Информационные технологии на уроке русского языка. Урок "Тире между подлежащим и сказуемым" (8-й класс)

Разделы: Русский язык, Информатика

Класс: 8


Используемый УМК: Учебник «Русский язык».8 класс. Авторы: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко.

ХОД УРОКА

Приложение. Слайд 1.

Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым.

Цели урока:

  • Обучающие:
    • знать условия постановки тире;
    • научиться правильно ставить его.
  • Развивающие:
    • уметь применять полученные знания в творческих работах;
    • развитие речи учащихся.
  • Воспитывающие:
    • нравственное воспитание.

ХОД УРОКА

 Приложение. Слайд 2

1. Вступление к уроку – притча о пользе знаков препинания А. Каневского (из книги В.В.Волиной «Русский язык в стихах, рассказах, сказках».Москва, АСТ, 1996 – с.346).

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы   они ни происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.
Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.
К концу жизни у него  остались только  кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-то цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.
Берегите знаки препинания!

Лексическая работа. «Притча» – по толковому словарю.

Приложение. Слайд 3.

2. Повторение

1) Синтаксический разбор предложения.

Любовь к людям – вот основа нравственности, делающей их красивее.

Лексическая работа – понятие «Нравственный»

Одновременно: выписать из данного предложения словосочетания, указать вид связи.

Приложение. Слайд 4.

2) Устно: «Исправь ошибку!»

Стань добрее, человек! (повеств.. воскл., простое, двусост., распр., осложн обращением)

Приложение. Слайд 5.

3. Объяснение нового материала

Составление схемы с использованием учебника – стр. 80

Приложение. Слайд 6.

4.  Закрепление

  • Объяснить постановку тире в предложениях.
  • Упражнения № 153 ( в учебнике) с комментарием орфограмм.
  • Самостоятельная работа: расставить знаки пунктуации в цитате Ю. Бондарева на слайде 7.

Приложение. Слайд 7.

5. Тест (на листках)

Приложение. Слайды 8-12 (Самопроверка по ответам – Приложение. Слайд 13)

Приложение. Слайд 14

6. Творческая работа

Составьте предложения по пейзажу, показанному на слайде (берег реки Кубань).

Приложение. Слайд 15 

7. Домашнее задание

Упражнение № 155, дополнительно (по желанию) – разгадать кроссворд  по     теме «Главные члены предложения» (в сборнике И.В.Шустиной «Кроссворды для школьников. Русский язык». Ярославль «Академия развития», 1997.)

Используемая литература:

  1. Учебник «Русский язык». 8 класс. Авторы: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко. Москва «Просвещение», 2007 г.
  2. Н.А.Сенина. Русский язык. (Материалы по подготовке к ЕГЭ – 2009). Издательство «Легион». Ростов-на-Дону, 2008 г.
  3. М.Г.Бройде. Русский язык в таблицах и схемах. 5-11 классы. Москва «Аквариум», 2000 г.
  4. В.В.Волина. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва. АСТ,1996 г.
  5. И.В.Шустина «Кроссворды для школьников. Русский язык». Ярославль «Академия развития», 1997.