Методическая разработка урока черчения по теме "Решение задач на проецировние"

Разделы: Технология


Цели: закрепить понимание возможности получения изображения на плоскости методом проецирования, добиться прочного овладения учащимися знаний по решению задач.

Задачи:

  1. Обучающие:
  • cпособствовать восприятию информации, ее осмыслению, сохранению в памяти;
  • закрепить знания, умения навыки прямоугольного проецирования.
  1. Развивающие:
  • развитие пространственного представления у учащихся при выполнении чертежа;
  • развитие аналитического мышления при решении задач;
  • развитие навыков самостоятельной работы в группах;
  • развитие творческого мышления, интереса к поиску решения задач.
  1. Воспитывающие:
  • развитие внимания к построению задач на проецирование;
  • формировать познавательный интерес к предмету, активность, самостоятельность суждений;
  • воспитывать уважительное и бережное отношение к наглядным пособиям, раздаточному материалу, чертежным инструментам;
  • воспитывать уважение к мнению одноклассников.

    Тип урока: урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков учащихся.

    План урока

    1. Организационная часть:- 2 минуты:
    2. -подготовка учащихся к занятию;

    3. Сообщение темы, цели задачи урока, мотивация учебной деятельности учащихся – 2 минуты:
    4. - сообщение темы урока: “Решение задач на проецирование”;

      - сообщение цели урока: на сегодняшнем уроке учащееся должны: закрепить понимание возможности получения изображения на плоскости методом проецирования, прочно овладеть знаниями по решению задач на проецирование;

      - для контроля знаний на выданном листе учащиеся пишут фамилию и имя.

      Учитель: сегодня на уроке мы работаем по группам, у каждой группы на столах лежит по 5 кубиков, т.е. каждый работающий в группе на сегодняшнем уроке может получить оценку “5”. Если учащиеся обращаются за помощью к учителю – изымается один кубик, т.е. группа работает на оценку “4”. За любой правильный ответ с места при поднятой руке ученик получает 1 балл - геометрическую фигуру “Орден умника” (Приложение 1.1).

      В конце урока ученики подсчитывают баллы и записывают их в правый верхний угол своего рабочего листа.

      При количестве набранных баллов более 5, лишний балл пойдет на выполнение и проверку третьего самостоятельного задания.

      1-е задание – ученики 3 и 4 групп

      2-е задание - ученики 1 и 2 групп

    5. Актуализация, обобщение и систематизация знаний: - 3-5 минут:
    6. Вопросы классу:

      -Что называется проецированием? (Проецирование – это процесс построения проекции предмета);

      -Какие способы проецирование вы знаете? (Центральный способ проецирования и параллельный способ проецирования, который делится на косоугольный и прямоугольный способ проецирования);

      -Какой способ проецирования применяется в черчении? (В черчении применяют прямоугольный способ проецирования).

      -Сколько и какие плоскости проекций вы знаете, как они расположены в проекционной связи? (Три плоскости проекций: первая плоскость проекций – это фронтальная плоскость проекций, строго под ней и в проекционной связи расположена горизонтальная плоскость проекций, справа от фронтальной строго в проекционной связи – профильная плоскость проекций).

    7. Решение графических задач:
    8. А) первая задача: на решение этой задачи отводится 7 минут:

      На доске написано изречение: “Где крик, там нет истины”.

      Чтобы узнать фамилию автора этих строк надо рассмотреть наглядное изображение детали. Три проекции данной детали лежат на столе. Вызываются к доске два ученика из разных групп (Приложение 1. 2).

      На наглядном изображении на плоскостях проекций расположены буквы, а на прямоугольном проецировании цифры. Один из учеников выкладывает цветные проекции в проекционной связи. Сопоставляя наглядное изображение и проекции, ученики выкладывают отдельными подготовленными буквами имя автора: ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ.

      Учитель показывает классу портрет Леонардо да Винчи (Приложение 1.3).

      - Кто такой был Леонардо да Винчи?

      -Это человек широких и разнообразных интересов, живший в эпоху Возрождения

      (родился 15 апреля 1452 года). Художник, скульптор, архитектор, инженер, физик, анатом, ботаник, музыкант, писатель.

      Леонардо да Винчи внес существенную лепту во все эти роды деятельности.

      -Что такое Винчи? (Небольшой итальянский городок, расположенный недалеко от Флоренции).

      Б) вторая задача: на решение этой задачи отводится 10 минут.

      Даны наглядные изображения деталей:

      (два варианта- 1 и 4 группы выполняют 1 вариант;

      2 и 3 группы выполняют 2 вариант).

      На доске дано наглядное изображение детали и 12 проекций (Приложение 1.4)

      К данным наглядным изображениям требуется найти ее фронтальную, горизонтальную и профильную проекции.

      К доске приглашаются два ученика из разных групп, они выбирают правильные проекции и раскладывают их на доске в проекционной связи.

      Работа в группах: начертить выбранные проекции детали в проекционной связи, используя масштаб увеличения (М 2:1).

      Дается подсказка - на каждом столе в конвертах находятся 12 проекций, выполненные в масштабе увеличения (М 2:1), найдите их, правильно расположите в проекционной связи и перечертите.

      В) третья задача: на решение этой задачи отводится 10 минут.

      Задание индивидуальное по вариантам (4 варианта): дано наглядное изображение детали, даны три проекции: фронтальная, горизонтальная и профильная. Дополните три проекции детали недостающими линиями, используя наглядное изображение детали (Приложение 1.5).

    9. Задание на дом:- 2 минуты:
    10. Домашнее задание написано на доске. Решение задач на проецирование страница____, рисунок_____, задача_____.

    11. Подведение итогов урока:- 2 минуты: сегодня на уроке закрепили знания на понимание возможности получения изображения на плоскости методом проецирования, отработали навыки и умения решения задач на проецирование.

Самоконтроль!

Сосчитайте количество набранных баллов и поставьте на лист в верхний правый угол. Поднимите руки те, кто набрал более 5 баллов.

См. презентацию.