Совместная работа педагога с ребенком в проектной деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии, Работа с родителями


Метод проектов как форма организации образовательного процесса используется во многих дошкольных образовательных учреждениях. Для нас ценность данного метода видится в том, что общее дело объединяет сразу всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. Именно благодаря этому происходит активизация всех внутренних ресурсов ребенка.

Мною разработаны несколько среднесрочных проектов продолжительностью 3–4 недели. Общее во всех проектах – создание продукта: сборника сказок, стенгазеты, книги «Моя семья» или предмета детского рукотворчества с обязательным его описанием.

Алгоритм работы над проектом подробно описан во многих источниках (например, в книге «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения». – М.: АРКТИ, 2004; или брошюре Е.С. Евдокимовой «Технология проектирования в ДОУ». – М.: ТЦ Сфера, 2006).

Чтобы предстоящая творческая деятельность привлекла детей, важно ярко и интригующе начать проект. Например, работу над созданием сборника «Моя семья» мы начали с рассматривания книги Л.Ю.Татаринкова «Я и моя семья». Вместе с детьми обсудили вопросы о составе семьи в трёх поколениях, интересах и обязанностях каждого члена семьи, семейных традициях. Стихи и поговорки позволяли разнообразить материал, усилить его нравственную направленность. Такое начало позволяет легко мотивировать детей на совместную деятельность по созданию сборника «Моя семья». Вместе с детьми обсуждаем содержание будущей книги, договариваемся, что в ней будут такие главы: «Что такое семья?», «Моя семья», «Моя будущая семья».

Следующий этап работы над проектом требует индивидуальной работы с ребенком. Беседуя с ним, выясняю представления ребенка по данной теме. Он отвечает на мои вопросы, а я следом записываю текст или набираю его на компьютере. При этом стараюсь сохранять индивидуальные особенности речи ребенка, обороты, словарь, эмоциональную окраску. Тут же вместе прочитываем получившийся текст и редактируем его. И так с каждым воспитанником.

Тексты готовы. Теперь книгу нужно иллюстрировать. Эту работу дети могут выполнить уже на занятии.

Собираем книгу, когда все дети в группе. Файлы с рисунками и рассказами объединяются в общую папку, делается обложка. Книга готова. Можно начинать работу с ней. Первые читатели (слушатели) книги – сами дети. Они с увлечением слушают все рассказы, но наиболее эмоционально реагируют на свою собственную историю. Читателями книги становятся все сотрудники детского сада. Их высказывания очень важны для самоутверждения ребенка.

Но самые главные читатели – это родители. Книга выставляется в доступном для родителей месте. Родителям даются советы, как реагировать на появление такого продукта детского творчества как сборник рассказов «Моя семья». Приветствуется совместное прочтение книги. Такое общение очень важно. Родитель сможет увидеть свои отношения в семье глазами сына или дочери, появляются новые темы для разговора с ребенком. Отец или мать убеждаются в том, что ребёнок взрослеет, осмысливает отношения в собственной семье.

Приложение 1

Аналогично работаем над проектом «Сборник сказок». Цель данного проекта – обучение детей составлению творческих рассказов, активизация словаря, развитие творческого воображения.

На тематическом занятии «Моя любимая сказка» вместе с детьми обсуждаем особенности сказок: наличие зачина и концовки, повторов, волшебных предметов, присутствие волшебных помощников и т.д. В книжном уголке организуются тематические выставки со сборниками народных и авторских сказок. На стенде «Наши работы» постоянно меняются выставки с детскими иллюстрациями по мотивам сказок. Дети постепенно «созревают» к сочинению собственной сказки. Начинается индивидуальная работа с детьми: выбор героев, выстраивание сюжета, придумывание зачина. У всех детей это происходит по-разному. Важно не навязать ребенку свое видение, а идти вслед за его мыслью и фантазией. Ребенок сочиняет – воспитатель записывает или сразу же выполняет компьютерный набор текста, при этом вместе с ребенком обсуждает необходимость правки. Воспитатель обращает внимание, что перед текстом указан автор сказки, а именно сам ребенок. Читающие дети убеждаются в этом, непосредственно прочитывая свое имя и фамилию.

Когда все тексты готовы, дети создают иллюстрации к собственному произведению. Тексты и рисунки сшиваются в одну книгу, оформляется титульный лист. В последующем организуется чтение сказок из данного сборника. Книга в течение долгого времени находится в доступном для детей и родителей месте.

Приложение 2

Проект «Стенгазета для взрослых и детей» может быть реализован в группе неоднократно. Любая тема, волнующая детей, может вызвать отклик и найти отражение в совместном продукте – стенной газете. Так родилась у нас газета «Почему случаются пожары». В течение месячника формирования у детей безопасного поведения тема правил пожарной безопасности обсуждалась с детьми неоднократно. Поэтому когда детям было предложено порассуждать на поставленный вопрос, они были готовы к этому. Ребятам было предложено выразить свое мнения для читателей газеты. Обсуждение шло в группе за «круглым столом». Но на этот раз размышления детей не фиксировались сразу на компьютере или бумаге, а шла магнитофонная запись. Воспитатель, как редактор, позднее обработал детские высказывания. Статьи распечатываются. Затем стенгазета оформляется воспитателем вместе с детьми, используются детские рисунки, аппликация, фотографии. Первыми читателями газеты становятся дети. Воспитатель прочитывает каждый текст, обязательно указывая автора. Стенгазета также как и результаты других проектов размещается в доступном для детей и родителей месте.

В некоторых проектах мы используем статьи, написанные родителями. При этом должны соблюдаться требования к работе взрослого: статья должна быть доступной для понимания ребенка, небольшой по объему, грамотной по написанию. Как радуются дети, когда в группе на занятиях читаются статьи их мам, пап или бабушек!

Приложение 3

Материальным результатом проекта «Выставка «Рукотворный мир» является сама выставка работ, выполненных детьми. Педагогическим результатом – умение ребенка рассказать об изделии с точки зрения выбора материалов, технологии и сроков изготовления. Данный рассказ фиксируется на бумаге педагогом, затем распечатывается в виде этикетки и размещается на выставке рядом с изделием. Изделия могут быть всевозможными: блокнотик, вышитая салфетка, шарфик для куклы, карнавальная маска, игольница, бумажные цветы, ёлочные игрушки и т.д. Они могут изготавливаться в детском саду под руководством воспитателя, но лучше, если эти работы будут домашними. Помощь родителей обогащает и разнообразит данный проект, делает его менее предсказуемым. Когда в диалоге с воспитателем ребенок начинает описывать свою работу, активизируются все его ресурсы: речь, память, логика при воспроизведении последовательности изготовления изделия.

Выставка «работает» в течение продолжительного периода. Ребенок сам проявляет инициативу, чтобы познакомить со своей работой товарищей по группе, сотрудников детского сада, родителей. Воспитатель настаивает, чтобы ребенок донёс до слушателей ту информацию, которая написана на этикетке. Читающие дети могут прочитать её.

Проектная деятельность с дошкольниками дает большой педагогический эффект. Помимо многих познавательных и развивающих приращений дети получают опыт работы в группе, становятся социально активнее, приобретают уверенность в своих силах.