Урок "Рынок труда в Российской Федерации и Красноярском крае"

Разделы: Внеклассная работа, Экономика


Класс: 11

Тип урока: обобщение знаний; урок с мультимедийной поддержкой.

Цели урока:

  1. Познакомить с рынком труда в России и крае. Понимать тенденции развития края в интересующих отраслях народного хозяйства.
  2. Развивать учебно-коммуникативные умения и навыки: умение слушать и одновременно записывать содержание рассказа; выступать перед аудиторией; задавать уточняющие вопросы; аргументировать, доказывать.
  3. Расширять кругозор учащихся о профессиях.

Формы и методы работы на уроке: беседа-анализ, с использованием презентационной лекции (выступления учащихся); практическая работа.

Учебно-наглядный комплекс: проектор, ноутбук, экран, раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний и умений.

Мы изучаем очередной блок - “Рынок труда в РФ и Красноярском крае”. Познакомились с основными современными требованиями к работнику. Провели ряд практических работ. Сегодня обобщаем материал. Эпиграф к уроку: “Если ты не знаешь, в какую гавань держишь путь, то ни один ветер не будет для тебя попутным” (Луций Сенека, римский философ, 1 век до н.э.). Рынок труда очень велик. Наша с вами цель – ориентироваться на рынке труда, во время найти своё место.

III. Основная часть урока.

- В чём заключается смысл понятия “рынок труда”? Каков рынок труда в РФ? Красноярском крае? Ответы на эти вопросы вы найдёте, просмотрев презентации учащихся. (Учащиеся защищают презентации, их 2, по этому разделу). Задаются вопросы учащимися.

- Через 4-6 лет вы получите дипломы об образовании, где будут указаны профессия и специальность. Что такое профессия? Какие профессии сегодня востребованы? Об этом следующие презентации. Главная цель – оценить свои возможности и изучить потребности рынка труда, предложить свой труд. “Человек … лишь там чего-то добивается, где он сам верит в свои силы” (Л. Фейербах, немецкий философ, 19 век). Учащиеся смотрят защиту презентаций (2 работы). Задаются вопросы учащимися.

- “Я интересуюсь будущим, потому что собираюсь провести в нём всю оставшуюся жизнь”

(Чарльз Кеттерлинг, английский физик, 19 век). Значит надо познакомиться с редкими профессиями. Учащиеся смотрят защиту презентации. Задаются вопросы учащимися.

- “Ты можешь стать умнее тремя путями: 1) путём опыта – это самый горький путь; 2) путём подражания – это самый лёгкий путь; 3) путём размышления – это самый благородный путь (древняя китайская пословица).

- Итак, будьте всегда благородны!

IV. Закрепление.

Тест – опросчик.

  1. Рынок труда – это …
  2. А) сфера товарного обращения, где формируется спрос, предложение и цена на товары;
    Б) совокупность экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена;
    В) взаимодействие спроса на труд и предложение труда.

  3. Какое современное требование к молодому специалисту вызывает затруднение? (опыт работы)
  4. Профессия – это…
  5. А) организационное и правовое положение работника в конкретном органе аппарата управления, которое отражает обязанности, права и ответственность;
    Б) род трудовой деятельности, требующей специальной подготовки;
    В) необходимая для общества ограниченная область приложения физических и духовных сил человека.

  1. Кто является основным источником покрытия потребности в специалистах на рынке труда:
    А) школа;
    Б) вузы, ссузы;
    В) армия.

  2. Назовите не менее 3-х редких профессий.

(Самопроверка, оценивание). Нормы оценок: “5” - всё верно; “4” - один из номеров не сделан; “3” - два номера не сделаны.

V. Итог занятия.

- Сегодня главная цель нашего общества социализация. Все ваши знания, умения должны быть вам пригодны для работы в любом регионе нашей страны. “На старте все равны умом и телом, но к финишу придут лишь те, кто занят делом” (Абдурахман Гафуров, таджикский афорист, 20 век).

VI. Рефлексия.

Обсуждение, в каких учебных заведениях можно получить образование по данным специальностям. Раздаю памятки учебных заведений по территории Красноярского края, сайты по России.

Презентация