изучению непрофильного предмета в профильной школе;
  • как осуществить педагогическую поддержку одаренному ребенку;
  • как помочь школьнику преодолеть неуспешность в обучении;
  • как воспитать в духе толерантности детей, являющихся носителями собственного этнического мировоззрения.

Доступность, качество, эффективность образования, начинаются, несомненно, с учителя "нового качества". Актуальный компетентностный подход переводит профессиональную деятельность педагогов с уровня интуитивного на уровень рефлексивный, позволяющий системно анализировать качество образовательного процесса, выявлять проблемы и своевременно проводить корректировку. Это означает, что эффективность управления образовательным процессом зависит от уровня подготовки каждого специалиста как управленца на своем рабочем месте, его включенности в научно организованный менеджмент.

Главным инструментом учителя был и остается урок. Урок в личностно-ориентированном процессе обеспечивает целостность образовательной среды и должен соответствовать четырем основным требованиям:

  • мотивировать ученика на поиск и приобретение знаний, умений навыков;
  • формировать у него систему знаний;
  • развивать познавательную сферу.

Современный учитель, несомненно, знаком с творческим наследием российских ученых, посвященным дидактике урока - Ю.А. Конаржевского, М. Скаткина, Л.В.Занкова и др. Однако, сегодня востребовано не только и не столько глубокое знание основ дидактики, но система умений: проанализировать потоки новой информации, оценить ее дидактический потенциал в реальных условиях, спрогнозировать результат ее использования, организовать ее материальное воплощение, а затем снова проанализировать, но уже результат воплощения новой информации в практику.

Именно на уроке и его результатах наглядно видно:

  • как учитель анализирует учебно-познавательные ресурсы учеников и качество методического сопровождения процесса обучения;
  • как учитель планирует, организует, корректирует учебный процесс;
  • как ставит цели;
  • как производит оценку результатов.

Недаром, в каждом образовательном учреждении важнейшим звеном внутришкольного контроля является контроль качества уроков. Набор критериев для оценки качества урока - открытая система. Она может использоваться достаточно гибко, например, при оценивании нестандартных уроков (урок-путешествие, урок-диспут, урок-конференция) следует учитывать специфику, т.к. они могут не содержать, например, этапа диагностики знаний. Но такие уроки, как правило, единичны, все остальные же - должны выдерживать формат занятия, на котором предложенное содержание технологии характеризует качество урока. В настоящее время распространенной является технология оценивания качества урока, составленная Галеевой Натальей Львовной, кандидата биологических наук, Почетного работника общего образования РФ, доцента кафедры управления развитием школы МПГУ, автора более 50-ти статей, методических и практико-ориентированных пособий по дидактике и управлению личностно-ориентированным образовательным процессом.

Критерии оценки качества урока

Требования к уроку Что оценивается
1. Содержание урока Оценивается соответствие содержания требованиям используемой программы и обязательного минимума, использование учащимися дополнительных источников информации на уроке.
2. Мотивация учащихся Оценивается работа учителя по применению приемов мотивации на результат и на деятельность; грамотность выбора приемов мотивации.
3. Структура урока Оценивается оптимальность структуры данного урока, качество этапа актуализации знаний и постановки целей, наличие и логическая связь этапов урока, четкость завершения каждого этапа урока.
4. Применение приемов развивающего обучения Оценивается оптимальный объем и целевое разнообразие приемов развивающего обучения, дифференциация при использовании этих приемов в учебной деятельности.
5. Самостоятельная деятельность учащихся Оценивается оптимальность времени, отведенного на самостоятельную работу, обеспеченность дидактическим оснащением, уровень дифференциации и индивидуализации самостоятельной работы.
6. Организация этапа диагностики ЗУН Оценивается организация комфортных условий этапов проверки домашнего задания и проверки усвоения нового материала на уроке.
7. Использование средств ТСО Оценивается оптимальность, целесообразность и формы организации работы с ТСО на уроке.
8. Стиль общения Оценивается использование учителем понимающего и директивно-понимающего стиля общения, деятельность учителя по созданию и поддержанию психологического комфорта на уроке при общении с каждым учеником.
9. Результативность урока - по ученику Оценивается уровень усвоения учебного материала. Состояние учеников после урока: их удовлетворение собственной деятельностью, настроение, отсутствие ощущения усталости.
10. Результативность урока - по учителю Оценивается уровень достижения поставленных целей, выполнения всех задач, удовлетворенность учителя уроком, умение учителя "отрефлексировать" удачи и промахи "по горячим следам".

Структура урока в личностно-ориентированном процессе (памятка для учителя):

Интеллектуальная разминка в начале урока. Три обязательных требования к разминке:

  1. Содержание разминки должно актуализировать (проверять) именно те понятия, которые должны быть проверены как итог домашнего задания, или как опора освоения нового материала;
  2. Форма должна востребовать концентрацию и устойчивость внимания учащихся, что позволяет им "вработаться";
  3. Технология разминки должна допускать быструю проверку правильности выполнения задания.

2. Этап объяснения нового материала учитель организует так, чтобы ученики получили информацию через максимальное количество каналов приема информации (посмотрели, послушали, проговорили:)

3. При первичном закреплении материала давать каждому ученику задания с учетом уровня сформированности у него общеучебных навыков.

4. На этапе отработки предметных навыков, предметного содержания можно давать задания с целенаправленными затруднениями (на логику, синтез, схематизацию и т.д.).

5. Формы и виды домашних заданий можно дифференцировать в зависимости от уровня мотивации учащихся (повышать или снижать дозированность с выполнением обязательного уровня).

6. Зачетные работы учитель должен подбирать или конструировать как разноуровневые. Один вариант зачетной работы должен быть продемонстрирован учителем с самого начала изучения темы. Ученику предоставляется право выбора уровня зачетной работы. На "3" - вопросы и задания репродуктивного уровня, продуктивные и творческие задания - в дополнительной части, на "4" и "5".

Таким образом, урок должен рассматриваться как инструмент для раскрытия ресурсов учебного успеха ученика. Приоткроем завесу, рассмотрим, какими средствами учителя формируют в ребенке главные ресурсы учебного успеха - "знаю", "умею", "могу", "хочу".

Практико-презентационный блок.

Видеофрагмент №1.

Представлен урок математики во 2-м классе.

Выступление по теме: Мотивация на уроке и способы ее удержания. Комментирование видеофрагмента, определение роли мотивации на результат и на деятельность.
Видеофрагмент №2.

Представлен урок математики в 6-м классе.

Выступление по теме: Познавательные возможности урока математики. Комментирование видеофрагмента, определение роли сравнительного анализа на уроках математики.
Видеофрагмент №3.

Представлен урок информатики в 10 классе.

Выступление по теме: Возможности интегрированного урока. Комментирование видеофрагмента, определение роли интегрированного урока в формировании учебных компетенций обучающихся.
Видеофрагмент №4.

Представлен урок по предмету "Окружающий мир" в 1-м классе.

Выступление по теме:

Урок как средство развития социального интеллекта.

Комментирование видеофрагмента, определение роли урока в развитии социального интеллекта ученика (умение слушать и понимать, прогнозировать поступки и слова других людей).

Рефлексивный блок.

Ведущий. Надеемся, что семинар помог Вам увидеть новые ориентиры в подготовке, проведении и анализе урока. Предлагаем заполнить анкету:

Моя педагогическая философия

Чему я учу? Распределите цели по важности для вас:

  1. Основам научных знаний
  2. Нормам поведения, необходимым для жизни в обществе
  3. Пониманию себя, пониманию других людей
  4. Применению знаний на практике
  5. Способности отвечать за себя и результаты учебного труда
  6. Ставить цели, планировать свою учебную работу
  7. Творчеству, самовыражению
  8. Общению, умению взаимодействовать и сотрудничать с другими людьми
  9. Формированию предметных и надпредметных учебных навыков
  10. Умению видеть, формулировать проблему, предлагать пути ее решения
  11. Общечеловеческим ценностям
  12. Различным способам мышления

Кого я учу? На кого ориентируюсь при подготовке занятия?

  1. На всех
  2. На одного
  3. На индивидуальность
  4. На того, кто хочет учиться
  5. На группы (какие?)

Как я учу? Распределите по частоте применения:

  1. Сообщая информацию, передаю сумму знаний
  2. Демонстрирую примеры, образцы выполнения заданий
  3. Передаю алгоритмы
  4. Задаю неразрешимые вопросы
  5. Предлагаю сыграть роль
  6. Другое

Моя роль в классе:

  1. Я актуализирую предметные знания и опираюсь на них
  2. Я суммирую изученный материал и методы, которыми пользовались
  3. Я - инструктор
  4. Я - организатор (чего?) __________________________________
  5. Я - вдохновитель (чего?) _________________________________
  6. Я - менеджер (управляю чем?) ____________________________
  7. Я - оранжировщик (чего?) ________________________________

5.

Мне трудно Компетентности учителя Мне легко
  Планировать занятия  
  Проводить занятия, если нужно - отступать от плана  
  Мотивировать, заинтересовывать  
  Удерживать внимание учащихся  
  Проводить урок в нужном темпе  
  Анализировать урок  
  Обсуждать урок  
  Обращаться за помощью к коллегам при подготовке занятия  
  Подготовить и провести открытый урок  
  Сохранять терпение при невыполнении заданий  

6. Что хорошего в работе учителя?

Данная анкета позволит Вам увидеть, на что направлена Ваша педагогическая доминанта. Надеемся, что материалы семинара помогут сформулировать Ваше педагогическое кредо.

Использованная литература:

  1. Битянова М.Р., Т.В. Беглова разработка и внедрение в школе гуманистической модели образовательной системы. М., первое сентября, 2007.
  2. Галеева Н.Л. Завуч и учитель как субъект управления качеством образовательного процесса. М., Первое сентября, 2007.
  3. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. М.: Педагогический поиск, 2003.
  4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока. Ростов-на-Дону: Учитель, 2003.