"Дорогами сказок". Интегрированный урок чтения

Разделы: Начальная школа


Тема урока: Дорогами сказок.

Цели урока:

  • развитие ребенка через его самостоятельную познавательную деятельность;
  • развитие музыкальности и артистичности;
  • воспитание лучших человеческих качеств;
  • реализация способностей учеников;
  • обогащение словарного запаса учеников, работа со словарными словами;
  • развитие интереса к устному народному творчеству.

Задачи:

  • обобщение полученных знаний и применение их на практике;
  • воспитание радости от процесса творчества, от собственных маленьких открытий;
  • формирование навыков коммуникативного характера;
  • формирование устойчивого познавательного интереса к предмету;
  • уметь рассуждать, выстраивать логические цепочки, выражать свои мысли, вести диалог;
  • уметь работать в группе, слушать и слышать друг друга;
  • делать анализ литературного произведения.

Оборудование:

  • задания каждой группе;
  • выставка книг;
  • ленты дорог, волшебный клубочек;
  • музыкальные отрывки из знакомых детям сказок;
  • иллюстрации сказок;
  • раздаточный материал;
  • текст частушек;
  • сценарий сказки, кадры из мультфильма;
  • костюмы.

Ход урока

Ученик.

Здравствуйте, гости дорогие!
Веселья вам да радости!
Давно мы вас ждем поджидаем,
Сказку – урок начинаем!

Припасли мы вам забавушек
На всякий вкус.
Кому правда, кому сказка,
Кому песенка!

Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно? Всем ли слышно?
Тогда приглашаем в страну сказок!

Учитель. Многие считают, что в жизни нет чудес. Но чудеса окружают нас повсюду. Чтобы попасть в волшебную страну, надо пройти много дорог, выбирая то, что вам по душе. Пусть солнышко освещает ваш путь, а вы сами будете как его лучики. Дарите тепло, добро близким людям и друзьям. И чудо свершится. Для этого нужно всем немного - всего лишь доброта, которая способна творить чудеса. Не случайно во всех сказках добро побеждает зло.

Ученик.

Сказки гуляют по свету,
Ночь запрягая в карету.
Сказки живут на полянах,
Бродят на зорьках в туманах.

А принц Белоснежку полюбит,
А жадность Кощея погубит.
Пусть зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает добро!

Сказки со мною повсюду,
Их никогда не забуду.
Стоит сомкнуть мне ресницы,
Вмиг Сивка-Бурка приснится.

А месяц засветится ясный
В глазах Василисы Прекрасной.
Пусть зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает добро!

Учитель. Сказки - это занимательные рассказы о необыкновенных приключениях. Сочинялись в глубокой древности, передавались из уст в уста.

- Когда впервые были записаны сказки? XVI в.)

- А собирать и изучать их стали… IXв.)

- Как вы думаете, ребята, почему сказки, сложенные народом давно, живут и сегодня?

- Какие виды сказок вы знаете? (Сказки о животных, бытовые, волшебные.)

- О каких животных сочинял сказки русский народ? (О тех, которые жили рядом. О лисе, волке, медведе, зайце и коте.)

- А как животные в сказках ведут себя? (Животные в сказках говорят, как люди. Их повадки напоминают людские привычки, черты характере.)

- Какова главная тема сказок? (Борьба добра со злом.)

- Какие еще есть сказки кроме народных? (Авторские, сочиненные писателями.)

Ребята, вас ожидает много дорог. Посмотрите, здесь что-то написано.

Учитель (читает записку): «Чтобы попасть в страну сказок, надо пройти много дорог, выполнить много заданий». Отгадайте загадку:

Его за конец на пол кинешь,
А с пола за конец не подымешь.
(Клубок.)

Молодцы! Отгадали загадку. Берите этот клубок и идите туда, куда он укажет. И вот мы с вами на перекрестке дорог. В русских сказках на перекрестке стоит камень - путеводитель: «Направо ехать – коня потерять, прямо ехать – женатым быть, налево ехать – коня спасти». Как и героям сказок, нам с вами предстоит выбрать дорогу, по которой нам лучше идти. В добрый путь!

Дети берут клубок и подходят к «дорогам». Это ленты, на которых написаны слова: доброта, красота, верность, нежность, трудолюбие, честность, смелость, дружба, любовь, скромность, надежность. А на другой ленте: зависть, лесть, эгоизм, хитрость, жестокость, бессилие, предательство, уныние, жадность, месть. Ученики выбирают дорогу, кидают клубок и идут по ней, объясняя свой выбор.

Если вы вспомните сказки, то в них главным героям очень часто предлагалось пройти три испытания. Вот и вас ждет первое испытание: сейчас вы услышите музыкальные отрывки из сказок. Ваша задача - отгадать, из какой сказки музыкальный отрывок.

Проведение музыкальной викторины

- А теперь я приглашаю вас в удивительную страну под названием «Сказка».

- Сегодня у нас будут работать три группы: Киностудия «Союзмультфильм», Издательство «Просвещение», «Что? Где? Когда?».

Цель первой группы – по готовому сценарию сделать монтаж и озвучивание мультфильма.

Цель второй группы (корректоров) - исправить многочисленные ошибки юных авторов, которые присылают свои произведения в издательство.

Цель третьей группы - ответить на сложнейшие вопросы телезрителей.

Каждую группу ждут сказочные задания. Сказочный результат мы увидим в конце сказочного урока. Желаю удачи!

Киностудия «Союзмультфильм»

1. Прочитайте сценарий мультфильма. (Приложение 1)

2. Расположите по порядку кадры мультфильма, пронумеруйте и склейте. (Приложение 4)

3. Распределите между собой роли и озвучьте мультфильм.

Издательство «Просвещение»

Задания для группы в Приложении 2.

Клуб знатоков «Что? Где? Когда?»

1. Соедините стрелками имя героя сказки и сказку, в которой он встречается.

Карабас Барабас

   

«Каникулы в Простоквашино»

Золотая рыбка

   

«Каша из топора»

Дядя Федор

   

«Гуси-лебеди»

Солдат

   

«Федорино горе»

Котенок Гав

   

«Золушка»

Яблонька

   

«Муха-Цокотуха»

Посуда

   

«Буратино»

Хрустальная туфелька

   

«Белоснежка и семь гномов»

Тетерев

   

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Щенок

   

«Середина сосиски»

Коза

   

«Винни-Пух и все-все-все»

Гномы

   

«Волк и семеро козлят»

Пятачок

   

«Лиса и тетерев»

Элли

   

«Волшебник Изумрудного города»

2. Закончите крылатые выражения, встречающиеся во многих сказках:

Поди туда – не знаю куда. … …
Скоро сказка сказывается, … …
Я там был, мед-пиво пил, … …
Это все присказка, … …
В некотором царстве, … …
Жили-были … …

3. Подберите рифмы.

Старый замок в гуще леса
В этом замке спит…

Лес дремучий замок прячет:
Принц отважный к замку …

Ясно всем, что дальше будет:
Принц красавицу …

Сказка называется «Спящая …».

Заяц в нем, а в зайце …
На Кощея утка зла.
В ней яйцо, а в нем - …
Кто иглу тайком достанет,
То сильней Кощея …

Нет настроенья у Бабы Яги:
Встала не с той, вероятно …
Смотрит на лешего, как на врага,
Страшно сердитая …
Леший бы мог разозлиться в ответ -
Он же нарвал незабудок …
Злая колдунья оттаяла сразу,
Даже цветочки поставила в …

4. Блиц-турнир. Викторина, которая покажет нам, насколько хорошо вы знаете сказки.

  • Как звали девочку, попавшую в страну чудес?
  • Как звали злодея, из-за которого детям нельзя в Африку?
  • Веселый медвежонок, сочинявший ворчалки, пыхтелки.
  • Герой сказки, за которого все делала щука.
  • Кто угощал лису похлебкой из кувшина?
  • Кто поймал стрелу Ивана Царевича?
  • Девочка с голубыми волосами.
  • Крошка-зверек, который боялся того, кто сидел в пруду.
  • Что купила Муха-Цокотуха на базаре?
  • Чем ловил рыбу в проруби волк?
  • От кого убежала вся посуда?
  • Старуха, вредившая Гене и Чебурашке.
  • Что потеряла Золушка, убегая с бала?

5. Решите ребус. Отгадайте название сказки.

6. Назовите жанры устного народного творчества.

Презентация проектов

Киностудия «Союзмультфильм» презентует сказку, распределяет роли и озвучивает ее (литературное чтение). Вспоминаем такие понятия, как сценарий, пьеса.

Клуб знатоков «Что? Где? Когда?» презентует свою работу.

Учитель. А теперь - музыкальная пауза. Знатоки предлагают вашему вниманию сказочные частушки.

Накануне у Яги
Подгорели пироги.
Потому Яга и встала
Поутру не с той ноги.

У Бессмертного Кощея
Шея с каждым днем тощее.
И не ест он и не пьет,
Василису в гости ждет.

Чтоб не мерзли на снегу
Ноги у избушки,
Ей купила на меху
Валенки старушка.

В день рождения Иван
Подарил Яге диван.
Яга на нем летает.
А ступа отдыхает.

Кот-баюн купил расческу.
Челка вьется до бровей,
Рекламирует прическу
«Я у мамы дуралей!»

В древнем замке, за камином
Жили две перчатки.
Они с кошками играли
В салочки и прятки.

Презентация проекта Издательства «Просвещение». (Приложение 3)

Учитель. Чем закончилась сказка? (Добро победило зло.)

- Кто написал эту сказку? (Корней Иванович Чуковский.)

- Сегодня мы с вами совершили маленькое путешествие по дорогам сказок, вспомнили, что сказки бывают волшебные, бытовые и сказки о животных. Сказки начали сочинять в глубокой древности и сказки эти - народные. А те сказки, которые сочиняли писатели, называются авторскими.

В волшебных сказках происходят чудеса, волшебные приключения, есть традиционные зачин и концовка, троекратные повторы.

В бытовых сказках чудес нет. Зато есть противопоставление слабого и сильного, бедного и богатого. В конце сказки всегда торжествует справедливость.

В сказках о животных высмеиваются человеческие пороки. Животные наделены чертами характера человека.

Но в конце любой сказки добро побеждает зло.

Рефлексия

Учитель. Что вам показалось наиболее интересным?

- Что вызвало затруднения?

- Узнали ли вы то, что вам может пригодится в жизни?

На ваших партах лежат картинки. Подумайте, пожалуйста, всей группой и прикрепите на доску одну картинку, которая выразит ваше общее настроение.

Все народы в своих сказках рассказывают о лучших человеческих качествах и высмеивают недостатки и пороки. С детства сказка нас учит только хорошему. Давайте еще раз вспомним, что написано на той дороге, по которой нам с вами нужно идти. (Называют.)

И помните: от нас самих зависит, по какой дороге мы пойдем и куда, к чему мы придем.

Ведь ты – человек.
Ты сильный и смелый.
Своими руками судьбу свою делай!
Иди против ветра, на месте не стой.
Пойми? Не бывает дороги простой…