Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи III уровня с использованием наглядного моделирования

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели

  1. Закрепить пространственные отношения, выраженные предлогами на, под, в, из, с, за ,к, из-под. Закрепить понятия “предложение”, “слова-предметы”, “слова-действия”, “слова-признаки”, “родственные слова”, их графическое изображение.
  2. Продолжать учить детей составлять схему предложения с предлогами, распространять предложение, составлять предложение с опорой на схему.
  3. Продолжать учить детей составлять предложение с заданным предлогом с опорой на картинку и без нее.
  4. Работать над голосом, интонацией, мимикой, дыханием. Продолжать развивать зрительное восприятие, ориентировку на листе бумаги.
  5. Продолжать развивать фонематический слух; закрепить понятия “гласный звук – согласный звук”.
  6. Продолжать формировать навыки звукового анализа и синтеза, используя символы гласных и согласных звуков.

Оборудование. Демонстрационный

  1. Игрушки – котенок, щенок.
  2. Игровое поле с картинками – символами гласных и согласных звуков.
  3. Набор картинок с символами гласных и согласных звуков.
  4. Схемы предлогов.
  5. Карта с зашифрованной кличкой котенка.
  6. “Волшебное дерево”, выпиленное из фанеры, с картинками-пиктограммами слов-предметов, слов-действий, слов-признаков, слов-помощников (схемы предлогов), предложения.
  7. Карта для подбора слов-признаков, слов-действий, родственных слов.
  8. Картинка “Где спрятался котенок?”.
  9. Магнитофон.
  10. Карта с зашифрованной кличкой щенка.
  11. Картинки: дом, дерево с гнездом, пень, скамейка, петушок, воробей, сорока, котенок, щенок, куст, озеро, лес, железная дорога.
  12. Игры “Найди дорожку”, “Эмоции”, “Ромашка”.
  13. Две карты на составление предложений с предлогами.
  14. Два почтовых ящика и набор картинок – матрешки, санки, груши, краски, машинки, светофор, лиса.

Раздаточный

  1. На каждого ребенка сделанные из спичечных коробков диван, стол, стул, шкаф; игрушка-котенок из киндер-сюрприза.
  2. На каждого ребенка набор картинок-пиктограмм для работы над предложением; бабочка, вырезанная из бумаги.

Ход занятия

1. Организационный момент

Психогимнастика

Логопед. Внимательно посмотрите на свои руки и представьте, что это руки не ваши, а того человека, который очень любит вас (мама, папа, дедушка, бабушка, брат, сестра …). И этими любящими руками ласково и нежно погладьте себя по лицу, груди, рукам и ногам.

Что вы почувствовали? Какое у вас настроение? (Ответы детей.)

Логопед. Еще немного поиграем. Массаж.

Руки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим мы обогреваем,
Грабельки сгребают все плохие мысли,
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,
А теперь погладим пальцами мы щечки.
Щеки разминаем, чтобы надувались,
Губки пожуем мы, чтобы улыбались.

Логопед.

Улыбнитесь друг другу и скажите:
Мы будем заниматься, будем мы стараться.
Ответы верные давать и друг другу помогать!

2. Сообщение темы занятия

Логопед. Попрошу вас помочь мне, я приготовила разные игры, но мой котенок (выставить игрушку), он такой шалун, спрятал их. Но если мы отгадаем его загадку, то можем найти игры.

Закрепить на магнитной доске игровое поле с символами гласных и твердых согласных звуков, в центре поля картинка – котенок.

Рис. 1

Логопед. Пройдите по указанным маршрутам и уберите с игрового поля картинки с символами гласных и согласных звуков. (Например, котенок пробежал две картинки влево, две картинки вверх, три картинки вправо. И т.д.)

Дети отбирают четыре картинки с символами звуков:

Ф А Ш К

Рис. 2

Логопед. Какое слово можно составить из этих звуков?

(Переставляя карточки, дети составляют и читают слово “ШКАФ”)

Рис. 3

Логопед. Подойдем к шкафу. Куда можно положить игры? ( Игры можно положить в шкаф, на шкаф, ….)

Логопед. Эта карточка поможет отгадать, куда котенок положил игры (выставить карточку со схемой предлога “НА”). (Котенок положил игры на шкаф.)

Логопед. Откуда мы достали игры? ( Мы достали игры со шкафа.)

Логопед. Назовите слова-помощники, которые вы произносили? ( Слова-помощники ЗА, ПОД, В, НА, СО.)

Логопед. Сегодня на занятии мы будем играть в игры и вспомним, что такое предложение, из каких слов можно составить предложение, будем составлять предложения со словами-помощниками. А еще мы повторим знакомые нам гласные и согласные звуки.

Логопед. На этой карточке зашифрована кличка моего котенка. Выберите нужные картинки с символами гласных звуков и прочитайте.

Рис. 4

Дети выбирают картинки с символами гласных звуков “У”, “О” и читают: “Пушок”

Логопед. Закончите предложение словом “котенок” и повторите его.

У меня живет любимый ……. котенок.
Я очень люблю своего ….. котенка.
Я привязала бант своему … котенку.
Я кормлю рыбой своего ….. котенка.
Я хожу на улицу гулять со своим …. котенком.
Я буду заботиться о своем …. котенке.

Логопед. Что вы сейчас повторяли? ( Мы повторяли предложения.)

Логопед. Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)

Логопед. Из каких слов можно составить предложение? Найдите символы этих слов на нашем “волшебном дереве”.

Дети называют и снимают с дерева картинки-пиктограммы слов-предметов, слов-действий, слов-признаков, слов-помощников (схемы предлогов) и символ предложения.

слова-предметы
(живые) (не живые)
слова-действия слова-признаки предложение

Рис. 5

Логопед. На какие вопросы отвечают слова-предметы (живые и неживые), слова-действия, слова-признаки? (Ответы детей).

Логопед. Назовите пять слов-признаков, какой котенок? Пять слов-действий, что может делать котенок? Родственные слова к слову “котенок”. (Выставить карту.)

 

Рис. 6

Логопед. Котенок очень любит играть. Вот котенок бежит к дивану, залез под диван, вылез из-под дивана и побежал к стулу, запрыгнул на стул, спрыгнул со стула и побежал к столу, залез под стол, вылез из-под стола и побежал к шкафу, ….

У каждого ребенка на столе стоят игрушки, сделанные из спичечных коробков – диван, стол, стул, шкаф; игрушка-котенок. (Дети играют с котенком.)

Логопед. Посмотрите на картинку. Где спрятался котенок? (Котенок спрятался под шляпой.)

 

Рис. 7

Логопед. Как вы догадались, что это котенок? (Котенок спрятался под шляпой, потому что из-под шляпы выглядывает кошачий хвост, кошачья лапа, кошачьи уши.)

Логопед. У котенка есть друг щенок (выставить игрушку).

Дети встают в круг и поют песню (включить магнитофон).

В одной квартире жили котенок и щенок,
Они друзьями были котенок и щенок.
Один усатый, другой лохматый,
Друзьями были котенок и щенок.

Логопед. На этой карте зашифрована кличка щенка. Отгадайте.

Выставить карту. Дети читают: “Рэкс.”

Рис. 8

Логопед. Однажды котенок выбежал во двор и стал искать своего друга.

(На магнитной доске картинки: дом, дерево с гнездом, пень, скамейка, петушок, воробей, сорока, котенок, щенок, куст.)

Он увидел, что скамейка стоит (показать схему предлога ПОД) деревом. Петушок сидит (схема предлога НА) заборе. Воробей сидит (схема предлога НА) пне. Сорока сидит (схема предлога В) гнезде. (Дети выходят и размещают картинки.)

Логопед. Вдруг он услышал какой-то шорох. Кто же там в кустах? Покажите, как котенок прислушался, замер, вытянул шею, навострил ушки. Тс-тс-тс. Вроде никого. Давайте еще раз послушаем. (Включить магнитофон: “Ква-ква-ква”). Да это же большая жаба. Испугался котенок и спрятался (показать схему предлога ПОД) куст. Потом расслабился, огляделся по сторонам и увидел спящего щенка. (Логопед размещает картинку.)

Логопед. Составьте предложение. Где спит щенок? Под чем спит щенок? (Щенок спит под скамейкой.)

Логопед. Выполните следующие задания:

– Составьте схему этого предложения с помощью картинок-пиктограмм.

– Повторите предложение с вопросительной, восклицательной интонацией.

– С восклицательной интонацией – сердито, зло, грустно, радостно. (С опорой на пиктограммы).

– Повторите предложение с ударением на первое, второе, третье слово.

– Преобразуйте предложение с опорой на схему предложения, составленную из картинок-пиктограмм. ( “Под скамейкой спит щенок. Под скамейкой спит маленький щенок”).

– Сколько слов в предложении? Назови второе, третье, первое, пятое, четвертое слово.

Логопед. Котенок разбудил щенка, и они стали играть вдвоем. Щенок говорит котенку: “Хочешь, я расскажу тебе, что находится (выставить схему предлога ЗА) домом?”

Выставить картинки: озеро, лес, железная дорога. (Дети составляют предложения: “За домом находится железная дорога. И т.д.”

Логопед. Решили друзья пойти в лес. Но какая дорожка туда ведет? Назовите последний звук в слове “лес”. (Ответы детей.)

Логопед. Будем шагать по квадратам, на которых нарисованы картинки, в названии которых слышится звук “С”. Игра “Найди дорожку”.

Рис. 9

Логопед. А вот и лесная полянка. Сколько цветов (ромашки с изображенными на них эмоциями). Найдите только веселые ромашки, улыбнитесь. А теперь грустные ромашки, сердитые. Что лучше, улыбаться или сердиться? Рассердитесь, улыбнитесь. Игра “Эмоции”.

Логопед. К нам прилетели бабочки. (Каждому ребенку посадить на ладошку бабочку.) Подуйте на нее. Откуда бабочка улетела? (Бабочка улетела с ладошки.)

Логопед. К чему можно подойти в лесу? (Можно подойти к дереву. И т.д.)

Логопед. Какие маленькие слова помогли вам составить предложения. (Ответы детей.)

Логопед. Пока котенок и щенок будут возвращаться из леса, я предлагаю вам немного поиграть.

Выставить первую карту. Дети выходят к доске, проводят указкой дорожки от нижних картинок (схема предлога НА) к верхним картинкам и составляют предложения.

Рис. 10

Выставить вторую карту. Дети зрительно проводят дорожки от нижних картинок (схемы предлогов В, НА, ПОД) и составляют предложения.

Рис. 11

Логопед. У наших друзей сегодня день рождение.

Сегодня для Пушка и Рекса
На почту открытки с телеграммами спешат.
Поздравить с днем рождения
Их все друзья хотят.
Но почтальоны все напутали,
Открытки-поздравления перепутали.

(Дети около Пушка ставят почтовый ящик с символом звука “Ш”, около Рекса – с символом звука “С”).

Но на открытках есть подсказки:
Матрешки, санки, груши, краски,
Машинки, светофор, лиса.
Вот такие чудеса!
Для Пушка поспеши,
Найди в картинках ты звук “Ш”.
Поздравлений ждет и Рекс.
Где в картинках тут звук “С”?

(Дети отбирают картинки и опускают их в почтовые ящики.)

С вашей помощью Пушок и Рекс
В день рождение получили поздравления!

Логопед. Куда мы складывали картинки? Откуда их можно достать? (Дети составляют предложения с предлогами В, ИЗ).

3. Итог занятия

Логопед. Котенок и щенок принесли из леса для нас ромашку. Игра “Ромашка”.

На оборотной стороне каждого лепестка нарисована схема предлога. Ребенок отрывает лепесток и составляет предложение про котенка или щенка с этим предлогом. (Схемы-предлогов НА, ПОД, В, ИЗ, К, С, ЗА, ИЗ-ПОД).

Логопед.

Вы сегодня постарались,
На отлично занимались.
И поэтому, друзья,
Угостить хочу вас я.

Остался один лепесток. На нем написаны слова. Составив предложение из этих слов, мы отгадаем, где находится угощение. (Яблоки, в, корзина, лежать, вкусные, сладкие.)

Дети составляют предложение, находят яблоки и угощаются.