Активизация мыслительной деятельности как одно из условий эффективного обучения при формировании навыков грамотного письма

Разделы: Начальная школа


Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами.
Ш.А. Амонашвили.

Свою главную задачу в обучении детей вижу в создании условий для развития каждого ребенка как, ответственной и творческой личности.

Главной своей задачей на уроке считаю — не «донести», «показать» и «объяснить», а организовать совместный поиск решения возникшей перед учениками проблемы.

В процессе работы стремлюсь, чтобы на уроках возникали положительные эмоции, чувство удовлетворения от умственной работы.

На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у детей интерес. Некоторые из них считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает безграмотность. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма.

Как сделать урок русского языка интересным, занимательным и любимым предметом для ребенка?

Перечитав много литературы, проанализировав свои уроки, я пришла к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика.

Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является дидактическая игра. Цель игры пробудить интерес к познанию. Игра наряду с обучением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается. Ведь то, что игра – это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное - стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.

Одним из условий, при котором игровые технологии эффективны, я считаю, является желание детей играть.

Приведу некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые я применяю на своих уроках.

Игры.

1. «Выбери три слова»

Ее можно использовать для закрепления любых тем по русскому языку.

Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией. (умение найти слова на одинаковую орфограмму).

2. «Почтальон»

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

3. «Шифровальщики»

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

4. «Клички»

Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.

Игровые приемы.

  1. Найди «лишнее слово»
    Цель: развитие умения выделять в словах общий признак, внимание, закрепление правописаний непроверяемых гласных.
  2. Замени словосочетания одним словом.
  3. Распредели слова на две группы.
  4. Закончи предложения.
  5. Составь рассказ по опорным словам.

Ценность таких игр и игровых приемов заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.

Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настрой в ходе урока.

Одной из важнейших задач изучения русского языка является формирование у детей прочных орфографических навыков.

Проблема формирования орфографической грамотности остается нерешенной и в настоящее время в силу разных причин: трудности орфографии, разрозненности изучаемых правил, невнимания учащихся к слову, ограниченного словарного запаса, падения интереса к чтению, недооценки возможностей периода обучения грамоте для проведения орфографической работы.

«Ясный выговор слова … и чуткое ухо – вот главные основания правописания»
К.Д. Ушинский

«Систематичность упражнений – есть первая и главная основа их успеха, и недостаток этой систематичности главная причина, почему многочисленные и долговременные упражнения в орфографии дают плохие результаты»
К.Д. Ушинский

Отсюда выходит, что главная задача учителя – научить видеть орфограмму, научить думать при письме.

В 1 классе «Обучение грамоте по Азбуке», используя модульную технологию, я провожу за 1 триместр:

7 блоков

а, у, о, ы, э, и  – 7 часов
л, м, н, р  – 7 часов
х, ц, ч, щ  – 7 часов
б, в, г, д, з, ж п, ф, к, т, с, ш      – 14 часов
й  – 2 часа
е, ё, ю, я  – 6 часов
ъ, ь  – 2 часа

Такая методика преподавания способствует развитию логического мышления, наблюдательности, умения сравнивать, проводить аналогии, обобщать, делать выводы и обосновывать их. Предлагается рассмотрение проблемных ситуаций, обучение навыку видеть и переносить закономерности с одного учебного содержания на другое.

Результатами работы является высвобождение времени, работа над развитием речи, расширение активного словаря детей, умение им оперировать.

Что же является основой письменной речи?

СОЗДАНИЕ НАВЫКА ПРАВИЛЬНОГО ПИСЬМА – ВОПРОС ТЕХНОЛОГИИ.

Ребенок не должен запоминать массу правил, разрозненных и не связанных между собой.

Факторы, способствующие формированию грамотного письма: зрительные, слуховые, рукодвигательные и артикулярные.

1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний.

На своих уроках использую следующие приемы:

  • письмо с «дырками» - не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре, а потом запиши слово, используя другой вид пасты ( зеленый), чтобы выделить трудную букву;
  • можно построить опорные схемы;
  • очень слабым детям можно дать посмотреть текст диктанта перед его написанием.
  • можно проводить так называемый «диктант с обоснованием». Учитель диктует слова, например с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Дети должны сначала записать проверочное слово, а затем только то, что диктует учитель, т. к. должны обосновать орфограмму. Это будет приучать их «слышать» орфограмму, обосновывать свой выбор ее написания;
  • хорошую обратную связь дает работа с сигнальными карточками.

2. Слуховой фактор. Развивать фонематический слух.

3. Рукодвигательный фактор. На уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, так называемое, орфографическое проговаривание (проговаривание алгоритмов действий).

Проговаривание – регулятор деятельности. Когда отработаны развернутые алгоритмы, дети сами начинают их сворачивать, выделяя главное, убирают второстепенное, избавляются от избыточной информации.

Кодирование информации – выделение самой необходимой из базовой – составление алгоритмов.

Комментирование – это вид упражнения, включающий в себе объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание.

Для успешного развития орфографической зоркости младших школьников необходимы следующие условия:

  1. Моделирование орфографических понятий и действий, как средство усвоения опознавательных признаков орфограмм.
  2. Целенаправленное и систематическое применение специальных упражнений, развивающих умение находить орфограммы и определять их тип.

Словарные слова – одна из проблем начальной школы.

Для повышения эффективности усвоения словарных слов запоминание должно быть осмысленным, а не механическим. Одним из средств, которое мы применяем – работа с этимологической справкой, т.е. работа с толковыми словарями.

«Иногда написание, считающееся традиционным и непроверяемым, может быть проверено на основе знания этимологии исторических изменений в фонетике русского языка». М.Р.Львов.

Город – древнейшее значение «ограда», а потом «обнесенный частоколом поселок».

Улица. В населенных пунктах два ряда домов и пространство между ними для прохода и проезда.

В древности существовало слово «ула», которое обозначало «дыра, отверстие, дупло», затем оно стало обозначать «вход, ворота», потом – «проход», наконец – «проход между рядами домов».

Следы слова «ула» можем обнаружить в словах «пере – ул - ок»,

«зако – ул - ок». Образовано с помощью суффикса – иц.

Столица – «стольный». Главный город государства, место пребывания правительства.

К истокам слова. Держать стол в древности означало «держать власть». Главное место у «стола» (возвышения с трапезой) называлось «престолом». Его занимал вождь племени. Затем слово стольный стали применять к городам. «Столицы» - поселения для жизни и остановок вождя племени (затем князя).

Москва – «моцка» - небольшая река, водоем.

Одно из толкований слова: название реки возникло значительно раньше, чем название города, от «моцка» - небольшой водоем. Слово подчеркивает небольшие размеры Москвы-реки.

Словарная работа на уроке русского языка в начальной школе входит в структуру урока ежедневно. Словарная работа - это одно из средств развития речи младших школьников.

Младшие школьники должны запомнить большое количество слов с непроверяемыми орфограммами, и научить ребенка писать эти слова без ошибок – одна из важнейших задач, стоящих перед учителем. Длительная работа по запоминанию этих слов не всегда результативна. Дети запоминают слова, не осмысливая их, автоматически. Для семилетнего ребенка буква – это лишь набор элементов, она “неживая”.

“Ребенок мыслит образами”
К.Д.Ушинский

Значит, чтобы дети лучше запоминали слова, надо “оживить” букву.

Средство – использование метода ярких ассоциаций.

Суть метода: трудная орфография словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

Например: газета - бумага

директор - крик, рот

Одним из способов, обеспечивающих осмысленность и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания словарных слов, можно считать работу по составлению “Словаря фантазий”. Составляя “Словарь фантазий”, дети проявляют творчество. Работа с интересом позволяет мотивировать правописание непроверяемых гласных.

При составлении “Словаря фантазий” дети стремятся получить этимологическую справку о слове, информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, что помогает “прояснить” исторический состав слова. По составленному “Словарю фантазий” дети с легкостью запоминают слова с непроверяемыми гласными.

Процесс запоминания словарных слов связан с процессом воображения, что позволяет “оживить” букву, и влияет на прочность знаний у младших школьников. Словари фантазий могут составляться на конкурсной основе, что вызывает творческую активность у детей.

Работа над ошибками

Начальным этапом в работе над ошибками является их предупреждение.

Приемы предупреждения ошибок разнообразны. Их применение на уроке зависит от характера орфограммы, этапа ее усвоения, возраста учащихся, их развития и индивидуальных способностей. Как отмечает Т.Г. Рамзаева,

Предупредить - это не значит только подсказать написание слова . Предупреждение – это и способ развития орфографической зоркости».

Контроль знаний

Формируя у детей навык самоконтроля и самооценки, использую «Дневник грамотности», в который заносим количество ошибок по основным орфограммам после проведения контрольных, самостоятельных работ. Такой дневник помогает видеть процесс формирования предметного знания.

Из вышесказанного следует:

Основой грамотной письменной речи является:

- База знаний:

  • Классификация правил и способы их применения в связи с характером орфограмм;
  • Учение о вариантах орфограмм и их опознавательных признаках;

- Технология подачи : алгоритм, код, модель

  • Алгоритмизация орфографического действия;
  • Систематизация орфограмм.

- Словарные слова

- Работа над ошибками

- Контроль знаний