Познавательная игра "Главная книга страны"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Цель: сформировать представление о Конституции РФ, обобщить знания учащихся об основных разделах Конституции и об основных правах человека

Ход игры

I конкурс «Разминка»

Вопросы задаются поочередно каждой команде. Если одна команда затрудняется ответить – право ответа переходит к другой команде. За каждый правильный ответ – 1 балл.

  1. Что такое Конституция? (Основной закон страны).
  2. От какого слова произошло слово Конституция? (от лат. – «устанавливаю»)
  3. В какой стране впервые появилась Конституция? (США)
  4. Когда в нашей стране впервые появилась Конституция? (1918г. Конституция РСФСР)
  5. Какова по счету нынешняя Конституция РФ? (Пятая)
  6. Когда она была принята? (12 декабря 1993г.)
  7. Сколько разделов в Конституции РФ? (Преамбула и два раздела)
  8. Кто является главой нашего государства? ( Президент РФ)
  9. Как называется парламент РФ? (Федеральное собрание)
  10. Россия по государственному устройству -…. (Федерация)
  11. Россия по форме правления -…. (Республика)
  12. Как называются палаты нашего парламента? (Совет Федераций и Государственная Дума)

II конкурс
«Единство прав и обязанностей»

Команды должны вспомнить известные им пословицы и поговорки в соответствии с темой конкурса. За каждую пословицу или поговорку 1 балл.
Примеры:

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Как аукнется так и откликнется.
Под лежачий камень вода не течет.
Что посеешь, то и пожнешь.
По Тришке и кафтан.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Долг платежом красен.
Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.

III конкурс.
«Нарушение прав»

 Команды отвечают на вопросы ведущего. За каждый правильный ответ -1 балл.

  1. В какой сказке нарушаются права человека владеть своим имуществом? («Золотой ключик, или приключения Буратино»)
  2. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная шапочка», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Дюймовочка», « Сказка о рыбаке и золотой рыбке»)
  3. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? («Три поросенка»)
  4. Героини каких сказок воспользовались правом свободного передвижения и выбора и места жительства? ( «Лягушка путешественница», «старуха из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке»)
  5. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах защиту от преследований? («Дюймовочка»)
  6. Какие литературные герои постоянно пользовались правом на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений? («Барон Мюнхгаузен», «Капитан Врунгель», «Кот в сапогах»)
  7. Какой литературный герой воспользовался на труд, причем обеспечил себе и другим свободный выбор работы и справедливые условия труда? (Том Сойер)
  8. У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? ( Золушка)

 IV конкурс
«Защита прав»

Задание командам - выполнить соответствие:

Куда обратиться? Какие права нарушены
1. Родители 1. Грубо нарушены ваши права
2. Педагоги 2. У вас нет знаний для восстановления в своих правах.
3. Вышестоящие организации (районо, инспекция, департамент, министр) 3. Против вас совершено преступление
4. Суд 4. Драка в школе, пропал портфель
5. Прокуратура 5. Вы не смогли нигде найти защиты ваших прав
6. Органы внутренних дел (милиция) 6. Неправильно ставят оценки, задержал милиционер
7. Правозащитные организации (адвокатура, комитет по правам человека и др.) 7. Нарушены права потребителя; течет крыша, не берут ребенка в школу
8. Омбудсмен (уполномоченный по правам человека, назначаемый Гос.Думой) 8. Нарушена законность

За правильно выполненное задание – 8 баллов.
Правильные ответы: 1 -6; 2 - 4; 3 – 7; 4 – 1; 5 – 8; 6 -3; 7 -2; 8 -5

 V конкурс
«Правовые казусы»

За каждый правильный комментарий -1 балл.

  1. Папа Наташи К. требует, чтобы девочка обязательно посещала музыкальную школу. Но Наташа любит живопись. Нарушены ли права девочки?
  2. Выпускники одной из школ подготовили программу выпускного вечера с участием молодежного рок – ансамбля. Но директор школы запретил им приглашать чужих людей. Нарушены ли здесь права и свободы?
  3. Аня Ф. решила записаться в кружок бильярда. Руководитель кружка сказал, что принимает только мальчиков. Правомерно ли это?
  4. Ваши родители запрещают вам дружить с детьми из семьи Ф.. Они живут в «развалюхе», плохо одеты, часто неумыты, родители их злоупотребляют спиртными напитками, нигде не работают? Ваше мнение?
  5. Директор школы отказался принимать документы детей из семьи, исповедующей учение одной из сект. Он сказал, что не разделяет эту веру. Что говорит закон?
  6. Дочь директора школы учится в вашем классе. Учителя очень строги к ней, занижают ей оценки, чтобы ребята не упрекали их в подхалимстве. Ваши комментарии.

VI конкурс
Государственная власть в России

Команды заполняют схему. За правильное заполнение – 2 балла

VII конкурс
«Государственные символы»

Задание командам – воспроизвести слова Гимна РФ (1 команда – 2 куплет; 2 команда -3 куплет). За правильно выполненное задание – 2 балла

2. От южных морей до полярного края
 Раскинулись наши леса и поля.
 Одна ты на свете! Одна ты такая –
 Хранимая Богом родная земля!

3. Широкий простор для мечты и для жизни
 Грядущие нам открывают года.
 Нам силу дает наша верность Отчизне.
 Так было, так есть и так будет всегда!

Подведение итогов, награждение победителей!