Интегрированный урок (русский язык + литература + география) в 6-м классе "Морская регата"

Разделы: География, Русский язык, Литература


Цели и задачи:

  • Повторение и обобщение знаний о числительном; обобщение знаний о водах Земли.
  • Отработка умения правильного написания числительных (правописание ь в середине и конце слова, склонение числительных).
  • Выработка навыков выразительного чтения, развитие орфографической зоркости.
  • Формирование умения работать в команде.

Оборудование: физическая карта полушарий, набор контурных карт, набор раздаточного материала, иллюстративный материал, репродукции картин художников, фотографии, рисунки учащихся, выставка книг о гидросфере, мультимедийный проектор, компьютер.

Методы и приемы: презентация, интерактивные задания, слово учителя, игровые приемы обобщения материала, аналитическая беседа, соревнование знатоков, групповая и коллективная работа.

Примечание: урок сопровождается презентацией (Приложение).

Ход урока

Оргмомент. Организация учащихся, деление класса на 3 команды, подготовка команд к викторине. Представление жюри. Работа с эпиграфом:

Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха; тебя невозможно описать; тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое!...Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами: Ты самое большое богатство на свете.
Антуан де Сент-Экзюпери

Основная часть.

Ведущий. Выдающийся политический деятель Индии Индира Ганди сказала: "Цивилизация - это диалог между человеком и водой". Однако до 18 века ученые не знали свойства воды, считали её простым веществом. В конце 18 столетия французским ученым Лавуазье и Лапласу удалось синтезировать её химическим путем из водорода и кислорода. И с этого времени стало известно, что вода состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода, правда, и сегодня - в 21 веке - многие свойства воды не раскрыты до конца. Жизнь на Земле зародилась именно в водной среде. Все организмы более чем на 60% состоят из воды: растения - на 75-93%, рыбы - примерно на 70%, животные - более чем на 60%, а серое вещество человеческого мозга содержит примерно 84% воды.

Свойства воды изучают многие науки - это и химия, и физика, даже математика. Есть и специальные науки, посвященные исследованию воды - гидрология, гидрография, гидрогеология. В географии пользуются термином "гидросфера". Вода как никакой другой объект оказывает огромное эстетическое воздействие на человека. Журчащий ручеек, тихая степная речушка, стремительная горная река, голубая жемчужина озера, рокочущий водопад, бушующее море, безбрежный океан - каждый из этих объектов гидросферы по-своему завораживает, вдохновляет, заставляет задуматься, влечет к себе. Воды гидросферы сильно воздействуют на слух человека, поскольку вода никогда не бывает статичной. Именно поэтому многие художники, поэты, писатели сделали их объектами своих произведений. Состояние вод описывают разными словами: "Терек воет", "Тихий Дон", "море плещет", волны ревучи", "катят волны".

Дорогие друзья! Сегодня мы с вами отправляемся в морское путешествие по волнам мировых океанов морю Имени Числительного. Для этого вы разделились на три команды, выбрали капитанов, придумали название, девиз и эмблему. Во время путешествия мы с вами попадем в самые необычные ситуации, где вам пригодятся все ваши знания. Давайте посмотрим, какие команды сегодня играют.

Конкурс №1. Представление команд. Каждой команде дается 1 минута на представление.

Конкурс №2. "Порт".

Чтобы отправиться в путешествие и выйти из порта, следует получить разрешение начальника порта. Для этого нужно привести в порядок свои корабли. Для получения маршрутных листов каждой команде предстоит выполнить задание по русскому языку: вставить пропущенные слова в предложения.

Конкурс №3. "Шторм".

Корабли вышли из порта, но что случилось? Мы попали в шторм. Что же делать? Чтобы справиться с ситуацией, командам предстоит ответить на несколько вопросов. Приветствуются развернутые и полные ответы.

  1. Какие вам известны виды движения вод Мирового океана?
  2. Какова основная причина образования волн?
  3. Почему возникают приливы и отливы?
  4. Какова периодичность приливов и отливов?
  5. Где наблюдаются самые высокие приливные волны?
  6. Каким образом можно использовать энергию приливов и отливов?
  7. Какие известны типы волн?
  8. Что такое цунами?
  9. Почему разрушительная сила цунами проявляется на побережьях?
  10. Что такое "бутылочная почта"?

Конкурс №4. "Остров"

С этой бедой все команды справились, но вот незадача: во время шторма смыло все бочки с водой. Хорошо, что прямо по курсу остров, где должна быть пресная вода. Но что такое? Кто там на берегу? Там племя аборигенов, поклонников воды, требует плату за стоянку и за проход к источнику. Для этого команда должна выделить одного знатока местных обычаев, а сама подготовить плату за пребывание на острове - просклонять числительные (23456 тугриков, 563 жемчужины, 54 зеркала). Вопросы для знатока:

  1. Почему пресная вода на Земле не иссякает?
  2. В каких состояниях находится вода на Земле?
  3. В каком состоянии воды больше всего?
  4. Что такое соленость воды? В каких единицах она измеряется?
  5. Какое море Мирового океана самое соленое? Чему равняется его соленость?
  6. Что такое ледник?
  7. Что такое озеро?
  8. Что такое водохранилище?
  9. Какую воду называют подземной?
  10. Что такое дельта реки?

Конкурс №5. "Приключение в болоте"

Вождь показал дорогу к источнику пресной воды, но забыл сказать о болоте на этом пути. Чтобы пройти через болото, нужно настелить гать. Бревна для нее получат только те, кто быстро и правильно справится с заданием - вставить там, где это необходимо, пропущенные буквы.

Р.сступись, о старец море,
Дай пр.ют моей в.лне!
П.гулял я (на )простор.,
О.дохнуть пора бы мне.
Я р.дился (у)Казбека,
Вскормлен грудью .блаков,
(С)ч.ждой властью ч.л.века
Вечно спорить был готов.
(М. Ю. Лермонтов)

Пр.щай, св.бодная стихия!
В последний ра. (передо)мной
Ты кат.ш. волны г.лубые
И блещ.ш. гордою кр.сой.
Пр.щай же, море" (Не)забуду
Твоей торжествен.ой кр.сы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в в.черние ч.сы.
(А. С. Пушкин)

О Волга! К.лыбель моя!
Любил ли кто т.бя, как я?
.дин по утрен.им з.рям,
К.гдаеще все (в)мир. Спит
И алый блеск едва ск.льзит
По (темно)голубым в.лнам,
Я убегал (к)р.дной р.ке:
(Н. А. Некрасов)

Конкурс №6. "Штиль"

Вот и все беды позади. Запасы воды пополнены. Команды вернулись на свои корабли и тронулись в путь. Но что случилось, почему корабли перестали двигаться? На море штиль. В древности моряки в таком случае приносили жертвы Посейдону. Давайте и мы поступим также.

Вода не только необходима человеку для самой жизни. В ней заключается ещё и сила эстетического воздействия на человека. Поэтому вода во все века и у всех народов являлась и является источником вдохновения для поэтов, художников, музыкантов. Так, А. С. Пушкин писал:

:Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи,
Храни меня, мой талисман.

Многие художники рисовали и рисуют разные части гидросферы. Каких знаменитых художников-маринистов вы знаете? Обратите внимание на нашу выставку.

Но штиль все не заканчивается. Умилостивим Посейдона чтением прекрасным, выразительным.

Проверка домашнего задания команд.

Конкурс №7. "В плену у Посейдона"

Морские нимфы передали, что Посейдон все равно не пустит корабли дольше, пока капитаны не докажут своего профессионализма. А чтобы их команды в это время не скучали, он требует собрать жемчуг на бусы морским нимфам .

Задание для команд: собрать в бусы одинаковые жемчужины (слова с ь в середине, в конце, слова без ь).

Пять студентов, шестьдесят дней, пятнадцати салфеток, семьдесят страниц, восемь листов, восемнадцати пар, восемьдесят учебников, одиннадцать лет, восемьсот деревьев, девятьсот рублей, девятнадцать веков, тринадцать карандашей, тридцать телевизоров, шестьсот шестьдесят сантиметров, пятьсот пятьдесят центнеров, пятьсот километров, шестьсот восемьдесят тонн, девятьсот пятьдесят конфет, семьсот семьдесят гектаров, коньки, ходьба, косьба, резьба, почки, солнечный, сумрачный, ночной, бубенчики, бочка, мощность, банщик, спальня, борьба, женщина, зеленщик, ночка, гвозди, кости, трость, рельсы.

Задание для капитанов:

Найти соответствие.

Объект 1 2 3
1. Море Красное Белое Желтое
2. Пролив Магелланов Берингов Карские ворота
3. Остров Тасмания Сахалин Огненная земля
4. Залив Бенгальский Бискайский Гудзонов
5. Водопад Виктория Ниагарский Анхель
6. Течение Лабрадорское Куросио Гольфстрим
7. Озеро Танганьика Чад Ладожское
8. Река Лена Енисей Волга
9. Канал Суэцкий Панамский Каракумский
10. Полуостров Скандинавский Калифорния Сомали

Подведение итогов.

Итак, наше путешествие подошло к концу. Все трудности позади, мы, наконец, попали домой. Давайте посмотрим, каковы наши потери и приобретения (награждение победителей).

Я надеюсь, что сегодня вы очень хорошо поняли одну простую истину: воде нет замены, поэтому все люди должны бережно относиться к ней, не загрязнять, не расходовать попусту, помнить, что вода - самый ценный минерал нашей планеты. И тогда еще много веков будут радовать и вдохновлять людей маленькие ручейки, полноводные реки, огромные моря и океаны.

Приложение.