Урок-посиделки, посвященный русскому народному костюму "Наряды старины глубокой"

Разделы: Технология, Внеклассная работа


Цель урока: знакомство с историей русского народного костюма.

Задачи.

  1. Расширение и углубление знаний по народному костюму.
  2. Развитие у школьников интереса и любви к народному творчеству.
  3. Воспитание чувства патриотизма.

Материально-техническое обеспечение: плакаты с видами одежды, музыкальное сопровождение, лавки, стол, самовар, печеные изделия, чайные пары, прялка, пяльцы с вышивкой, старинные вещи, русские костюмы, лапти, полотенце, платок.

Действующие лица: Хозяйка, её дочь Аннушка, добрый молодец Иванушка, Марьюшка, девица (все в русских народных костюмах).

Оформление: У окна лавка, на ней сидит хозяйка дома и прядет. Чуть в стороне стол с самоваром, заварным чайником, печеньем. Занавеска, за ней Аннушка – дочь хозяйки.

ХОД УРОКА

Ведущий:

Домотканый и древний, ещё в сундуках,
Сохранил вековые мой край сарафаны.
Что за чудная дробь у тебя в каблуках?
Что за песни в душе твоей Анна?
Здесь у тихой сосны, где берез хоровод,
Заливные луга и медовые травы.
Задушевная русская песня живет
И она тебя славит по праву.
Как к лицу тебе этот наряд -
И понева и в блестках жемчужин сорока.

В этом лирическом стихотворении встретились такие интересные слова, как сорока, понева.

Все они называют одежду старины глубокой. И сегодня на наших посиделках речь пойдет о старинной русской одежде.

(Звучит музыка “Не шей, ты, мне, матушка красный сарафан”.
Хозяйка избы сидит у окна с прялкой. Ведущая подходит к ней и приветствует её)

Ведущий: Здравствуй, хозяюшка.

Хозяйка: Здравствуй, красна девица.

Ведущий: Чем это ты занята?

Хозяйка: Пряду кудель, дочке на приданое. Ведь в крестьянских хозяйствах Руси издревле изготовлялись льняные, конопляные и шерстяные ткани различного качества.

Долгими осенними и зимними вечерами крестьянки при лучине чесали, дергали, сучили пряжу. Из льна делали грубый и тонкий, суровый и отбеленный холст.

Свежевытканое льняное полотно имело серебристый цвет и потому весной его отбеливали. Знаешь ли ты как это делали?

Ведущий: Быть может хлором?

Хозяйка: Что ты…его отбеливали с помощью золы и снега. Затем летом многократно мочили в реке и сушили на солнце, расстелив на траве. Что-то я с тобой заболталась, у меня же гостей полна горница… (Выходит к гостям)

- Здравствуйте, гости дорогие. Милости просим, садитесь за столы дубовые, за скатерти браные (подходит к занавеске).

- Аннушка, дочка, просыпайся! Белый день на дворе, гостей полна горница (к гостям).

- Вчера с подружками засиделась допоздна – все женихов гадали (к дочери).

- Вставай, доченька, умывайся, вытрись полотенчиком вышитым – весь сон как рукой снимет. (Снимает полотенце, показывает гостям) Узор-то на нем не простой - обережный. Такое полотенце хорошо бы иметь в каждом доме: ослепительно белое, вышитое по концам красными нитками и особым узором. Повесьте его на видном месте и оно принесет в дом счастье, лад, уют и доброту. Когда сильное горе – вымойте лицо родниковой водой и утритесь концом полотенца. Болеет кто дома – утрите его и хворь начнет отступать. Оделась, Аннушка? (Выходит Аннушка, утирается полотенцем, вешает его)

Хозяйка: Хороша ты, Анна, а в наряде нашем русском еще краше кажешься. Поздоровайся, доченька.

Аннушка: Здравствуйте, гости дорогие. (Кланяется)

Хозяйка: Гостей-то приветить надо. Ну-ка, Аннушка, поднеси-ка им чайку, да с поклоном, доченька. (Аннушка наливает гостям чай и садится за вышивку)

Хозяйка: Угощайтесь, гости дорогие. А пока, Аннушка вас чайком потчует, я вас загадкой развлеку. (Русские народные загадки)

Сижу верхом,
Не знаю на ком,
Знакомца встречу,
Соскочу - привечу. (Шапка)

Маленький Данилка
В петелке удавился. (Пуговка)

Летели две сороки?
У них четыре хвоста. (Лапти)

По дороге я шел,
Две дороги нашел,
По обеим пошел. (Штаны)

Днем обручем,
Ночью змеей. (Пояс)

Овца в корове. (Чулок в ботинке)

Черна, а не земля, пушиста, а не снег, греет а не печка. (Шуба)

Построили хлевец на пятеро овец. (Рукавицы)

Треплют, катают, а зиму таскают. (Валенки)

(Хвалит гостей)

Хозяйка: Вот и в давние времена соберутся бывало парни и девушки. Смех, разговоры. Девицы песню заведут “Не шей ты мне, матушка, красный сарафан”. Сами одна другой краше и рубахи на них шелком шиты. (Входит Марьюшка)

- Как ты вовремя, Марьюшка, мы как раз о рубахах говорили. А ты у нас известная мастерица, поделись с нами своими знаниями. (Хозяйка села за прялку)

Марьюшка: Здравствуйте, красны девицы. Я слышала, вы тут загадки отгадываете? Попробуйте и мою отгадать. Дуйся, не дуйся – через голову суйся. Попляши день-деньской и пойдешь на покой. (Рубаха)

(Хвалит гостей)

Наши далекие предки считали, что одежда - это “оберег”, который укрывал человека от сглаза, от воздействия злых сил. Поэтому все уязвимые места человеческого тела были спрятаны: длинные ниже колена древние рубахи имели почти закрытый ворот, рукава до запястий. (Показывает плакаты с изображением разных рубах)

Рубахи носили девочки и мальчики, юноши и девушки, мужчины и женщины. Различались они кроем и отделкой. Были рубахи повседневные и праздничные. Повседневные рубахи почти не украшались.

Рубаха русских крестьянок была длинная, конопляная. Девушки некоторых южных губерний летом ходили лишь в подпоясанных рубахах, иногда надевая на них юбки или передники (занавески). Характерно было для рубах контрастное сочетание белого холста и красноузорной отделки. Рубахи шили длинными.

Общеславянским типом является рубаха с плечевыми вставками “поликами” - они могли быть прямыми и трапециевидными. Рубаха с прямыми “поликами”- носилась с сарафаном, а с трапециевидными – с поневой. У холщевых рубах особенно украшаются рукава.

В деревне дни сенокоса, окончания жатвы, первого выгона скота считались праздничными и крестьянки наряжались в специальные рубахи, с богато украшенными подолами – их называли “пожнивные”,“сенокосные”. Широкая полоса тканого геометрического узора, украшавшего подолы. Превышала порой 30 см. Разрез ворота женских рубах приходился на середину груди.

Наиболее яркие, украшенные вытканным и вышитым узором рубахи носили молодые женщины и девушки. Совсем скромно украшались рубахи девочек и старух. Мужские рубахи шили преимущественно из льняного или конопляного холста, украшая по подолу, вороту, оплечьям и рукавам полосами красноузорного тканья или вышивками. Праздничные рубахи изготовлялись из отбеленного тонкого полотна, а будничные из более грубой неотбеленной домоткани. Косоворотка, т.е рубаха с разрезом на левой стороне груди, распространилась после нашествия монголов. С воротником стойкой рубахи стали шить во 2 половине XIX века. Детская одежда была одинакова для девочек и мальчиков и состояла из одной длинной до пят рубахи, рукава и подол которой, украшались вышивкой. По мнению древних, следовало обезопасить все необходимые отверстия: подол, рукава, ворот – оберегом здесь служила вышивка, содержащая всевозможные священные изображения и магические символы.

(Викторина от Марьюшки)

Хозяйка: Конечно рубаха не была единственной одеждой, девушка на выданье надевала “поневу” - поясную одежду в виде 3 полотнищ ткани на шнурке. Понева у крестьянок была уже в XX-XIII веках. В некоторых губерниях девушки понев не носили, но наступление половой зрелости отмечалось ритуалом первого надевания поневы, после чего она считалась невестой. (Показывает плакат с поневой)

Поневы шились из клетчатой шерстяной домоткани - черного и темно-синего цвета. От того как соединялись полотнища ткани, поневы делились на 2 типа: “распашные” и “глухие”.

Распашная – её называли “растополка” - состояла из 3 несшитых полотнищ, стянутых на шнуре в пышные складки. Глухая понева – или понева с прошвой, состояла из нескольких клетчатых и одного одноцветоного полотнища – прошвы. Поневы обычно доходили до щиколотки или до земли.

Кроме узорной каймы, понева украшалась блестками, бисером, золотым кружевом, лентами, тесьмой.

Поверх рубахи с поневой надевали передник (занавеска). Он предохранял одежду от загрязнения, служил дополнительным украшением праздничного наряда.

(Выходит Аннушка)

Аннушка: В некоторых селах поневу носили и молодые девушки, но вот “сорока” - головной убор только замужней женщины. (Показ головных уборов)

- Я хочу рассказать вам о головных уборах. Знаете ли вы названия каких либо головных уборов? (Ответы гостей)

- А вот в названии нашего села вы не находите намек на головной убор? (Наше село Шляпники)

- Конечно же, как вы думаете, почему наше село называется именно так? (Ответы гостей)

По одной из легенд в 1760 году у безымянного острова поселились несколько человек – мастеровых по изготовлению головных уборов (мужских шляп из грубой овечьей шерсти), которых в народе называли “шляпниками”. Отсюда и пошло название нашего села.

- “По Сеньке и шапка” - гласит народная поговорка. Надевали головные уборы, слегка сдвинув на одно ухо. “Пронести шляпу на 1 ухе” означало пройти щёголем. Мужские шляпы в основном валялись из шерсти. (Показ рисунка)

Согласно древнему обычаю девичьи головные уборы не закрывали темени и представляли собой жесткий обруч или мягкую повязку, которые скреплялись на затылке лентами.

- Девушки так же носили красные узорные платки, сложенные по диагонали в несколько рядов – что называлось “в складку”, спереди подкладывали картон, а концы завязывали сзади под косой. (Показывает на себе)

- Столь же популярно было ношение платков сложенных на “уголок”, “по диагонали” с повязанными под подбородком концами. Ко многим праздничным женским и девичьим головным уборам, надо лбом пришивали сетки из жемчуга, стекляруса или бисера, такие сетки назывались “поднизи”

- Древним общеславянским головным убором было головное полотенце – “убрус”, которое делалось из льняного полотна с вышитыми красной нитью концами. (Показ рисунка)

- Женским головным убором, входившим в поневный комплект, была “сорока”, которую умела шить каждая крестьянка. Название можно объяснить пестротой материалов и названием отдельных частей – “крылышки”, “хвост”. Возможно, в названии содержится отождествление с птицей сорокой, которую вывешивали в конюшнях для оберега. Основой “сороки” была “кичка” (показ рисунка) простеганная налобная накладка рогатой или другой формы, к ней пришивали чепчик–“волосник”, под который убирали волосы. Считалось, что рогатый головной убор помогал женщине уберечься от нечистой силы. Рогатые “кички” носили молодые женщины в первые годы замужества.

- Общерусский головной убор “кокошник”, входивший в сарафанный комплект, шили из парчи, бархата, шелка на жесткой подкладке. Их обильно расшивали золотыми и серебряными нитями, речным жемчугом, блестками, разноцветной фольгой, бисером, бусами.

- Существовал и промежуточный головной убор между девичьим и женским: “плачея” - его надевали просватанные девушки перед свадьбой. Лицо невесты закрывали большим вышитым платком или фатой из шелкового полотна.

- Женский головной убор выполнял обереговую и многие другие функции.

(Викторина от Аннушки)

(Входят девушка и парень с лаптями на плече)

Иванушка: Здравствуй, Аннушка. Здравствуй краса-девица. Я вижу гостей у тебя полна горница. Позволь мне тебя подарком одарить. (Он дарит ей подарок – лапти)

Аннушка: Здравствуй, Иванушка. Спасибо за подарок. Садись на лавку. (Молодца усаживает, а с девицей беседует).

- Какой у тебя красивый сарафан.

Девица: Сарафан - это русская крестьянская одежда, род платья без рукавов, надеваемая поверх рубахи с длинными рукавами. Сначала сарафан был одеждой женщин из царской семьи и знатных боярынь.

Уже в XVI веке сарафан навсегда вытеснил из городской моды поневу и распространился даже в сельской местности. В зажиточных семьях праздничные сарафаны шили из парчи, шелка и бархата.

В сарафанный комплект так же входил пояс (опояска) шириной он был до 10 см. Поверх сарафана женщины надевали “душегрею” - короткий кафтан с рукавами или коротенькую безрукавку на лямках со складками на спине – “епанечку”. В конце XVII века сарафан не был еще крестьянской одеждой, только вступившая на престол императрица Екатерина разрешает всему населению России носить сарафан.

Вот так сарафан пришел в народ и стал любимым женским нарядом.

(Викторина от девицы)

(Входит хозяйка, приветствует Иванушку)

Хозяйка: Здравствуй, Иванушка. Рады видеть тебя. Да какой ты нарядный сегодня и лапти-то на тебе новые.

Иванушка: Да, гости то поди и не знают что это за обувь такая? (Ответы гостей - он их хвалит)

- А вот мы сейчас еще раз и проверим, отгадайте-ка загадку: Липовый кузовок ночью отперт, а днем заперт. (Лапти)

- Во все времена наши предки охотно одевались в лапти – “лыченцы”, “лычаки”.

Причем, несмотря на названия, зачастую их плели не только из лыка, но и из бересты и даже из кожаных ремешков. Способы плетения лаптей были разные: в прямую или косую клетку.

Плетение лаптей считали легкой работой, которой мужчины занимались буквально между делом. Не зря про крепконапившегося человека говорят что он “лыка не вяжет”, т.е. не способен к элементарным действиям. Зато связывая лыко мужчина обеспечивал обувью всю семью – специальных мастерских не было долгое время. Лапти крепились к ноге с помощью длинных завязок. Завязки несколько раз перекрещивались на голени, прихватывая онучи. Лапти имели малый срок службы. Зимой они пронашивались за 10 дней. После оттепели за 4 дня, а летом в страдную пору и вовсе за 3 дня.

Собираясь в дальний путь с собой в запас брали не 1 пару лаптей – “в дорогу идти – пятеры лапти сплести” - гласит пословица. О чем либо простом – незамысловатом наши предки говорили – “как лапоть сплести”.

(Викторина от Иванушки)

Хозяйка: Спасибо тебе, Иванушка за интересный рассказ.

И в соседних царствах-государствах щеголяют красавцы в русских сапожках, носят сделанные по образцу наших тулупов модные дубленки…а вам, девчонки нравятся наши наряды?

Руки у вас молодые, желание есть берите в руки иголки, нитки и за работу. И подумайте, почему говорят “Встречают по одежке, а провожают по уму”.

До скорого свидания, гости дорогие.

Ведущий: Хранителями древних традиций народного костюма у русских, как и у большинства других народов мира, были крестьяне. Они жили в гармонии с родной природой, через нее и постигали смысл красоты, добра, истины. Русская крестьянская одежда была защитой от зноя и холода, отличалась удобством, гармонировала с господствовавшим типом лица и фигуры местных жителей, имела обереговое, защитное, престижное значения, выполняла важную ритуальную роль в обрядах и праздниках.

Красота русского народного костюма доставляет людям радость, пробуждает в них художников, учит чувствовать и понимать красоту, творить сообразно её законам.

Приложение (викторина)

Вопросы и загадки:

- Потайная кладовая со всякой обновкой, тут и спички и табак и медный пятак. Что это? (Карман)

- Сверху голо, снизу лохмато, теплом богато, что твоя хата. (Тулуп)

- Один вход – три выхода. (Рубаха)

- Ношу на голове поля, но это вовсе не земля. (Шляпа)

- Тепла не дает, а без него холодно. (Пояс)

- Когда говорят: “Суббота дольше воскресенья или пятница дольше субботы” (Если из под платья видна юбка)

- Когда говорят: “Кафтан каши просит” (Когда разорван)

- Что значит “Пронести шляпу на ухе” (Рройти щеголем)

- Что значит “Сапоги всмятку” (Сапоги с голенищами–гармошками)

Фразеологизмы:

- Что значит выражение “Шиворот-навыворот”. (В настоящее время эти слова кажутся совсем безобидными. Они означают “Совсем наоборот - наизнанку”. А ведь было время, когда они связывались с позорным наказанием: пойманного вора или другого преступника одевали в вывороченную одежду и в таком виде вели к ответу)

- Что значит выражение “Тяжела ты, шапка, мономаха”. (Не вес шапки, а сложность управления государством подчеркивается в этом выражении. Весит шапка всего 698 граммов. Шапкой Мономаха венчали на царство)

- Что означает выражение: “Тришкин кафтан”. (Оно указывает на то, что работа выполнена безрассудно. В самом деле: бедняга Тришка из басни Крылова, для починки своего кафтана обрезал его рукава. А что бы наставить рукава – обрезал полы)

- Что значит выражение “Спустя рукава”. (Старинная русская одежда была с длинными, спускавшимися до земли рукавами. Поэтому во время работы приходилось подбирать их - засучивать. Отсюда и пошли выражения работать спустя рукава т.е. трудиться неохотно, небрежен)

- Что значит “Распоясался” (Непременной частью старинной, русской мужской одежды был пояс, украшенный у богатых людей драгоценностями. Пояса эти достигали 4 метров длины и ширины более 20 см. Понятно такой пояс стеснял человека, и в домашней обстановке его не носили. Теперь мы говорим распоясался про человека, который утратил всякую сдержанность, уважение к другим)

- Что значит “Тянуть канитель” (В старину канителью называли металлическую нить для вышивания. Её вытягивал и(волочили) клещами из раскаленной металлической проволоки. Канитель (металлическая нить) была золотая, серебряная. Канителью вышивали по бархату, сафьяну или сукну. Это была крайне медленная, скучная и непроизводительная работа и поэтому выражение “тянуть канитель” получило название терять время, очень медленно и бестолково что-нибудь делать)

Приложение 2 (презентация “Русский костюм”)