Курс "Наглядная геометрия". Тема урока: "Сравнение и измерение углов"

Разделы: Начальная школа


Тип: Изучение нового материала.

Оборудование:

  • ИКТ-презентация (сопровождение);
  • модели углов;
  • транспортир.

Цель:

Познакомить учащихся:

– с приемами сравнения углов с помощью метода наложения;

– с понятием биссектриса (построение биссектрисы методом перегибания листа);

– с прибором для измерения и построения углов (транспортир)

– научить измерять углы при помощи транспортира

Ход урока

1. Орг. момент. Слайд 1.

Сегодня на уроке мы будем учиться сравнивать и измерять углы.

И по традиции начнем урок с геометрической разминки.

2. Геометричесская разминка. Слайд 2.

– Я указываю на геометрическую фигуру, вы называете ее и даете четкое определение.

(Прямая. Основное свойство прямой – она бесконечна.

Луч-часть прямой, ограниченная с одной стороны. Имеет начало, не имеет конца.

Незамкнутая ломаная линия. Состоит из звеньев и вершин. Звено ломаной – отрезок) и т.п.

– Какие фигуры можно неограниченно продолжить? (Луч, прямая, стороны угла)

– Чем являются стороны угла, отрезками или лучами?

– Дайте определение понятию угол.

Слайд 3.

(Угол-это фигура, образованная двумя лучами, имеющими общее начало. Общее начало – есть вершина угла. Угол можно обозначить одной или тремя буквами.)

– Какие виды углов вы знаете?

– Дайте определение видам углов.

Слайд 4.

(Прямой – это угол у которого один луч лежит вертикально .а другой горизонтально; и т. п.)

Слайд 5.

– Перед вами модель часов. Назовите время, при котором стрелки часов образуют прямой угол, острый угол, тупой угол?

– Что происходит с углом между стрелками при их движении?

3. Создание проблемной ситуации.

– На парте у каждого есть модели углов.

– Возьмите красную и желтую модели углов. Попробуйте их сравнить.

– Вы можете дать точный ответ. (нет)

– Почему?

4. Открытие новых знаний. Слайд-6.

– Чтобы научиться сравнивать углы, мы построим алгоритм сравнения углов.

(Сравнение по алгоритму черной и желтой модели углов)

5. Введение понятия – биссектриса. Слайд-7.

Возьмите модель зеленого угла. Согните так, чтобы разделить его на две равные части (стороны угла должны совпасть)

– Разверните модель угла.

– Образовался новый луч, который выходит из вершины и делит угол на равные части.

– Луч, который делит угол на две равные части, называется – биссектрисой.

6. Релаксация. Слайд-8.

– Сейчас мы немного отдохнем и посмотрим забавный геометрический сюжет.

7. Знакомство с транспортиром.

– Последним героем нашего ролика был транспортир.

Слайд-9.

– Величину угла измеряют с помощью транспортира.

Слайд-10.

– Когда же появился транспортир? Оказывается, эта угловая мера возникла много тысяч лет тому назад. Предполагают, что это было связано с созданием первого календаря. Древние математики нарисовали круг и разделили его на количество дней в году (360 они предполагали).Такое изображение было очень полезным. На нем можно было отмечать каждый прошедший день и видеть сколько дней осталось до конца года. Каждой части дали название градус. Градусная мера сохранилась до наших дней.

Слайд-11.

– Обратите внимание, сколько существует транспортиров. Но все они схожи в одном: у них есть шкала и центр.

Слайд-12.

– Транспортир-это специальный чертежный прибор для измерения углов.

Центр транспортира обозначен жирным вертикальным штрихом (или точкой), расположен с середине. Найдите его.

На транспортире есть шкала, которая расположена на окружности. На шкале отмечены черточками деления – их 180. Одно деление равно одному градусу.

Слайд-13.

Градус – единица измерения угла. Обратите внимание на запись угла.

8. Измерение угла при помощи транспортира.

Слайд-14.

– Как измерить угол при помощи транспортира?

Слайды 15-19.

Алгоритм измерения угла. (Обучающая презентация)

9. Закрепление изученного материала.

Практическая работа.

10. Обобщение и систематизация знаний. Итоги. Слайд-20.

 Презентация к уроку. Приложение 1