Интегрировнный урок (химия + математика) по теме "О самом важном в процентах"

Разделы: Математика, Химия


Урок по теме "О самом важном в процентах" разработан для обучающихся 8-го класса с использованием информационно-коммуникативной технологии и нацелен на формирование у ребят межпредметных связей, представлений о единой картине мира, на понимание ими значимости практического применения полученных знаний в повседневной жизни. На таких интегрированных уроках происходит моделирование традиционного учебного материала, форм самоконтроля и методов обучения, которые равноправно входят в содержание интегрированного урока.

Главная цель таких уроков - научить ребят видеть мир целостным. Науки придумали люди, в природе наук нет. Поэтому и методы познания одинаковы для различных школьных дисциплин.

На данном уроке большое внимание уделяется совершенствованию у обучающихся самоорганизации и коммуникативных умений в работе, взаимодействию в парах, участию в диалоге. На каждом этапе урока ученики оценивают свои знания с помощью компьютера. Использование медиаресурсов позволяет организовать работу виртуальной лаборатории и осуществить эксперимент. В течение урока проводятся две релаксирующие паузы, которые способствуют творческой активности обучающихся. Активизация мыслительной деятельности достигается с помощью проблемных вопросов, использования приемов сравнения, выявление аналогий и причинно-следственных связей. Учитель при такой форме работы выступает партнером, соучастником в совместном осмыслении изучаемого материала.

Ход урока

Цель урока: показать универсальный характер понятия "процент" и применение его в математике и химии.

Задачи:

  • закрепить полученные ранее знания о таких теоретических понятиях, как "процент", "массовая доля растворенного вещества";
  • отработать умения производить расчеты по химическим формулам и с помощью алгебраических уравнений;
  • продолжить формирование расчетных умений по использованию указанных выше понятий;
  • сориентировать обучающихся на применение новых знаний в системе междисциплинарных понятий;
  • раскрыть важность использования понятия "процент" в повседневной жизни;
  • научиться работать собранно, внимательно с различными источниками знаний, индивидуально и в группах, используя коммуникативные навыки;
  • cформировать навыки самоконтроля, взаимоконтроля, самооценки.

Оборудование. Информативные карточки, подтверждающие важность понятия "процент" в повседневной жизни (вырезки из СМИ), калькулятор.

Медиаресурсы: презентация в программе Captivate (Приложение 1), интерактивное медиапособие для обучающихся "Виртуальная лаборатория", мультфильм "Каникулы в Простоквашино", музыка "Звуки природы", задания для закрепления и контроля знаний с дистанционным обучением.

I. Эмоциональное погружение в тему

Учитель химии приветствует гостей и обучающихся, объявляет тему, цель и задачи урока на фоне музыкального сопровождения и демонстрации первых слайдов презентации (Приложение 1).

Учитель математики:

Просрочка уплаты,
И тает зарплата,
Пеня "набежала"?
Вот и расплата!
На помощь тебе
Мы сейчас же придём!
Урок проведем и проценты спасем.

Чтобы хорошо и уверено применять в жизненных ситуациях знания о процентах, полученные на уроках математики и химии, необходимо видеть взаимосвязь в решении химических и математических задач. Вот об этом мы и будем сегодня с вами говорить на нашем интегрированном уроке.

Историческая справка

Проценты были известны индусам еще в пятом веке. Это закономерно, так как в Индии с давних пор счет велся в десятичной системе счисления. В Европе десятичные дроби появились на тысячу лет позже, их ввел бельгийский ученый Симон Стевин. В 1584 году он впервые опубликовал таблицу процентов. Введение процентов оказалось удобным не только для оценки содержания одного вещества в другом. В процентах стали измерять изменения производства товара, рост денежного дохода и т.д.

II. Постановка проблемы

Учитель математики раздает обучающимся вырезки из СМИ с текстом, содержащим информацию о процентах и задает вопросы:

<Рисунок1>

1. Какую информацию содержит предложенный материал?

2. Вы согласны, что во всех вырезках используется понятие "процент"?

3. Что такое процент?

Обучающиеся записывают в тетрадях определение данного понятия (процент - сотая часть числа).

Учитель химии: Что измеряют в процентах?

"Тела (вещества) не реагируют, если они не растворены". Так считали в древние времена алхимики, и в этом изречении есть значительная доля истины. И мы в своей жизни очень часто встречаемся с растворами. А как правильно приготовить раствор?

Для засолки грибов необходимо приготовить 12 %-ный солевой раствор.

А желаете отведать ароматный, сочный шашлычок? Нужно приготовить маринад с содержанием уксусной кислоты 9 %.

Витаминный, ягодный или фруктовый компот особенно хорош зимой. Для этого его необходимо заготовить заранее и сварить в 30 %-ном сахарном сиропе.

А как определяются слабо и сильноалкогольные напитки? По процентному содержанию спирта (крепости).

В каждой домашней аптечке есть: раствор аммиака 10% - ный, спиртовой раствор йода 5% - ный, спиртовой раствор бриллиантового зеленого 1% - ный, спиртовой раствор борной кислоты 3% - ный.

Вода - одно из самых важных для организма человека веществ. Организм, его ткани - кровь, мозг, жировая ткань больше чем наполовину (65 %) состоят из воды. А в некоторых растительных и животных организмах ее количество достигает 90 % (некоторые виды морских медуз).

В 1 кг сочных овощей и фруктов (помидоров, огурцов, слив, апельсинов и т.д.) может содержаться до 800 мл воды! А это - 80 %.

III. Актуализация знаний, умений и навыков путем решения задач

Учитель математики демонстрирует решение задачи на языке математики.

Задача 1. В 50 т высушенной на воздухе водоросли ламинарии (морская капуста) содержится 250 000 г йода. Сколько это составляет процентов?

Решение.

50т = 50000 кг, 250000 г = 250 кг.

Пусть 50000 кг - 100%

250 кг - х %

Тогда по свойству пропорции (произведение крайних равно произведению средних) получим уравнение:

, . Ответ: 0,5%

IV. Работает виртуальная лаборатория

Учитель химии демонстрирует работу виртуальной лаборатории с помощью слайд-шоу (Приложение 1).

Демонстрация опыта

Получение соли (выпариванием) и расчета ее содержания в воде озера Большое Яровое. Процесс испарения воды из солевого раствора издавна используется при добыче соли.

Практическое обоснование

Задача 2. Воду соленого озера Большое Яровое (Алтайского края) объемом 100 мл и плотностью 1,14 г/мл выпарили на водяной бане. После выпаривания масса соли составила 9 г. Определить % содержания соли в воде озера.

1. Находим массу 100 мл раствора морской воды.

2. Находим массовую долю соли в растворе.

Ответ: 7,9 %.

V. Формирование навыков самоконтроля, взаимоконтроля, самооценки

I этап. Самостоятельное решение обучающимися задач по вариантам на определение массовой доли соли (в %) в морской воде Черного и Балтийского морей.

Вариант 1

В 1 литре воды Черного моря соли содержится 15,9 г (плотность воды - 1,076 г / мл).

Вариант 2

В 1 литре воды Балтийского моря соли содержится 4,8 г (плотность воды - 1,025 г / мл).

II этап. Проверка решения задач каждого варианта демонстрируется на экране с помощью слайд-шоу.

III этап. Составление схемы соответствия и взаимосвязи процентов в математике и химии.

<Рисунок 2>

VI. Закрепление материала

Контроль по изученной теме осуществляется с помощью теста (Приложение 2), состоящего из 6 заданий. Каждое задание оценивается в 1 балл.

Обучающиеся выполняют тест на персональном компьютере в течение 8 минут. Оценивание результатов теста:

оценку "5" обучающийся получает, выполнив 100% работы и набрав 6 баллов;

оценку "4" - выполнив 83% работы и набрав 5 баллов;

оценку "3" - выполнив 50 % - 67% работы и набрав 3 - 4 балла.

Контрольный тест

1. Что такое процент? (Ответ: Сотая часть числа)

2. Выберите обозначение массовой доли (элемента, растворенного вещества). (Ответ: ?)

3. Что измеряют в процентах?

(Ответ: стоимость покупки, массовая доля металла в сплаве, количество сахара в сиропе)

4. Массовая доля воды в организме человека составляет примерно 80 % от массы его тела. Найдите массу воды в организме человека, массой 50 кг. (Ответ: 40 кг)

5. На гробнице китайского полководца Чжао Чжу, похороненного в 316 году, есть металлический орнамент. Когда химики сделали анализ металла, то оказалось, что он имеет следующий состав: 5 % магния, 10 % меди и 85 % алюминия. До сих пор наука не может объяснить, как удалось древним китайцам получить такой сплав.

Определите, сколько граммов каждого металла содержится в 20 г сплава.

(Ответ: m (Mg ) = 1 г, m ( Cu) = 2 г, m (Al) = 17 г)

6. Определите процентное содержание химических элементов в организме человека массой 70 кг, если он состоит из 45,5 кг кислорода, 12,6 кг углерода, 7 кг водорода, 2,1 кг азота, 1,4 кг кальция, 0,7 кг фосфора и некоторых других элементов.

(Ответ: (О)=65 %, (С)=18 %, (Н)=10 %, (N )=3 %, (Са)=2 %, (Р)=1 %)

Результаты теста, выполненного обучающимися отображаются на экране персонального компьютера. Таким образом, каждый ученик осуществляет самоконтроль знаний, полученных на уроке.

По результатам выполнения теста обучающимся выставляются оценки.

VII. Минута релаксации

Демонстрируется видеоролик из мультфильма "Каникулы в Простоквашино".

Учитель математики предлагает обучающимся проанализировать увиденный видеоматериал и ответить на вопрос:

О чем говорит просмотренный видеоролик?

Ответ: Увиденный видеоматериал повествует о значимости % в повседневной жизни, т.к. жирность молочных продуктов определяется в процентах.

VIII. Итог урока

: ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле: Аристотель.

Учитель химии: Сегодня на уроке мы выполнили большую работу:

Установили связь между двумя науками, изучающими одно понятие - "процент".

Увидели, как широко применяется это понятие в жизнедеятельности человека: в быту, в решении расчетных задач.

Провели опыт по выпариванию и получению сухой соли из раствора воды соленого озера, определили её массовую долю в растворе.

Научились решать задачи на проценты.

Проверили свои знания по изучаемой теме.

VIII. Домашние задание

Самостоятельно составить и решить задачу на проценты по изученному материалу на уроке.

Для подготовки к уроку могут использоваться дополнительные материалы. Они представлены в виде задач для самостоятельного решения и справочных материалов (Приложение 3).

Используемая литература

  1. Бобров Л., Василевский В., Власов Л. и др. Путешествие в страну элементов. Сборник. М., "Молодая гвардия", 1963. - 368 с.
  2. Брейгер Л.М. Нестандартные уроки. Химия. - Волгоград: Учитель, 2002. - 52 с.
  3. Волынова Л.Г., Сейдалиева и др. Химия. Предметная неделя в школе: план и конспекты мероприятий. - Волгоград: Учитель, 2005. - 142 с.
  4. Девяткин В.В., Ляхов Ю.М. Химия для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. - Ярославль: Академия развития, 2000. - 240 с.
  5. Дерпгольц В.Ф. Мир воды. Л.: Недра, 1979.
  6. Кульневич С.В., Лакоценина ТП. Современный урок. Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений. - Ростов - н/Д: Изд-во "Учитель", 2005. - 288 с.
  7. Матушкина З.П. Методика обучения решению задач. Курганский государственный университет. - "Курган", 2006. - 154 с.
  8. Мещеряков А.Ф. Создание интерактивных медиа пособий. Учебно-методическое пособие. - Томск: ТОИПКРО, 2007. - 40с.
  9. Справочник по элементарной химии. Под общей редакцией Пилипенко А.Т. - Киев: Наукова думка, 1978. - 544 с.
  10. Энциклопедический словарь юного математика / Сост. Савин А.П - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 360с.
  11. Энциклопедический словарь юного химика / Сост. Крицман В.А.. - М.: Педагогика, 1990. - 320 с.
  12. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия. - М.: ООО "Издательство АСТ - ЛТД", 1998. - 448 с.