Обобщающий урок по теме "Имя прилагательное" в 6-м классе

Разделы: Русский язык


Ход урока

1. Слово учителя

Учитель: Мы живём с вами в большом городе на Волге. Нашу реку называют по-разному: и красавица Волга, и Волга-матушка, и кормилица.

– Как вы думаете, а почему народ дал нашей реке такие эпитеты?

– Что такое эпитет?

– А давайте подумаем, какие эпитеты можно подобрать, характеризуя наш город? (Большой, красивый, зелёный, молодёжный, научный, военный, рыбный, многоэтажный, волжский и т.д.)

Можно много говорить о своём городе. Упоминали о нём и великие русские писатели и поэты, а простой народ слагал легенды о памятных местах нашего города. Вот мы сегодня и послушаем несколько легенд о нашем городе, при этом повторим изученные орфограммы по теме “Имя прилагательное”.

2. Работа с предложением

Тех камней нет уж давно, берег в бетон оделся, а три стерлядки на саратовском гербе так и красуются.

– А о каких камнях идет речь, может быть, кто-нибудь вспомнит? (Так заканчивается “Легенда о трёх стерлядках”, которые изображены на Саратовском гербе. Детям она известна по 5 классу).

– Сделайте синтаксический разбор предложения.

– Со словом “саратовский” произведите все известные вам виды разборов (фонетический, морфемный, морфологический, словообразовательный).

– Итак, вы доказали, что слово “саратовский” – это имя прилагательное. А что вы знаете об имени прилагательном.

3. Фронтальный опрос об имени прилагательном

Учащиеся рассказывают о прилагательном, используя в качестве доказательств своих высказываний означенную выше легенду.

(1)Было это очень давно. (2)Подружились как-то три брата-близнеца с тремя сестрами, миленькими стерлядками. (3)Плавают друг к другу в гости.

(4)Большая река наша Волга, да облюбовали рыбы место вот здесь, рядом с нашим будущим городом Саратовом. (5)Чудные места! (6)Долины подводные от трав ломятся. (7)Родники прозрачные кожицу ласкают. (8)Пляжи мелководные солнышком прогреваются, песочком отборным золотятся. (9)И в пище недостатка нет. (10)Ну и прижились тут стерлядки и осетры.

(11)Лет сто прошло, и решили рыбы свадьбу сыграть. (12)Говорят осетры: „Дорогие наши стерлядки! (13)Уплываем мы в моря далёкие, в глубины чёрные за вкусными припасами на стол свадебный да за гостями почётными. (14)А вы столы-отмели готовьте да нас поджидайте". (15)И уплыли.

(16)Плыли три друга и доплыли до моря Хвалынского. (17)Месяц по морю ныряли. (18)Полные торбы всякой снеди насобирали. (19)Богатых гостинцев и подарков своим невестам приготовили: жемчуга всякие, ожерелья коралловые, нахвостники янтарные. (20)Гостей стали созывать...

(21)Долго ждали женихов стерлядки. (22)Скучали одни... (23)А на ту пору щуки появились. (24)Безобразничают. (25)Напали на сестёр. (26)Пасти зубастые разевают — сейчас проглотят. (27)Мечутся по дну стерлядки, на поверхность выпрыгивают, осетров на помощь зовут. (28)А женихи далеко уплыли. (29)Не слышат. (30)Совсем выдохлись рыбки красные, а в зубы щукам не даются. (31)Прижали их хищники к берегу — стерлядкам деваться некуда.

(32)Собрали они последние силы и выскочили из воды. (33)Гордые были. (34)Упали на песок и в камни превратились. (35)Потом люди долгие годы видели три камня, похожих на стерлядок, на волжском берегу. (36)Лежат себе треугольным крестом. (37)А люди в память о верных стерлядках легенды сложили и на гербе изобразили. (38)Тех камней нет уж давно, берег в бетон оделся, а три стерлядки на саратовском гербе так и красуются.

4. Используя легенду о трёх стерлядках, выпишите прилагательные, распределив их по трём разрядам (не более 4 примеров на каждый вид):

Качественные Относительные Притяжательные
миленькими подводные  
большая мелководные  
чудные отборным  
прозрачные свадебный  

– Прилагательных какого вида нет в данном фрагменте? (Притяжательных)

– Используя данную легенду (тексты есть у учащихся), приведите примеры притяжательных прилагательных (можно изменять форму слова).

5. Орфографическая работа

Посмотрите на относительные прилагательные. С помощью каких суффиксов они образованы? Давайте вспомним, когда в прилагательных пишется одна, а когда две буквы Н.

Песчаный, каменный, зелёный, кожаный, почётный, треугольный, гостиный, золочёный, ветреный, деревянный.

– Скажите, какое прилагательное является “лишним”? (золочёный).

– Почему? (оно отглагольное.) Вспомните о правописании Н в суффиксах отглагольных прилагательных.

– Подберите к данным прилагательным существительные, но так, чтобы получившиеся словосочетания отражали бы тематику нашего урока – Легенды о Волге, о Саратове.

6. Какие орфограммы в правописании имён прилагательных вам ещё знакомы?

  • Правописание суффиксов -К-/ -СК- имен прилагательных;
  • Правописание Ь в притяжательных прилагательных;
  • Дефисное и слитное написание имен прилагательных.

– Давайте разделимся на 3 группы:

  • первая – придумает перфокарту на правописание суффиксов -К-/ -СК- имен прилагательных,
  • вторая – орфографический диктант на дефисное и слитное написание имен прилагательных,
  • третья – цифровой диктант на правописание Ь в притяжательных прилагательных.

7. Работа с тестовыми заданиями

  1. Укажите (цифрами), сколько прилагательных содержатся в предложениях 1–10.
  2. Из предложений 7–8 выпишите словосочетания с относительными прилагательными.
  3. Из предложения 35 выпишите прилагательное, правописание суффикса в котором зависит от конечного согласного основы.
  4. Укажите способ словообразования прилагательного “подводные” (предложение 6).
  5. В каком значении употреблено прилагательное “богатых” в предложении 19:

А) дорогой;
Б) пышный;
В)

  1. Образуйте все возможные степени сравнения от прилагательного “прозрачные” (предложение 7).
  2. Как бы писалось качественное прилагательное из предложения 4, если к нему присоединить частицу НЕ. Графически объясните почему.
  3. Прослушайте ещё одну легенду об одном из самых любимых мест нашего города. Найдите в тексте сказки 3 орфографических, 2 пунктуационных и 1 грамматическую ошибки.

СКАЗКА О СОКОЛОВОЙ ГОРЕ

Давным-давно на вершине горы рос могучий дуб. Зелёным богатырём высился он над Волгой. А на самой верхушке дуба свили себе гнездо соколы.

На месте нынешнего Саратова стояло тогда три домика деревяных, да лабаз заезжих купцов. Рыбачили, приторговывали понемногу первые жители. Места богатые, всё больше семей оставались здесь жить.

И вот резвятся как-то дети на берегу. „А я знаю, как в угольки играть. Давайте поиграем", — предложил один. Все согласились.

Мальчик принёс угольки из печки, а старый дедушка спал на завалинке и ничего не слышал.

Начали дети угольки с места на место палочками перекидывать. Искрятся угольки, дымные струйки над ними вьются. Интересно и весело! А женщины на берегу мужей встречают с рыбалки, не видят что дети огнём забавляются, на дедушку надеются.

Вдруг один уголёк упал на домотканную рубашку годовалой Алёнушки. Вспыхнуло платьице на девочке. Крик. Гам. Испугались малыши. Взрослые с берега услыхали, но были далеко. Только сдавленный стон материнский в волнах захлебнулся.

Неожиданно из-за облаков камнем упал сокол. Схватил горящую девочку, поднял её в воздух, понёсся к Волге. Осторожно окунул её в воду и устремился с девочкой к людям. Опустил ребёнка возле матери и взвился в небо.

И вдруг все увидели, что сокол горит. Шлейф дыма тянется за сильной птицей. Видно, огонь переметнулся на перья. Жалость и ужас охватил всех. А сокол, объятый пламенем, полетел к горе. И все видели, как он упал огненым клубком в своё гнездо. Всю ночь полыхал дуб на горе. Лишь печальный реек огнища да женский плач разносились над Волгой. ...Люди в память об отважной птице назвали гору возле Саратова Соколовой.

Домашнее задание

Попробуйте придумать свою легенду о каком-нибудь известном месте Саратова или Саратовской области. Это может быть парк “Липки”, Малиновый родник на Кумысной поляне, Казачий остров, Глебучев овраг и другие любимые места саратовцев. Только не забудьте, что мы повторяем с вами тему “Имя прилагательное”.