Обобщающий урок "Прощание с русской азбукой"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

1. Обобщить знания учащихся о звуках и буквах русского языка, о деление слов на слоги, ударении;
2. Развивать умения сравнивать, группировать;
3. Прививать навыки культурного общения.

Оборудование: записи на доске, нарисованные буквы у учащихся, костюмы сказочных героев, на карточках записи слогов, 2 конверта, костюмы для танцев.

Прощание с «Русской азбукой»

Учитель: Ребята! Сегодня у нас немного грустный, но и приятный праздник. Мы пришли прощаться с очень уважаемой, а для многих – первой в жизни, прочитанной самостоятельно, книгой – «Русской азбукой».

К нам пришли гости – ваши родители. Они пришли смотреть на вашу работу, узнать, чему вы научились.

Давайте вспомним, что произошло у нас в школе, в первый учебный день – 1 сентября.

На сцену выходит девочка «Русская азбука», а слева и справа первоклассники, держа ее за руки.

Первоклассник:

Если сад цветами запестрел,
В поле колос налился пшеничный,
В огороде урожай поспел –
Значит, праздник близится отличный.
Надеваю брюки и жилет,
От волнения сердечко ноет,
Мама приготовила букет –
Подарю учительнице в школе.

Первоклассник:

Посмотрите на меня:
Вот какой счастливый я!
В первый класс уже хожу,
Форму школьную ношу.
По звонку учусь и ем,
Правда, ходить домой приходится.
Но пока, что для игры
Время нам отводится.

Первоклассник:

Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
И учитель учит нас.

Первоклассник:

Ель, топор, ло-па-та, ру-ки.
В каждом слове слышим звуки,
Звуки эти разные – гласные, согласные.

Первоклассник:

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать,
И в колыбельке сестренку баюкать.
Но не желают свистеть и ворчать.

Первоклассник:

А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

Русская азбука: Здравствуйте, ребята! Давайте, все вместе споем песню «Чему учат в школе?»

Русская азбука:

Ждет с волнением
И девчонок и мальчишек
Книга скромная – Русская азбука.
Среди ярких, толстых книжек
Эта книга всем нужна:
Учит грамоте она.

(Обращается к первокласснику)

Хочешь многое узнать –
Научись, малыш, читать.

Первоклассник (недовольно отвернувшись):

И зачем было идти?
Я читаю лет с пяти.
Нужен этот первый класс!
Ухожу домой сейчас,
Попрошу купить компьютер,
Буду целый день играть,
В Интернет письмо писать.

Русская азбука:

Подожди, не торопись,
Лучше к школе приглядись,
А уйти всегда успеешь.
И включиться в Интернет
Грамотой не овладеешь –
Подключаться толку нет:
Насмешишь весь белый свет!

Первоклассник:

Как же так? Ведь я читаю,
Цифры знаю, буквы знаю.

Русская азбука (показывает на букву «Р»): Эту тоже?

Первоклассник:

Ну, а как же?!
Скажет каждый во дворе:
Перед нами буква «Рэ».

Буква Р:

Я не рэ, не рэ, не рэ
Хоть пишусь я во «дворе»!
Ты меня найдешь в «горах»,
«Тундре», «речке», «берегах».
Рокочу я громким громом
И реву звериным ревом –
Вот тигриным например.
Мое имя – буква «ЭР»!

Первоклассник:

Извините, я не знал,
Но я правильно читал.

Буква Р: Ребята, исполните, пожалуйста мой любимый танец «Кукареку».

Русская азбука: Я пришла к вам в гости не одна. 33 родных сестрицы в одном городе живут и повсюду славятся.

- Кто же пришел со мной вместе?

Все вместе: Буквы!

Русская азбука: А сейчас мы послушаем стихи, которые вы о них выучили.

Дети читают стихи, показывая рисунки «На что похожа буква».

Буква А:

Буква А, буква А –
Алфавита голова.
Знает Вова, знает Света:
А похожа на ракету.

Буква Б:

Буква Б проснулась рано.
Буква Б – бочонок с краном,
Умывайся, будь здоров
Богатырь Борис Бобров.

Буква В:

Словно букву В Алена
Держит трубку телефона.

Буква Г:

Г – крючок обыкновенный,
Но в труде помощник верный.
И в косу и в кочергу
Превратить я Г могу.

Буква Д:

Вот стоит дымок пуская,
Буква Д – труба печная.

Буква Е:

На дворе – какая жалость!
Наша лесенка сломалась,
Наша лесенка сломалась,
Буква Е зато осталась.

Буква Ё:

Е и Ё – родные сестры.
Различить сестер не просто.
Но у буквы Ё – две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.

Буква Ж:

Если сноп как пояском
Подпоясать колоском,
Сноп соломы на меже
Превратиться в букву Ж.

Буква З:

З – не просто завитушка,
З – пружина, крендель, стружка.

Буква И:

На калитку посмотри,
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.

Буква К:

Сигнальщик держит два флажка.
С флажками он как буква К.

Буква Л:

Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш.

Буква М:

Взявшись за руки, мы встали
И на М похожи стали.

Буква Н:

Там я букву Н найду,
Где гамак висит в саду.

Буква О:

В старом дереве дупло
Ну совсем, как буква О.

Буква П:

На хоккее, на футболе
Буква П ворота в поле.

Буква Р:

Буква Р – на мачте парус
Вдаль летит, небес касаясь.

Буква С:

Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.

Буква Т:

Молоток стучит: «тук-тук,
Букве Т я старый друг».

Буква У:

У – сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У.

Буква Ф:

Все мы знаем без подсказки:
Буква Ф, как ключ от сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.

Буква Х:

Буква Х все ходит, ходит,
Места словно не находит.

Буква Ц:

Стул чинил сегодня мастер,
Клеил он его и красил.
Мастер стул перевернул,
Стал на Ц похожим стул.

Буква Ч:

Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре,
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.

Буква Ш:

На что похожа буква Ш?
На зубья этого ковша.

Буква Щ:

Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.

Буква Ъ:

Из ведра не просто так
Нам воды напиться
Нужен ковшик – твердый знак,
Чтобы не облиться.

Буква Ы:

Вот топор, полено рядом.
Получилось то, что надо.
Получилась буква Ы,
Все мы знать ее должны.

Буква Ь:

Буква Р перевернулась –
Мягким знаком обернулась.

Буква Э:

Над полями в синеве
Пролетела буква Э.
Это ласточка весной
Возвращается домой.

Буква Ю:

На арене укротитель,
Грозных тигров повелитель
Он, как буква Ю, с кольцом
К тиграм грозно встал лицом.

Буква Я:

И сказала буква Я:
«Хоккеист известный я.
Шайба прямо в цель летит –
Гол! Закончен алфавит».

Русская азбука:

Молодцы! А теперь посмотрим как вы умеете танцевать польку. Под музыку буквы уходят на место. Слышится стук в дверь. Появляются Незнайка и Буратино.

Незнайка:

Друзья, а о нас вы не забыли? Мы тоже вместе с вами шагали по страницам «Азбуки» и тоже приготовили для вас интересные конкурсы.

Буратино (огорченно): Я нес для вас слова, но вот беда: по дороге я упал, и слова все рассыпались.

Учитель: Не волнуйся, Буратино, ребята соберут из слогов слова. Буратино раздает ребятам конверты со слогами.

1 команда: РО ТА ЧУ ЩА СВЕ КРИ ЩУ ЧА (роща, свеча, кричу, щука).

2 команда: ТУ КРУ ЧУ ПИ ЩУ ЧА КА ЩА (туча, пища, кручу, щука).

Буратино: Молодцы, ребята! Хорошо потрудились. А на какие правила я принес вам слова?

Четверо ребят – буквы Ж, И, Ш, И – построившись «паровозиком» выходят на сцену.

Буквы (развернувшись встали): Жи-ши, жи-ши с буквой И всегда пиши.

Буква Ж: Звуки Ж и Ш звучат всегда очень твердо.

Буква И: Мягкость их обозначать брались очень многие.

Буква Ш: Пробовала Ё, но не вышло у нее.

Буква И: Даже сам Мягкий знак не смягчил их никак.

Вторая буква И: Как услышишь жи и ши – буквы и ты в них пиши.

Буквы встают «паровозиком», уходят со словами: жи-ши, жи-ши с буквой «И» всегда пиши.

Незнайка: Ребята, а песни петь вы умеете? Про первоклашку знаете? Звучит песня «Наташка – первоклашка».

Буратино: А я хочу посмотреть, как вы танцуете. Умеете ли? Исполняется танец «Гномики».

Незнайка: Надеюсь вы, друзья, не забыли, как мы с Буратино любим отгадывать загадки?

Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась.
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем!
Но едва туда вошла буква – озорница,
Очень странные дела начали твориться.

Буратино: Ребята, поставьте буквы на свои места!

Ехал дядя без жилета
Заплатил он штраф за это.

На остров налетел ураган.
На пальме остался последний баран.

Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
- Там ползет зеленый лук
С длинными усами.

Не учил уроки,
А играл в футбол.
Оттого в тетрадке
Появился гол.

Незнайка: А вот слышите в дверь к нам кто-то стучит. Это девочка – гимнастка со своим номером.

Буратино: Вот какие молодцы ребята этого класса. Все умеют. Но мы продолжим конкурсы.

Незнайка:  Ребята, я совсем не артист. Я учу не так, как учат вас в школе. И получается немного быстрее. На каждую букву у меня придумано по загадке. Как только вы разгадаете все загадки, - считайте, что азбуку вы усвоили. Что вы говорите? Вы азбуку уже знаете? Очень хорошо, сейчас мы это проверим.

Итак, начинаем:

1. Он и волк и Дед Мороз,
И смешит ребят до слез
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра – машинист,
Должен знать он очень много
Потому, что он … (артист).

2. Всегда послушен моде,
Как зеркало блестит,
Завязанный он ходит,
Развязанный стоит.
Догадаться же пустяк,
Что зовут его - … (башмак).

3. В небе тучи растревожит,
Дождь пригонит проливной,
Лодке парусной поможет
Засвистит в трубе печной…
Побывал везде на свете
Озорной, веселый … (ветер).

4. В красных тапочках хожу,
За собой подруг вожу,
Надоест гулять в саду –
Я поплаваю в пруду.
Ух, и здорово щиплюсь!
Угадали кто я?... (Гусь).

5. Он долго дерево долбил,
И всех букашек истребил,
Зря он времени не тратил,
Длинноклювый пестрый … (дятел).

6. Клубок, да не пушистый,
Колючий, да ершистый,
Когда дотронется – поймешь,
Что это не клубок, а … (ёж).

7. Он высокий, он огромный,
Он похож на кран подъемный.
Только это кран живой,
С настоящей головой,
Тот из нас будет прав,
Кто ответит нам … (жираф).

8. Хвост короче уха,
Быстрые повадки,
Мчусь я что есть духу,
Мчусь я без оглядки.
Кто я? Угадай-ка! Ну, конечно, … (зайка).

Незнайка: Молодцы! Хорошо умеете отгадывать загадки!

- Смотри, Буратино, как, ребята, загадки отгадывают, танцуют и поют. А считать умеете?

Буратино: Сейчас посмотрим?

Буратино читает загадки.

1. На диване у Танюшки
Примостилися игрушки:
Пять матрешек, Буратино
И веселый Чиполлино
Помоги Танюшке сосчитать игрушки! (7)

2. У пенечков пять грибочков
И под елкой три.
Сколько будет всех, грибочков,
Ну-ка, посмотри! (8)

3. Два мяча у Ани, два мяча у Тани
Два мяча да два, малыш,
Сколько их сообразишь? (4)

4. В кружку сорвала Мария
Девять ягодок малины.
Пять дала своей подружке.
Сколько ягод стало в кружке? (4)

Незнайка: Ребята, а что было бы, если б не было школ?

Звучит песня «Если б не было школ».
Русская азбука: - Ах! Забыла я, друзья,
Что представить вам должна,
Кто на смену мне придет,
Дальше вас учить начнет.

«Азбука» вводит в класс за руку ученика изображающего учебник «Русский язык».

Русский язык:

Я люблю учить детей,
С вами жить мне веселей.
Будем крепко мы дружить,
Мои правила учить.
Очень важно, скажем, знать,
Где поставить мягкий знак,
Как вам написать моё,
Через А иль через О?
Ничего от вас не скрою,
Все секреты вам открою.

Буратино: Кто-то к нам еще спешит? Ну, конечно, что за птица? Книга для чтения: Вам мое почтение! (Кланяется)

Я – «Книга для чтения»,
Полистай мои страницы:
Здесь стихи и небылицы
Сказки, басни, прибаутки,
Поговорки, даже шутки.

Буратино:

Пушкин, Лермонтов, Толстой…
Да, учебник не простой.
Так много интересного,
Пока мне не известного.

Книга для чтения:

Я от «Азбуки» слыхала,
Что вы знаете не мало.
Любознательных люблю,
Щедро знания дарю.
Всем, кто хочет много знать,
Хорошо надо читать.

Русская азбука: Молодцы, первоклассники! Читать научились, подружились с моими буквами, умеете отгадывать загадки, составлять слова, петь песни, танцевать. Умеете дружно работать с другими ребятами. Сегодня я прощаюсь с вами, ребята, но мои буквы останутся с вами в каждой книжке, на каждой страничке, в ваших тетрадках, письмах и открытках, в афишах и на экранах телевизора. Останутся с вами и мои друзья – сказочные герои.

Ребята: До свидания! До свидания!

Буратино: Ребята, прочитайте нам всем стихи, которые приготовили для праздника.

Дети читают стихи:

1. В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли.
Азбуки для всех подарок
На столах своих нашли.

2. Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам – строчкам шли.
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли!

3. Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
А теперь на книжной полке
Нас другие книжки ждут.

4. Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну прочитай ещё страницу!»
Не надо ждать, не надо звать,
А можно взять и прочитать.

5. «Азбука» - первая книга моя,
Как не любить мне за это тебя.
Складывать буквы меня научила,
Радость открытий ты мне подарила.

6. Спасибо, «Русская азбука», за все,
Что сделала для нас.
За слово первое твое, за стих,
За первый твой рассказ, нас научила ты читать, писать,
Слова на слоги разделять.
Прошли с тобой от «А» до «Я»
И с нами будешь ты всегда.

Незнайка: А теперь давайте споем со мной песню о дружбе.

Звучит песня: «Мир похож на цветной луч».

Буратино: Ребята, а со мной споем песню о нашем празднике (на мотив «Голубой вагон»).

Праздник наш сегодня завершается,
С азбукой простились мы сейчас,
Наши мамы пусть не беспокоятся,
С радостью мы ходим в первый класс.

Припев: Солнышко ласково
В небе улыбается,
Детские песенки
Слышим там и тут.
Дружные, дружные
Девочки, мальчики
Радостно учатся,
Весело живут.

Ученик:

Подошел момент прощанья
Будет краткой наша речь,
Говорим вам до свидания!
До счастливых, новых встреч!

Учитель:

Вы прочли Азбуку от корки до корки
Вам по чтению - пятерки!
Позади нелегкий труд
Слогового чтения…
И теперь без передышки,
Вы прочтете любые книжки…
Так, что, в путь, дружок! Не робей!
Не грусти! Не жалей,
Что закончил Азбуку.
Я желаю всем вам
Унестись в эту неведомую даль,
Научиться дружить…
И в беде помогать,
И решительными быть.