Урок здоровья "Преодоление тревожности и растерянности в сложной жизненной ситуации"

Разделы: Начальная школа


Цель: формирование навыков здорового образа жизни, сохранение психологического здоровья.

Задачи:

  • познавательные – рассмотреть наиболее распространенные ситуации, которые порождают тревожность, дать определение тревожности, идентифицировать физиологические симптомы тревожности;
  • развивающие – учиться способам саморегуляции в критических ситуациях (научиться приемам преодоления тревожности);
  • воспитательные – учиться искать выход из трудной ситуации.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. На уроке присутствуют приглашенные гости: учителя, родители.

Информация учителя: Сегодня у нас необычный урок, а “открытый”, у нас присутствуют гости. Как вы сейчас себя чувствуете? Поделитесь со мной своим настроением. Выберите цвет карточки, соответствующий вашему внутреннему состоянию (дети выходят к доске и карточками-магнитами показывают свое настроение: красный цвет – тревожное, желтый цвет – хорошее, зеленый – отличное). Многие дети прикрепили карточки красного цвета. Чем это вызвано? (Есть посторонние, необычная ситуация). Посмотрите на наших гостей. Какими они вам кажутся?

2. Определение темы и цели урока.

Тревожность – это чувство нервозности, скованности, затруднения и страха. Некоторые ситуации приводят к тому, что люди чувствуют тревогу или нервничают. Тревога – чувство неприятное. Самый хороший разумный способ – это научиться стравляться с тревожными состояниями.

3. Физиологические проявления тревожности.

Задача – идентифицировать физиологические признаки тревожности. Назовите заметные физические проявления тревожности (руки дрожат, глаза бегают, сердце бьется, голова кружится и т.д.). Вывод – тревожность порождает разнообразные физические изменения в организме. Например, у человека повышается частота сердцебиения, возникает потливость, напряжение мышц, судороги, дрожание рук, ног и т.п.

4. Работа в группах.

Задача – обсуждение наиболее распространенных ситуаций, порождающих тревогу. Деление на группы: встаньте те, у кого при неприятных состояниях дрожат коленки. Встаньте те, у кого при стрессовых ситуациях учащается сердцебиение. Встаньте те, кому хочется заплакать, спрятаться. Таким образом, образовалось 3 группы.

Представьте себе, что каждая группа – это редакция газеты. Дети придумывают название газеты и выбирают:

  • корреспондента – он берет интервью у гостей о возникновении чувства тревоги и способах ее преодоления, готовит репортаж с места событий;
  • докладчика – он выступает от имени группы о выполнении задания;
  • организатора – он организует участие каждого в обсуждении поставленного вопроса;
  • секретаря – он делает необходимые краткие записи во время обсуждения;
  • контролера времени – он следит за ходом обсуждения и регламентирует время.

Задание группам: составьте список ситуаций, во время которых мы испытываем чувство тревоги.

5. Проверка работы в группах.

Перечислите наиболее распространенные ситуации. Вывод: чувство тревоги – отрицательное чувство. Но оно выполняет важную роль для человека. Мало встретишь людей, которые ничего не боятся. Люди испытывают страх, тревогу за близких. Это нормальное состояние человека. Другое дело, если это чувство чрезмерно, отвлекает, мешает найти выход из сложной ситуации. Нужно учиться справляться с таким состоянием.

6. Информация учителя.

Люди преодолевают состояние тревожности разными способами. Одни превращаются в обжор, другие усиленно занимаются спортом, третьи ничего не делают, а просто мучаются от тревоги, четвертые стараются избегать таких ситуаций, а некоторые люди придумали свои личные приемы для преодоления тревоги. Может и у вас есть свои секреты?

Современная жизнь полна неожиданностей, порой неприятных, опасных. Из любой, даже самой сложной ситуации есть выход. Главное не поддаваться панике, унынию. Страх можно победить. Чаще погибает тот, кто не готов бороться за свою жизнь. В одной известной притче две лягушки забрались в погреб и попали в горшок со сметаной. Положение было безнадежное, и одна из лягушек не стала тратить силы, и пошла на дно. Другая же барахталась и вскоре ощутила что-то твердое: это она сама сбила из жидкой сметаны твердое масло. Оперлась она лапками на твердый масляный ком и выпрыгнула из горшка. Не падай духом, не умирай раньше смерти.

Известный путешественник Яцек Полкевич считал: “…выберетесь вы или погибните в двух шагах от дома зависит от вашего иммунитета безопасности”. А личный иммунитет безопасности держится на конкретных знаниях. Сейчас мы будем развивать способности, которые помогут в трудных жизненных ситуациях, познакомимся с разными способами, которые помогут справиться с волнениями, страхом.

7. Техники преодоления тревожности. Задача – поупражняться в приемах преодоления тревоги.

Техника 1. “Память храброго тела”.

Настало время, к нам подкралось чувство Страха. Запахло в воздухе Грозой и … Расскажите о своем страхе. Какой он? Какие игры любит страх? Как двигается страх (вползает как пантера, змея, застает внезапно, врасплох, как гигантский паук)? Какой он на ощупь (мягкий, скользкий, колючий, шершавый, холодный)? Какие запахи чувствуете? Какие звуки издает (ш-ш, с-с, х-х, ф-ф, х-х)? Какие слова произносит (страшно мне, съем, утащу)? Как вы думаете, в какие игры играет страх (прятки, догонялки, страшилки)?

Страх отвратительный, липкий,
Пугает, хватает, дрожать заставляет
О беде предупреждает.

Игра “Филин “Ух””. Дети показывают состояние испуга, замирают, потом все тело расслабляется. Лицо спокойное, страх отступает, тело запоминает расслабленное состояние.

Техника 2. Глубокое дыхание. Групповое дыхание в едином ритме успокаивает сердце, избавляет от неприятных ощущений. Попробуем вместе делать вдох-выдох 4-5 раз. Вдыхаем храбрость, спокойствие, силы, выдыхаем тревогу, страх, беспокойство, слабость. Теперь, когда мы изгнали страх, попробуем сказать скороговорку: хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха; ха-ха-ха; ха-ха-ха… Постепенно увеличивайте громкость.

Техника 3. Формула самовнушения. Наше настроение зависит от наших мыслей. Поэтому надо думать о хорошем. “Я стравлюсь”, “У меня получится”, “Я смогу, научусь”, “Все будет хорошо”, “Я сильный”.

Нужно постараться победить страх, заставить его отступить и произнести такую считалку:

Раз, два, три, четыре!
Не один я в этом мире!
Я со страхом поборюсь!
Ничего я не боюсь!

Услышав эти слова, страх скрючится, упадет, растает, и все озарится ярким светом. Мы победили свой страх.

Техника 4. Позитивные мысли. Мы часто не можем изменить ситуацию, но мы всегда можем сами выбирать, о чем и как думать. Правило: в жизни нужно выполнять следующее правило: “Мысли нужно выбирать как цветы, только красивые”.

Игра “Даже если…”. Нужно закончить фразу “Даже если что-то случится …., в любом случае …”. Поддерживающие слова помогают справиться с трудностями и побеждать.

Техника 5. Релаксация. Упражнение “Летний дождь”.

А теперь все отдыхаем, отдыхаем и мечтаем о волшебных берегах, о неведомых морях. Звучит музыка. Сядьте удобно, представьте, что вы пошли гулять, и вдруг начался теплый летний дождь. Пляшут пузырьки в лужах, из-за тучи выглянуло солнышко, и дождь стал золотым… А теперь все отдыхаем, отдыхает и мечтаем о волшебных берегах, о неведомых морях… Напряжение улетело и расслабленно все тело… Будто мы лежим на травке, на зеленой мягкой травке, греет солнышко сейчас, руки теплые у нас, дышится легко… Ровно … Глубоко… Губы чуть приоткрываются… Все чудесно расслабляется… Нам понятно, что такое состояние покоя…

Техника 6. Самомассаж. Упражнение “Ушки”.

Уши растираются ладонями, как будто они замерзли. Разминаются три раза сверху вниз (по вертикали), возвратно поступательным движением растираются в другом направлении (по горизонтали) (пальцы, исключая большие, соединены и направлены к затылку, локти вперед). Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив их. Указательными пальцами слегка постукивать по затылку до трех раз.

8. Игра “Вместе мы непобедимы”.

Вы не одиноки, почувствуйте поддержку окружающих вас людей. Вам на помощь придет МЧС. Службы спасения 01, 02, 03. Давайте сделаем звонок в дежурную часть службы спасения по мобильному телефону и спросим, смогут ли они нам помочь в трудной ситуации (была предварительная договоренность учителя со службой спасения).

9. Рефлексия. Как вы себя чувствуете? Как это удалось? Давайте изменим ваши рисунки, где вы изобразили свой страх, чтобы он стал веселым, добрым, смешным. Назовите, чего вы уже не боитесь?

10. Подведение итогов.

Человек может помочь себе сам, но нужно верить в незримую поддержку окружающих. Главное чувство, которое может нам помочь, это любовь. Давайте приложим руки к сердцу, ведь именно там, согласно древним легендам, живет Любовь. Она позволяет заботиться о себе, о близких людях, позволяет создать хорошее настроение, дает силы на свершение добрых дел, учить прощать тех, кто нас обидел. Чувствуете тепло от своих сердец. Это значит, что вы победили тревогу, страх и любви стало больше. Подарите любовь, а как это сделать подскажет сердце.

Использованная литература

1. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? / К. Фопель. – М.: Генезис, 2001.

2. Хухлаева О.В. Тропинка к своему я / И.В. Хухлаева. – М.: Генезис, 2005.

3. Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе / Е.А. Алябьева.– М.: ТЦ Сфера, 2003.

4. Клюева Н.В. Учим детей общению / Н.В. Клюева. – Ярославль, 1996.

5. Кряжева Н.П. Развитие эмоционального мира детей / Кряжева Н.П. – Ярославль, 1996.