Формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся на основе УМК "Zig-Zag Magic"

Разделы: Иностранные языки


«Если хочешь, чтобы у тебя не было
свободного времени – ничего не делай».

А.П. Чехов

Полное содержание курса представлено в Приложении.

Аннотация

Актуальность

Перед многими родителями в наше время остро стоит вопрос «С какого возраста стоит начать обучение ребенка иностранному языку?» Окончательное решение этого вопроса принадлежит, конечно, родителям. Но, и детские психологи, и логопеды сходятся в одном: решение должно быть осознанным, а родителям надо объективно оценивать уровень развития ребенка и степень его готовности к обучению.

Одним из возможных путей развития у детей познавательного интереса, осознанного конструктивного характера их активности может стать раннее начало обучения иностранному языку в рамках дополнительного образования.

Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на проведение методов обучения в соответствии с требованиями жизни.

Подготовка детей к жизни – задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы деятельности ребенка. Наиважнейшем на этом этапе является психологическая готовность к школе, как к следующей ступени его развития, его жизненного пути.

Проведение обучения английскому языку дошкольников вызвано стремлением использовать возможности возраста, наиболее благоприятного для овладения языком: дошкольники отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них проявляется интерес к осмыслению своего родного языка и иностранного. Они легко запоминают небольшой по объему материал и с интересом его воспроизводят, развивая слуховую память и фонетические способности.

Предисловие

Возможности опоры на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на иностранном языке, сделать интересными и осмысленными самые элементарные высказывания.

В программе обучения английскому языку, представленной Alison Blair and Jane Cadwallader «Zig-Zag Island» и « Zig-Zag Magic», игра становится не только источником детской забавы, но и основным способом решения учебных задач.

В методике работы Alison Blair and Jane Cadwallader прослеживаются два направления: с одной стороны, введение в содержание каждого занятия новизны (это и новая песня, или игра, или персонаж), с другой – приучение детей к определенному стилю ведения занятия. Поэтому дети с удовольствием идут на занятия, зная, что их ждет сюрприз, но они также знают, как себя вести в той или другой ситуации занятия. Отдельные дети даже становятся ведущими в организации коммуникации на английском языке.

Организуя разнообразную интересную деятельность с четкой мотивацией переходов от одного вида работы к другому, педагог может развивать произвольное внимание детей и их словесно-логическую память.

Данный курс обобщает опыт по подбору содержания обучения английскому языку для дошкольников. В программе используются современные учебники и методические комплекс Oxford University Press.

Отличительной особенностью данного курса является наличие методических рекомендаций по проведению контрольно-проверочных занятий и оформлению промежуточной диагностики уровня освоения детьми иностранным языком.

Курс предназначен для обучения английскому языку дошкольников и включает серию занятий одного года обучения.

Введение

Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на проведение методов обучения в соответствии с требованиями жизни.

Подготовка детей к жизни – задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы деятельности ребенка. Наиважнейшем на этом этапе является психологическая готовность к школе, как к следующей ступени его развития, его жизненного пути.

Изучение иностранного языка помогает в формировании родной речи, правильного ее произношения, а также вводит ребенка в мир другой культуры, как языка, так и общения.

В «Критериях оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ» в разделе «Речевое развитие ребенка» подчеркивается необходимость обучения иностранному языку. И это верно: чем раньше начинается изучение иностранного языка, тем успешнее его усвоение. Но педагогическая практика испытывает затруднения в обучении детей дошкольного возраста иностранному языку с учетом возрастных возможностей и особенностей данного возраста: не разработаны игры и игровые упражнения алгоритмы направленные на развитие коммуникативных способностей, произношения, освоение языкового материала, грамматических структур. Поэтому использование программы Alison Blair and Jane Cadwallader «Zig-Zag Island» и «Zig-Zag Magic» в системе дополнительного образования, назрело и допустимо при наличии дипломированного специалиста и создания специально разработанной развивающей среды.

Методические рекомендации

Главной целью обучения детей 5-6 лет английскому языку в системе дополнительного образования является создание положительной естественной мотивации.

Учитывая, что игра является основным видом деятельности ребенка-дошкольника, занятия проводятся в игровой форме и строятся таким образом, чтобы по возможности увязать их содержание с общим содержанием процесса воспитания и обучения дошкольников. Специально организованные занятия проводятся два раза в неделю по 35 минут. Материал  программы Alison Blair and Jane Cadwallader «Zig-Zag Island» и «Zig-Zag Magic» адаптируется к определенной группе детей, при этом учитываются индивидуальные возможности каждого ребенка. Занятия организуются таким образом, чтобы постепенно перейти к активной речи детей в виде односложных  предложений, а затем и более сложных. На каждом занятии используются разнообразные приемы обучения и задания, что позволяет поэтапно формировать речевые умения и навыки, а преемственность этапов обучения и последовательность введения языкового материала обеспечивает прочность усвоения материала. На каждом этапе обучения используется определенные грамматические структуры. В зависимости от содержания меняется лишь лексика, необходимая для их наполнения.

Для специально организованных занятий рекомендуется наличие оборудованного кабинета английского языка, где дети смогут заниматься, сидя на стульях, иногда на ковре. У них должна быть возможность подойти к столу с наглядным и дидактическим материалом и к доске, а также иметь свободное место для игры и физкультминутки. В нашем Доме детского творчества мы можем предоставить детям такие возможности.

Первые занятия с детьми можно посвятить краткому знакомству с англоязычными странами, которое проходило бы через встречу детей с персонажами из английских и американских сказок и мультфильмов. Эти герои умеют говорить только на английском языке, поэтому детей надо подвести к выводу о том, что надо научиться английскому языку, чтобы понимать их. на первых занятиях появляется кукла Билли Бой. Это английский мальчик, который помогает детям в познании английского языка. Другим помощником для детей служит Мистер Тан, который рассказывает интересные истории, помогающие правильно произносить английские звуки. Мистер Тан появляется вначале каждого занятия для фонетической зарядки, в ходе которой дети путем повторения и имитации осваивают произношение английских звуков. Имитационный путь усвоения является основным способом обучения ребенка произношению звуков английского языка. Основным приемом работы над произношением является повторение детьми, как хором, так и индивидуально, за преподавателем, диктором. Необходимо многократно отрабатывать каждый вновь вводимый звук, слово, предложение, поэтапно формируя слуховое внимание, фонетический слух и правильное произношение. В обучении детей произношению можно выделить три важных этапа:

  1. Слушание звука.
  2. Узнавание звука.
  3. Воспроизведение звука.

Алгоритм работы над звуковой культурой речи

  1. Аудирование звука (слова, словосочетания, предложения) педагогом, диктором.
  2. Наблюдение за движением и позицией губ, языка педагога.
  3. Хоровое повторение 2-3 раза.
  4. Индивидуальное повторение после педагога.
  5. Самостоятельное индивидуальное произношение.
  6. Хоровое воспроизведение ударения, ритма и интонации (при работе над предложением).
  7. Индивидуальное воспроизведение ударения, ритма и интонации (при работе над предложением) после педагога и самостоятельно.

При обучении детей дошкольного возраста английскому языку яркая красочная наглядность выступает на первое место. При этом усвоение лексики идет более успешно, если ребенок видит перед собой яркую игрушку, красочную картинку и сам выполняет действия с ней, т.к. в этом случае ему не требуется постоянного перевода. Необходимо иметь несколько вариантов в изображении предмета, чтобы ребенок мог составить несколько фраз с этим словом. По мере расширения словаря ребенок получает возможность «играть» с этим словом, употребляя его в разных структурах.

Можно использовать следующую схему активизации лексики:

  1. Педагог показывает картинки и называет слова. Дети хором повторяют, имитируя произношение. На следующем этапе педагог передает картинку ребенку, побуждая его назвать новое слово. Далее работа идет по цепочке: от ребенка к ребенку. С этим вариантом работы дети встречаются на каждом обучающем занятии. Педагог внимательно следит за произношением, помогая каждому ребенку правильно ставить язычок. Заканчивается упражнение хоровой работой: дети хором повторяют за педагогом каждое слово.
  2. Дети здороваются с игрушками-животными: «Hello, Harry Hippo!»
  3. Детям по одному предлагается назвать ряд картинок, изображающих героев, живущих на волшебном острове, за каждый правильный ответ – поощрение.
  4. Задание на английском языке (может выполняться по цепочке): «Show me Micky Monkey, please!»
  5. Дети выбирают из серии картинок те, названия которых они запомнили на английском языке. Могут поиграть с ними в качестве поощрения.

Предлагаемая методика работы основана на реализации коммуникативного подхода, осуществление которого включает в себя постановку задач по формированию умений и навыков в речевой деятельности через рисование, игровую, познавательную, физическую и музыкальную виды деятельности, имеющих значение для развития личности ребенка.

Каждый день обучения состоит из комплекса мероприятий, осуществляемых педагогом английского языка для формирования необходимых иноязычных умений и навыков. Этот комплекс включает в себя: утреннюю гимнастику на английском языке, основные занятия, игры на английском языке, проведение праздников на английском языке для детей и родителей.

Методика рассчитана на обучение детей в течение 35 минут два раза в неделю с сентября по май.

Примерная структура занятий

  1. Организационный момент – 1 минута.
  2. Фонетическая зарядка – 5-6 минут.
  3. Активизация материала, усвоенного на предыдущих занятиях 10-12 минут.
  4. Физкультминутка – 2-3 минуты.
  5. Введение нового материала – 5-7 минут.
  6. Проведение игр, разыгрывание сценок – 5 минут.

В зависимости от цели и материала занятия распределение времени может изменяться, а также могут варьироваться и заменяться части занятия, например, при проведении контрольно-проверочного занятия.

Формы проведения занятий

Для учащихся в юном возрасте наиболее успешной является работа целым классом (группой). Задания могут опираться на Книгу для учащегося, кассету или дополнительные раздаточные материалы, однако часто работа проводится фронтально, в виде разнообразных игр с использованием предметов и сопровождаемых движением

Помимо обучения языку, программа служит обще-учебным и развивающим целям, тренируя у детей внимание, аккуратность и мелкую моторику. Для этого в Книгу для учащегося включены упражнения типа «Нарисуй», «Раскрась», «Сосчитай». Они выполняются самостоятельно в классе, что дает педагогу возможность уделить в это время больше внимания тем обучающимся, которые в этом нуждаются.

Программа предполагает выполнение небольшого числа проектных работ, а также подготовку выступлений перед родителями.

Пояснительная записка

К образовательному курсу для детей 5-6 лет по УМК Alison Blair and Jane Cadwallader «Zig-Zag Island» и «Zig-Zag Magic»

Данный курс предназначен для детей 5-6 лет, ранее не изучавших английский язык.

В дальнейшем он обеспечит плавный мотивированный переход к обучению учащихся чтению и письму.

Цель курса: Развитие языкового мышления, речевых механизмов, коммуникативных умений и познавательных способностей у детей дошкольного возраста средствами английского языка.

Задачи курса

  1. Формирование гармонично развитой личности.
  2. Создание положительной мотивации и укрепление уверенности ребенка в собственных силах.
  3. Развитие языковых способностей детей и знакомство обучающихся с живым звучанием и ритмом английского языка.
  4. Развитие интереса к английскому языку.
  5. Развитие навыков межличностного общения, умения самостоятельно решать коммуникативные задачи на английском языке.
  6. Развитие навыков устной речи на основе языкового материала, предусмотренного программой.
  7. Обучение пониманию несложной, вполне доступной по содержанию речи на английском языке.
  8. Развитие памяти, мышления, внимания.
  9. Расширение кругозора детей.
  10. Предоставление значительного объема  языкового материала для восприятия и постепенного усвоения.
  11. Заложить основу для развития навыков устной речи: аудирование и говорение.
  12. Формирование коммуникативной культуры в процессе парной и групповой работы.
  13. Развитие памяти, воображения, логического и творческого мышления.
  14. Обеспечение межпредметных связей.

Педагогические средства

  1. Специально организованная среда.
  2. Специально организованные занятия.
  3. Физкультминутки.
  4. Игра (словесные, подвижные, музыкальные, пальчиковые).
  5. Инсценировка сказок.
  6. Праздники.
  7. Работа с родителями.
  8. Диагностика и контроль.

Формы работы

  1. Разучивание стихов, рифмовок.
  2. Разучивание песенок.
  3. Инсценировка песенок, стихов.
  4. Игры (словесные, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, музыкальные).
  5. Постановка сказок.
  6. Составление ситуативных диалогов.
  7. Работа с магнитной доской.

Знакомство с английскими словами вначале происходит путем заучивания коротких стишков, в которых английские слова являются лишь частью рифмовок. Постепенно по мере накопления лексического материала осуществляется переход к стихам-рифмовкам и песенкам, полностью звучащим на английском языке, которые помогают детям освоить простейшие бытовые фразы и ответы на элементарные вопросы.

Алгоритм разучивания стихов, рифмовок и песенок

Аудирование с опорой на наглядность (1-2 раза).

  1. Поиск детьми знакомых слов.
  2. Отработка новых слов и фраз (хоровое повторение и индивидуальное).
  3. Ответы на вопросы.
  4. Повторение текста вместе с детьми.
  5. Самостоятельное хоровое исполнение детьми.
  6. Индивидуальное исполнение каждым ребенком.

Такая последовательность работы помогает активизировать слуховое восприятие детей и их мыслительную деятельность, делая последующее запоминание стихотворения или песенки более осмысленным.

После полного запоминания текста песенки, рифмовки и свободного воспроизведения их ребенком, необходимо отработать структуры из этих произведений для активного их употребления в речи ребенка в специальных упражнениях, например:

  • после разучивания рифмовки можно провести диалог, используя вопросы и ответы из этой рифмовки вначале в медленном темпе, а затем в более быстром, чтобы отработать автоматизм ответов;
  • в специально созданных ситуациях для развития диалогической речи создается ситуация знакомства с новым персонажем после разучивания песенки или рифмовки.

Таким образом, у детей начинают развиваться простейшие навыки общения на английском языке. При этом можно использовать следующую схему тренировки понимания детьми изучаемого языкового материала:

  1. Педагог предлагает детям выполнить вместе с ним действия многократно.
  2. Дети выполняют команды педагога, отданные на английском языке:

а) вместе;
б) индивидуально.

  1. Педагог демонстрирует карточки - схему с соответствующими движениями.
  2. Детям раздаются карточки, педагог произносит команду, а дети показывают соответствующую картинку или выполняют действие.
  3. Команды выполняет игровой персонаж, который все путает, дети исправляют его, показывая, как надо было сделать.
  4. Роль ведущего выполняет ребенок. Он отдает команды.
  5. Кульминацией становится игра.

С удовольствием дети играют в простейшие игры на английском языке: «The little frog», «The little train», под рифмовки выполняют движения физкультминуток.

В процессе обучения используется не только английский язык, но и родной, который позволяет более кратко и точно пояснять сказанное.

Курс обучения состоит из следующих частей:

  1. Работа над произношением звуков и слов, интонационным и ритмическим оформлением речи.
  2. Изучение лексики.
  3.  Развитие речевых умений в ситуациях коммуникации и монологических высказываниях.
  4. Заучивание грамматических структур и введение их в ситуации коммуникации и монологические высказывания. Заучивание детьми песенок и стихотворений.
  5. Драматизация и постановка сказок.

Завершаться этот этап обучения должен изучением уровня овладения детьми умения говорения, аудирования, произношения, коммуникации.

Полное содержание курса представлено в Приложении.