Интегрированный урок( химия + биология) по теме "Такие вредные привычки"

Разделы: Химия, Биология


Моделирование явлений различной природы составляет суть нашего мышления. Дедуктивные структуры, которые активно развиваются в современной математике в целом и формальной логике в частности, играют известную роль в моделировании учебного процесса и других сфер социальной практики человека. Решение такого рода проблем не может быть построено только на сложившихся традициях образования и науки.
Нам хотелось бы предложить подход, основанный на преподавании ряда интегрированных тем в средней школе, которые будут способствовать развитию ключевых компетенций субъектов совместной образовательной деятельности.
Главная проблема, с которой сталкиваются преподаватели, разрабатывающие интегрированные подходы в обучении, следующая: как структурировать учебный материал так, чтобы школьники, во-первых, успешно ориентировались в новой межпредметной ситуации, во-вторых, научились локальному переносу уже имеющихся у них знаний. Автоматически, без помощи учителя этого не происходит. Имея достаточно глубокие знания по какому-то конкретному предмету, и, даже обладая устойчивыми навыками, учащийся, как правило, теряется, если возникает потребность применять их в данной учебной ситуации.
Наш подход к решению описанных выше проблем связан с построением инновационной  интегрированной системы преподавания, полностью сохранившей внутри себя традиционные школьные предметы, так как на первом этапе изменять структуру образовательного процесса и отказываться от стандартных учебных программ не целесообразно.
Объект нашего исследования – логическая структура учебного материала курсов химии и биологии в средней школе, обладающая высоким потенциалом к интеграции и способствующая развитию ключевых компетенций субъектов совместной образовательной деятельности.

На интегрированном уроке используются необходимые методы и технологии.

Методы:

  • Метод проблемного обучения
  • Метод проектов
  • Метод эвристического исследования.
  • Репродуктивные методы
  • Метод сравнения
  • Метод смыслового видения

Технологии:

  • Педагогика сотрудничества, предполагающая переход от педагогики требований к педагогике отношений, основанной на гуманно-личностном подходе к ребёнку.
  • Групповые технологии.
  • Технология свободного труда.
  • Технология мастерских
  • Технология саморазвития (М.Монтессори).
  • Технология «Кластеры».

Таким образом, межпредметная интеграция позволяет расширить знания в той или иной области, осуществить переход от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции, что способствует успешному развитию ключевых компетенций субъектов совместной образовательной деятельности.

Тема урока: Такие вредные привычки.

Цель урока: Обобщить и расширить знания учащихся о спиртах, никотине, гормонах и влиянии этих веществ на здоровье человека.

Задачи урока:

  • Показать химические свойства спиртов и их воздействие на белковые соединения.
  • Раскрыть влияние никотина на живой организм.
  • Объяснить учащимся последствия гормонального воздействия женских гормонов растительного происхождения, содержащихся в пиве на мужской и женский организм.

Тип урока: интегрированный.

Методы, используемые на уроке: репродуктивные эвристические, частично-поисковые.

Продолжительность урока: 1 час 20 минут.

ХОД УРОКА

I. Обобщение знаний по теме: «Такие вредные привычки»

1) Выступление учащегося по теме: «Пиво – это алкоголь»

Сейчас многие думают, что раз пиво является слабоалкогольным напитком, то оно не наносит здоровью никакого вреда. Это катастрофическое заблуждение.
В пиве действительно не очень много спирта. Но это совершенно не значит, что данный напиток безобиден. Данный напиток вызывает привыкание. Недаром в последнее время медики говорят о пивном алкоголизме.

Кроме того, хмельной напиток очень  плохо влияет на печень и сердце. Нельзя поглощать его ежедневно литрами.

2) Демонстрация опытов учителя химии по теме: «Химическое воздействие алкоголя на белок»

3) Воздействие алкоголя на организм (выступление учащегося):

Алкоголь из желудка попадает в кровь через две минуты после употребления.
В первую очередь страдают клетки больших полушарий головного мозга.
Ухудшается условно-рефлекторная деятельность человека, замедляется формирование сложных движений.
Под влиянием алкоголя нарушаются произвольные движения, человек теряет способность управлять собой.
Защитите детей!!!
Проблема употребления алкоголя очень актуальна в наши дни. От этого страдает все общество, но в первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение:
дети, подростки, молодежь, а также здоровье будущих матерей.
Алкоголь особенно активно влияет на несформировавшийся организм, постепенно разрушая его.

4) Правда о пиве (выступление учителя биологии)

Хмель содержит 14% эстрогенов - растительных женских половых гормонов. Эти гормоны вызывают: морфологические изменения в гениталиях и мужчин и женщин, превращая первых в импотентов, а вторых в «озабоченных самок».
У мужчин происходит:
Первое - резкое снижение уровня воли. Второе - стремительное развитие воспаления предстательной железы (простатита) и доброкачественного пер€ рождения предстательной железы (аденомы). А это, что известно каждому мужчине, прямой путь к половому бессилию и ранней импотенции.
Как действует пиво на молодых женщин в репродуктивном возрасте и на девочек-подростков?

Каждый знает, к чему это приводит

1. К неестественно ускоренному половому созреванию девочек.
2. К превращению молодых женщин в «супер-самок», озабоченных только «собачьим сексом» на мусорном бачке.

Тысячи молодых русских женщин кинулись в Арабские Эмираты чтобы почувствовать себя «настоящей женщиной». Многие заканчивают свою жизнь в местных борделях. Одурманенные пивом, испытывая постоянный сексуальный голод, преодолев все нравственные барьеры, озабоченные особы направляются в «секс-шопы», расплодшиеся в стране, как грибы после дождя.

5) Общие данные о табаке (выступление учащегося)

В архивах венгерского города Эстергома найдены любопытные документы, датированные 1771 г., - специальные «табачные установления». И сегодня в ряде стран к курильщикам применяются жесткие меры наказания. Так, в деревне Хундер индийского штата Раджастхан курение не только запрещено, но и наказуемо. Привычка выбрасывать за окно автомобиля сигарету может дорого обойтись жителям бразильского города Белу-Оризонти.
В наше время тревогу по поводу курения бьют медики. Тем, кто курит, полезно знать состав табачного дыма и вызываемые его компонентами болезни.
Человек, выкуривший 22 тыс. сигарет, приравнивается к работнику уранового рудника. Это уже инвалид. Хочется задать вопрос: стоит ли минутное удовольствие всех этих последствий?

Общие данные о табаке

Никотин, морфин и этанол - отнимают у людей здоровье и приносят им столько же горя, сколько разрушительные мировые войны. Пятнадцатого ноября во многих странах, в том числе в России, отмечают День без курения. Мировая статистика свидетельствует о том, что среди взрослого населения курят половина мужчин и четверть женщин. Приобщение к курению начинается в школе; мальчики выкуривают первую сигарету в 9-10 лет, девочки - в 13-14 лет.
Родина табака - Америка. Слово «табак», возможно, «происходит от названия острова Тобаго. В прежние времена за курение наказывали.
В России при царе Алексее Михайловиче повелевалось всех, у кого будет найден табак, бить кнутом до тех пор, пока курильщик не признается, откуда взят табак. Правило, запрещающее курение на улице, действовало многие десятилетия в городе на Неве. Еще современниками А.С.Пушкина строго-настрого запрещалось «как при прогулках пешком, так и при проезде в экипажах курить цигарки».

6) Химические опыты с сигаретами (учитель химии)

1. Получение сигаретного дыма и его растворение. (Табачный дым растворяют в 25 мл дистиллированной воды)

2. Извлечение вещества из сигаретного фильтра. (Отрывают фильтр от сигареты после “курения”, разворачивают его и помещают в небольшую колбу с 10-20 мл дистиллированной воды)

3. Химические опыты с сигаретами

  • Обнаружение фенолов в табачном дыме
  • Реакция с хлоридом железа(3)
  • В пробирку  наливают 1 мл раствора, приготовленного в опыте №1, добавляют 3 капли 5% раствора хлорида железа (3). Жидкость окрашивается в коричнево-зеленый цвет из-за образования смеси комплексных соединений фенолов разного строения.

Каждый фенол дает свою окраску с хлоридом железа, например фенол - фиолетовую, пирокатехин – зеленую, а гидрохинон – зеленую, переходящую в желтую.

4. Обнаружение непредельных соединений

В 2 пробирки наливают по 1 мл растворов веществ, содержащихся в дыме и фильтре сигарет, и добавляют по 1-2 капли бромной воды. Наблюдается обесцвечивание растворов.

II Выводы


Каждый курящий знает:

  • Более 50% мира курит
  • Более 3% курящих умирает каждый год
  • Более 45% студентов-врачей курят
  • Большая часть работодателей отказывают курящим в должности
  • На курение тратится в день по 2 часа, в году это около 700 часов, а в жизни? А сколько лет еще вычеркиваются сигаретой из жизни?

Выхлоп
Будь в курсе, что ты выдыхаешь,
выкурив даже всего лишь сигаретку…
Причем не важно Lite или обычную…
Пирен, Антрацен, Этилфенол, Нитробензол и Нитрометан, Синильная кислота, Аммиак, Пиридиновые основания…

Химический состав сигареты

  • Вот нашел вещества входящие (примерно) в состав одной сигареты.
    Пирен — хорошо растворяется в крови, вызывает судороги и спазм дыхательной системы, понижает уровень гемоглобина, угнетает функции печени.
  • Антрацен — развивает отек носоглотки, глазных впадин, развиваются фибромные заболевания.
  • Этилфенол — снижает артериальное давление, угнетает нервную систему, нарушает двигательную активность.
  • НИТРОБЕНЗОЛ и НИТРОМЕТАН – потеря сознания и смерть.
  • Нитрометан вызывает учащение пульса и ослабление внимание.
  • Вот такие милые вещества содержатся в среднестатистической сигарете. Еще там конечно есть синильная кислота (порядка 0,012 г., в сорок раз меньше смертельной дозы), аммиак, пиридиновые основания, и еще  туча веществ общей численностью около четырех тысяч наименований.

Высказывания великих людей:

  • Спирт и опиум – близнецы ада и гибели. (Эдгар По)
  • Горя вином не зальешь, а радость пропьешь. (Русская народная пословица)
  • Пьянство – добровольное безумие! (Аристотель)
  • В молодости – бутылки и кабаки, в старости – травы и врачи. (Б. Васильев)
  • И запомните! Самая большая победа – это победа над собой, а самое постыдное – это быть побежденным своими страстями. (Демокрит)

Приложения:

1. Фильм о вреде курения (Приложение 1)

2. Презентация урока  (Приложение 2)