Современные подходы к организации занятий по логоритмике

Разделы: Работа с дошкольниками


По мере возрастания физиологических и психических возможностей развивается речь детей. В младшем дошкольном возрасте ребенок еще не всегда может управлять своим голосовым аппаратом, менять громкость, высоту голоса, темп. Но при этом он неплохо перенимает интонацию и правильно передает ее, подражая взрослым. В этом возрасте у детей велико тяготение к рифме. Вслушиваясь в речь взрослого, ребенок пытается установить сходство в звучании слов и нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: Маша - каша, Миша - Гриша. Такое стремление закономерно, оно развивает речевой слух и требует всякого поощрения со стороны взрослых.

Достаточно развитый слух ребенка дает ему возможность различать повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа (конечно, если это дается в сравнении), улавливать различные средства выразительности.

Начинать работу по формированию речи детей необходимо с раннего возраста. А поскольку логоритмические занятия способствуют развитию речи детей, целесообразно начать проводить эти занятия с младшего дошкольного возраста. Эффективность этих занятий показывает распространение передового опыта музыкальных руководителей и логопедов г. Москвы и г. Санкт-Петербурга (Н.В. Нищева, А.И. Буренина, Г.Ф. Шашкина, Т.И. Суворова).

В младшем дошкольном возрасте речь детей ограничена. На логоритмических занятиях в начальном периоде я ввожу все неречевые средства, такие как упражнения на различные виды ходьбы и бега, упражнения для развития дыхания, упражнения для развития мышечного тонуса, упражнения для развития произвольного внимания, двигательной памяти, мелкой и мимической моторики.

Выполнение упражнений чередую слушанием музыки. Затем постепенно на занятиях ввожу и речевые средства с малой нагрузкой, такие как упражнения и игры с пением, упражнения для развития дыхания с речевым сопровождением, упражнения для развития дикции и артикуляции, упражнения для развития мелкой моторики с речевым сопровождением. По мере развития речи детей начинаю вводить упражнения для развития голоса, пение, небольшие инсценировки, музыкально-двигательные игры, танцы и игру на детских музыкальных инструментах.

Для себя я определила следующие задачи:

  • Использовать на музыкальных занятиях средства логоритмики (пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах);
  • Систематизировать работу по использованию средств логоритмики на музыкальных занятиях поэтапно и дифференцированно;
  • Вводить упражнения на развитие мимики и мелкой моторики;
  • Включать в занятия игры с именами, голосовые и координационно-речевые игры.

Исходя из рекомендаций логопеда, "Программы М.А. Васильевой", "Логоритмики" Г.А. Волковой, я условно разделила свою работу на несколько разделов .

На начальном этапе больше внимания уделяю упражнениям без пения (маршировка, ходьба, ориентирование). Дети учатся ходить по одному и в парах, ориентироваться в пространстве.

Пример: игра "Найди себе пару".

О взаимосвязи эмоционального состояния и мышечного тонуса указывал И.М. Сеченов. В связи с этим использование логопедической ритмики в работе с детьми обеспечивает снятие эмоциональных зажимов.

С самого начала занятий упражнения без пения дают установку на разнообразный темп движения и речи, поэтому направляю внимание детей на руководящую роль музыки. Ходьбу включаю в каждое занятие. Она является естественным видом движения и вместе с тем достаточно сложным по координации. У детей в младшем дошкольном возрасте отмечается иногда отставание в координации движений во время ходьбы. Они широко расставляют ноги, шаркают ими, наблюдается неустойчивость в ходьбе, замедленность движений. Для того, чтобы устранить эти недостатки использую упражнения по перешагиванию через предметы: палки, канат, кубик и т.д.

Пример 1: пять или шесть кубиков кладу на расстоянии 35 - 40 см один от другого. Дети перешагивают по очереди.

Пример 2: в середине зала ставлю 5 или 6 стульев по кругу на расстоянии 1 метра один от другого. Дети идут за воспитателем по кругу, огибая эти стулья. Проходя таким образом 2 - 3 раза.

Различные виды ходьбы (на носочках, на пятках, на внутренней, внешней сторонах ступни, с предметами) сочетаю не только с музыкой, но и со словом.

Пример: Дети идут на пятках под музыку и вместе говорят:

Тук, тук, тук, тук,
Мои пяточка идут,
Тук, тук, тук, тук,
Меня к мамочке ведут,
Моих пяток слышен стук.

На логоритмических занятиях активно использую упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Упражнения на развитие дыхания помогают выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха. Работу над голосом начинаю с пропевания гласных звуков, а затем слогов.

Пример: колокольчики звенят: "динь-дан-дон"

В распевания включаю потешки, пословицы, загадки. Мы их произносим громко, тихо, высоко, низко, в разном темпе, пропевая их, импровизируем. Пропеваем знакомые небольшие стихотворения. Мелодекламация полезна для воспитания выразительности голоса, поэтому пропеваем вопросы сказочных героев с вопросительной, восклицательной интонацией.

Пример: "Кто, кто в теремочке живет?"

Пропеваем то высоко, как мышка, то низко, как медведь.

Дети младшего дошкольного возраста очень любят голосовые игры.

Пример: "Самолет", "Пони", "Поезд".

Большое внимание на логоритмических занятиях отвожу разделу пения. Именно пение является стимулятором развития плавной и выразительной речи детей. Если на начальном этапе разучивание песни происходит на 6 - 8 занятиях, то позднее дети лучше запоминают слова, их дикция становится более четкой, дети учатся удерживать дыхание. Затем вокально-хоровые навыки становятся более качественны, а пение выразительным.

Благоприятный эмоциональный момент создают игры с именами, которые я провожу в начале занятия.

Пример: Музыкальный руководитель стоит в центре круга и поет: "Здравствуйте, дети!"

Дети: "Здрав-ствуй-те!"

Музыкальный руководитель: "Здравствуй, Танюша!"

Таня: "Здрав-ствуй-те!".

В занятие по воспитанию дыхания, голоса и артикуляции включаю пение междометий, которые выражают эмоции - радость, боль, гнев, страх.

Пример: А! О! Ах! Ох! Ух! Ой! Ай-ай-ай! и т.д.

Затем междометия включаю в стихи, которые подбираю таким образом, чтобы окраска звука в них была разной: минорной или мажорной, и соответствующей музыкой.

Полезны распевания на материале артикуляционной гимнастики с одновременным развитием мелкой моторики.

Пример:

Похлопаем в ладошки поют,
Похлопаем немножко хлопая
Похлопаем в ладошки в ладоши
Очень хорошо.

И пальчики попляшут
И пальчики попляшут
И пальчики попляшут
У маленьких ребят

Бум-бум, тара-рам, "играют на
Что за шум, что за гам? барабане"
Бом-бом, молотком "стучат
Мы построим птичкам дом. молотком"
Ду-ду-ду, ду-ду-ду "играют на
Вот как дудочка дудит дудочке"

Развитию речи детей способствуют упражнения, формирующие чувство ритма и музыкального темпа.

Сначала темп усваивается на простых движениях: хлопках, ударах в бубен, взмахах руками и т.д. Затем включаю движения ногами на месте в ходьбе и беге. Вначале беру две темповые скорости: нормальная ходьба и бег. Далее перехожу к постепенному ускорению и замедлению темпа. Усвоив понятия "скоро" и "медленно" в движении, дети начинают правильно сопоставлять разный темп движения с соответствующимися терминами. С детьми младшего дошкольного возраста темп движений отрабатываю во время шага и бега, при перестроениях, в упражнениях с предметами.

Пример: Дети стоят в кругу и маршируют в темпе марша (четвертных), произнося на каждый шаг: "топ-топ" при переходе музыки на темп (восьмых), дети топают в ладоши, говоря "та-та".

Звучащий ритм служит для воспитания и развития у младших дошкольников чувства ритма в движении и для включения его в речь. У детей на ранних стадиях развития музыкальности, с одной стороны, проявляются музыкально-ритмические реакции, с другой - возникают значительные затруднения при выполнении даже самых простых ритмических заданий. Дети 3 - 5 лет воспроизводят ритм в пении, главным образом ритмическую канву музыкального произведения, а звуковысотную сторону (мелодию и гармонию) воспринимают значительно хуже.

Из ритма как "первоэлемента" музыкального исходит немецкий музыкант и педагог К. Орф при построении своей системы музыкального воспитания детей. Ритм помогает найти контакт с детьми музыкально малоразвитыми и соединить слово, музыку и движение в специальных комплексных упражнениях.

В своей работе с младшими дошкольниками я предлагаю наиболее доступные сочетания из четвертей, восьмых и половинных нот, причем не более одной пары восьмых в ритмическом рисунке.

Пример 1: "Мы на луг ходили" (игра для детей 3 лет. Сл. Волгиной, муз. Филиппенко).

Пример 2: "Как пошли наши подружки" (игра для детей 4 лет. Русская народная песня, обработка М. Иорданского).

Танцы с пением и хороводы помогают координации пения с движением, упорядочивают темп движений, их мы используем не только на занятиях, но и в самостоятельной музыкальной деятельности.

Большой эмоциональный отклик у младших дошкольников вызывают игры-драматизации.

В играх под пение "Теремок", "Как у наших у ворот" дети могут передавать образы героев. А в играх с пением и движениями "Каравай", "Хороводная - огородная" заводится хоровод. Чтобы научить детей передавать движениями образы песни, я напоминаю, как летают птички, описываю словами движение и показываю его. Но при этом требую от детей не точного повторения показанных мною движений, а активизирую и поощряю самостоятельные проявления ребенка в передаче характера образа героя песни.

Пример: "Вышла курочка гулять" (муз. Филиппенко).

Игра на детских музыкальных инструментах способствует развитию кисти руки, что в свою очередь развивает речь детей. Первоначальное знакомство с детскими музыкальными инструментами осуществляю посредством музыкально-дидактических игр. Посредством обучения музицированию на детских музыкальных инструментах у детей формируются все компоненты музыкального слуха (тембровый, динамический, ритмический, мелодический).

Обучению игре на детских музыкальных инструментах отвожу несколько этапов: сначала это извлечение одного звука и передача простого ритмического рисунка на ударном инструменте (погремушке, барабане, бубне). По мере развития детей ввожу новые музыкальные инструменты, их сочетания и усложняю характер заданий.

В заключительной части логоритмического занятия использую упражнения с элементами мышечного расслабления.

Дети знакомятся с громким и тихим звучанием музыкального инструмента сначала в положении стоя или сидя около него и выполняют мягкие движения листиками внизу - на тихое звучание и более сильные взмахи над собой - при громком звучании. Постепенно упражнение усложняю. Дети выполняют задания с предметами в процессе ходьбы, бега.

Пример 1: при сильном звучании инструмента дети идут по кругу, размахивая флажками, при тихом - останавливаются, пряча их за спину.

Пример 2: на громкое звучание дети идут на полных ступнях, на тихое - на носках.

Очень важным средством логоритмики являются упражнения для развития творческой инициативы, они стимулируют воображение и фантазию детей, решают музыкально-двигательные и коррекционные задачи.

Развитию координации слуха, голоса и движения способствует самостоятельная музыкальная деятельность, воспитатель косвенно, преследуя коррекционные цели, руководит ребенком.

Последовательная, систематическая работа над решением задач музыкального воспитания в сочетании с работой по развитию речи детей способствует их творческой активности, воображению и коррекции двигательной сферы.