Организация работы по формированию у младших школьников умений воспринимать и использовать в речи явление многозначности на уроках русского языка с использованием средств мультимедиа

Разделы: Начальная школа


Важной задачей начальной школы является обогащение словаря учащихся, усвоение ими норм литературной речи, выработка практических навыков изложения мыслей в устной и письменной форме, повышение уровня речевой культуры.  Актуальность этой задачи сегодня не вызывает сомнений: словарный запас учащихся по-прежнему остается ограниченным, уровень речевой культуры – низким. Организация систематической работы на уроках, в частности русского языка, направленной на формирование у младших школьников умений воспринимать и использовать в речи явление многозначности,  позволит решить названную проблему [1], [2], [3]. Использование на уроках средств мультимедиа способствует повышению эффективности обучения.

Цель: познакомить учащихся с морфологическим разбором имен существительных.
Оборудование: презентация по теме занятия, ПМК «Радуга в компьютере», учебник [4], тетрадь по чистописанию [5].

I.  Организационный момент.

II. Чистописание.

- Начнем занятие в тетрадях по чистописанию. Найдите следующую тему для работы и напишите красиво буквенные элементы, буквы, буквосочетания.
Следить за правильной посадкой учащихся, положением тетрадей на столе.

                 ЗАРЯДКА ДЛЯ РУК, ГЛАЗ, ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СТИСТЕМЫ

III.  Словарная работа.  Работа над многозначными словами.
При изучении нового словарного слова на уроке всегда проводится работа над его значениями, выясняется, однозначное оно или многозначное, омоним и пр. Регулярно ведется работа со словарем.

- Продолжим работу в тетрадях. «Словарная пятиминутка».
СЛАЙД 1. На экране поочередно будут появляться картинки. Вам нужно каждой дать наименование и записать слово.
- Проверьте написанное. Исправьте, если есть, ошибки. Слова с неправильными написаниями запишите еще раз.


<Рисунок 1>

- Что объединяет все названные слова? (Словарные, орфограмма - непроверяемая безударная гласная в корне, относятся  к именам существительным, называют растения) Обозначьте орфограмму.
- Как будете выполнять работу? (Поставить ударение, подчеркнуть непроверяемую гласную, выделить корень). СЛАЙД 2.  Проверьте, все ли гласные выделили.

 
<Рисунок 2>

- На какие группы можно разделить слова с точки зрения количества их значений? (Однозначные и многозначные)
- Какие слова отнесете к однозначным? (Пшеница, огурец, апельсин, черемуха, лимон, осина, абрикос, помидор)
- Какие из записанных слов многозначные? Объясните значения. (Горох, малина, яблоко)
- Устно составьте с однозначными словами предложение, употребив их сразу (по возможности) как можно больше.
-  Устно составьте с многозначными словами предложения, употребив каждое в разных значениях.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

IV. Повторение пройденного материала. Объявление темы урока.

- Какой раздел учебной книги мы с вами изучаем? («Имя существительное как часть речи»)
- Что такое имя существительное? На какие вопросы отвечает? Что обозначает?
- Какова роль имен существительных в речи?
-Какие признаки имен существительных мы изучили? (Одушевленность-неодушевленность, род, число)
- На какие группы можно разделить эти признаки? (Постоянные и непостоянные)
- Какие относятся к постоянным? Почему?
- А какой к непостоянным? Почему?
- Когда сведений о чем-либо становится много, что необходимо сделать для того, чтобы знания не забылись и их  успешно можно было использовать на практике (Повторить, обобщить).
- Верно. Этим мы и займемся сегодня. СЛАЙД 3.  Тема занятия такова: «Разбор имени существительного как части речи».  Попробуйте самостоятельно определить цель урока (Вспомнить все изученные правила, касающиеся признаков имен существительных, обобщить их, научиться разбирать имена существительные как часть речи).

 
<Рисунок 3>

- Согласны с поставленной целью? Принимаете ее?

V. Изучение новой темы.
ЗАГРУЗКА УПРАЖНЕНИЙ ПМК «РАДУГА В КОМПЬЮТЕРЕ»
Выбираются те упражнения, в которых имеются многозначные слова.


<Рисунок 4>

- Выполним устно подготовительные упражнения, которые позволят нам понять, насколько хорошо вы умеете классифицировать имена существительные по разным признакам.

Упражнение 1.
- Разделите слова на группы: одушевленные - неодушевленные. Какое правило мы должны вспомнить?
- Как выполнить такое задание? Составьте план действий.
1. Прочитать слово.
2. Задать вопрос.
3. Если вопрос КТО? – одушевленное имя существительное. Если вопрос ЧТО? – неодушевленное.

Упражнение 2.
Разделите существительные на группы в зависимости от того, в каком числе они стоят.
Какое правило нужно вспомнить?

Учебник с. 35 № 262.
- Есть имена существительные, которые употребляются только в единственном или только во множественном числе. Запишите пары слов, обозначьте число.
- Много ли таких слов в русском языке? Есть ли среди них многозначные?

Упражнение 3. Разделите слова на группы: только в ед.ч. – только во мн.ч.

Упражнение 4.
- Определите род существительных и выделите лишнее слово. Какое правило мы должны вспомнить?
- Как выполнить это задание? Составьте план действий.
1. Прочитать слово.
2. Подставить слова он мой, она моя, оно мое.
3. Если подходят слова он мой – м.р, она моя – ж.р., оно мое – ср.р.

- Всегда ли однозначно работает этот алгоритм? Приведите примеры слов, род которых определить трудно. Что же делать, если мы сомневаемся, к какому роду относится слово? (Обратиться к словарю, запомнить)
- Можно ли определить род у существительных, стоящих во множественном числе? Что нужно сделать?

- Какие многозначные слова встретились в упражнениях? Какой вывод можно сделать?           (В русском языке много имен существительных, которые имеют несколько значений)

СЛАЙД 3.
- Итак, все известные признаки имен существительных мы повторили. Теперь обобщим все наши знания в разборе слов.
- Какие виды разборов слов вам известны? (Словообразовательный, фонетический, орфографический, полный анализ слова).
- Есть в русском еще один вид разбора – морфологический. По-другому его называют  разбор слова как части речи.

 
<Рисунок 5>

СЛАЙД 4.
- Именно такой разбор будем учиться производить в отношении имен существительных.  Условным обозначением этого вида разбора является цифра 3.
- Прочитайте предложение. Что заметили? Что нужно сделать с этими словами?
- Существует специальный алгоритм, который поможет в работе. Учебник с. 35. Прочитаем порядок действий. На доске последовательно будет появляться образец записи разбора.
- Рассмотрите другие примеры в учебнике. Только ли имена существительные в начальной форме можно разбирать?
- Если слово употребляется с предлогом,  что нужно делать?
- Посмотрите, как оформить запись.


<Рисунок 6>

 

VI. Закрепление материала.

- Потренируемся производить морфологический анализ имени существительного с использованием алгоритма.
ЗАГРУЗКА УПРАЖНЕНИЯ ПМК «РАДУГА В КОМПЬЮТЕРЕ»
Выбирается упражнение небольшое по объему, с наличием многозначной лексики.
Работать будем с предложениями из текста. Записываем предложение, вставляем пропущенные буквы. Выделяем грамматическую основу. Находим и разбираем имена существительные. Какие из них многозначные?

VII. Самостоятельная работа.

- Работу над последним предложением выполните самостоятельно.

VIII. ИТОГ УРОКА.

- Чему научились на занятии? Достигли ли поставленной цели? Что нового узнали? Какие многозначные слова встретились? Что особенно запомнилось и понравилось?

IX. Домашнее задание.

Учебник. с. 38 № 5. Списать, найти многозначное существительное, уточнить его значения в словаре,  разобрать как часть речи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Майорова Т.С. Формирование у младших школьников умений воспринимать и использовать в речи явление полисемии: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Рязань, 2005. – 22 с.
2.    Майорова Т.С. О системе работы по формированию умений воспринимать и использовать в речи явление полисемии в начальной школе // Аспирантский вестник Рязанского государственного педагогического университета имени С.А. Есенина. Рязань, 2005. № 5.          С. 77-81.
3.  Майорова Т.С. О работе над переносным значением слов при формировании у младших школьников умений воспринимать и использовать в речи явление полисемии // Теория и методика обучения русскому языку / Под ред. Н.И. Демидовой. - Рязань, 2005. С. 48-52.
4.   Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский зык. 3 кл. – М.: Баллас, 2005.
5. Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В. Прописи-ступеньки. Чистописание. 3 кл. – М.: Дрофа, 2002.