Действия спиртов на организм человека

Разделы: Химия


Пояснительная записка

Урок такого типа проводится в 10-м классе по химии после изучения темы “Спирты”. Сценарий урока готовится по технологии критического мышления. В технологии существует много методических приемов для реализации целей урока. Данный урок построен на основе приема “Шляпы мышления”.

  1. Стадия вызова – вступительное слово побуждает ученика к работе;
  2. Стадия осмысления – получение и осмысление информации;
  3. Стадия рефлексии – обобщение полученной информации.

Цель: на основе знаний о свойствах спиртов раскрыть вопрос о действии алкоголя на организм человека; особенно заострить внимание на отрицательном воздействии алкоголя на организм человека.

Задачи:

Образовательные:

  • Способствовать расширению знаний учащихся о действии алкоголя на организм человека.
  • Заострить внимание на отрицательном воздействии алкоголя на организм человека.

Развивающие:

  • Содействовать развитию критического мышления.
  • Развивать навыки групповой работы.
  • Развивать интеллектуальные и познавательные умения учащихся.
  • Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать, сравнивать, анализировать и делать выводы.

Воспитательные:

  • Воспитание здорового образа жизни.
  • Воспитание ответственности к своему здоровью и здоровью окружающих.
  • Содействовать воспитанию у учащихся организованности, аккуратности при выполнении самостоятельной работы.

Методы обучения:

Методы организации учебной деятельности: проблемный, поисковый, словесный, практический.

Методы стимулирования интереса к учению: учебная дискуссия.

Методы контроля: устный контроль и письменный контроль

Средства обучения:

  • Отрывок из научно-популярной литературы о действии алкоголя на организм человека.
  • “Шляпы мышления”: белая, красная, желтая, черная, зеленая, фиолетовая.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

Учитель: Еще в IV веке до н.э. люди умели приготавливать напитки, содержащие этиловый спирт. Вино получали сбраживанием фруктовых и ягодных соков. Однако выделять из него дурманящий компонент научились значительно позже. В XI веке алхимики обнаружили, что при нагревании вина образуются пары летучего вещества, которые при охлаждении конденсируются в бесцветную жидкость со жгучим вкусом. В средние века винный спирт считался одним из сильнейших лекарственных средств, одно из первых его названий – aqua vitae – “жизненная вода”.

Сегодня мы поговорим о роли алкогольных напитков на организм. Мы должны рассмотреть положительные и отрицательные свойства алкоголя.

3. Класс разбивается на шесть групп по уровню знаний

  1. Группа “Белая шляпа” – констатация факта. Вы должны пересказать текст.
  2. Группа “Красная шляпа” – эмоции. Что вы, почувствовали , прочитав текст.
  3. Группа “Жёлтая шляпа” – положительная оценка содержания. Что позитивного в содержании.
  4. Группа “Чёрная шляпа” – критика. Как вы, считаете, прав автор текста?
  5. Группа “Зелёная шляпа” – творчество. Ваша задача обосновать последствия, изложенных в тесте фактов.
  6. Группа “Фиолетовая шляпа” – обобщение. Ваша задача обобщить все сказанное и сделать вывод.

Каждая группа получает один и тот же отрывок, по которому будет выполнять задание.

“В соответствие с современными воззрениями этиловый спирт относится к ксенобиотикам – веществам, не содержащимся в человеческом организме, но влияющим на его жизнедеятельность. Ксенобиотики можно разделить на три группы:

– питательные вещества, которые обеспечивают организм энергией;

– лекарственные средства, влияющие на наше самочувствие, воздействуя на биохимические процессы в организме;

– яды – вещества, нарушающие естественные биологические процессы, вызывая нарушения в работе организма или смерть.

Этиловый спирт можно одновременно отнести ко всем трем группам. Это зависит от количества вещества, поступившего в организм, и от состояния здоровья. Потребление алкоголя в средние века было не просто дурной привычкой, за счет этанола организм получал около 25% энергии! Это не в последнюю очередь объясняется тем, что обычным напитком в те времена было пиво, которое и до сих пор называют “жидким хлебом”. Известно дезинфицирующее и антибактериальное действие этанола, его влияние на поведение человека. Но чрезмерное его употребление вызывает нарушение психики, разрушение внутренних органов и даже смерть.”

На работу в группах отводится 10 минут.

4. Обсуждение результатов и подведение итогов работы

Вывод: Этиловый (медицинский) спирт имеет широкий спектр свойств, которые по-разному оказывают действие на организм. В малых количествах спирт – лекарство.

В больших количествах спирт нарушает здоровье, психику человека. Особенно подвержен действию алкоголя подростковый организм. Алкоголь действует на развитие половых клеток, что в последствие приводит к рождению неполноценных детей.

Самое главное , алкоголь разрушает психику человека.

5. Выполнение домашнего задания

На основе межпредметных связей с биологии выполнить задание.

Заполните таблицу.

Токсическое действие этилового спирта
на различные уровни организации живой материи

Уровень организации живой материи Проявление спиртом токсических свойств
Молекулярный уровень  
Клеточный уровень  
Уровень органов  
Уровень систем органов  
Организменный уровень