Цели урока:
- Систематизация и обобщение знаний по данной теме.
- Закрепление знаний правил сложения и вычитания десятичных дробей, умножение и деление десятичной дроби на натуральное число.
- Развитие интереса учащихся к изучению математики.
Информационно-методическое обеспечение: учебник, тетрадь, интерактивная доска. (Приложение 1)
Материал к уроку на интерактивной доске можно просмотреть в презентации. (Приложение 2)
Ход урока
1. Организационное начало.
Настройка интерактивной доски, сообщение темы и целей урока.
(На интерактивной доске высвечивается слайд 1.)
2. Актуализация опорных знаний.
(На интерактивной доске высвечивается слайд 2.)
Задание ученикам.
Решите примеры и расшифруйте пословицу.
С помощью знака «выбрать» на панели интерактивной доски данные ответы перенести в примеры. Ученики по одному выходят к доске и выполняют это задание. Затем, открыв шторку, находят правильный ответ. Получится пословица «грамоте учиться – всегда пригодиться».
Вопросы учащимся.
- Сформулируйте правило сложения десятичных дробей.
- Сформулируйте правило вычитания десятичных дробей.
3. Формирование, закрепление умений и применение их в стандартных ситуациях; упражнения по отработке навыков сложения, вычитания и умножения десятичных дробей.
(На интерактивной доске высвечивается слайд 3.)
Задание для учащихся.
Ученики работают с числами 134,6 и 35, вычисляя сумму. Разность и произведение в любом порядке. В тетради Вани появились записи:
Вопросы ученикам.
- Какое математическое действие Ваня предполагает выполнить в первую очередь?
- Закончите записи вычислений, если известно, что наименьший ответ получился в последнем примере.
Трое учащихся по очереди выполняют задания на интерактивной доске с помощью электронных маркеров, остальные выполняют это задание в тетрадях.
Вопрос учащимся.
- Сформулируйте правило умножения десятичной дроби на натуральное число.
4. Упражнения в применении знаний в измененных ситуациях.
(На интерактивной доске высвечивается слайд 4.)
Задание для учащихся.
Клоун придумал несколько примеров на сложение, вычитание и умножение десятичных дробей, а чтобы было смешнее, стер в них запятые. Вот какие равенства у него получились:
38 + 42 = 8
73 * 10 = 73
67 – 43 = 627
24 * 3 = 72
34 * 0,01 = 0034
57 – 4 = 17
Запишите их в тетрадь, поставив в нужном месте запятые.
Учащиеся выполняют задания в тетрадях, затем с помощью «клонирования» ставят запятую в нужное место на интерактивной доске (или с помощью электронных маркеров).
5. Повторение формул.
Сегодня мы с вами повторим следующие формулы:
а) площадь прямоугольника;
б) периметр прямоугольника;
в) объем прямоугольного параллелепипеда;
г) площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда.
(На интерактивной доске высвечивается слайд 5.)
Вопрос учащимся.
- Что изображено на рисунках 1, 2, 3?
- Какие величины можно найти по данным задач?
Учащиеся отвечают на вопрос, а затем проверяют формулы – сдвинув параллелограмм, в тетрадях выполняют вычисления.
6. Физкультурная минутка.
Ученики встают и выполняют упражнения за учителем.
1) Движения для головы:
Вверх – вниз – 4 раза.
Из стороны в сторону – 4 раза.
Круговое движение влево – 2 раза.
Круговое движение вправо – 2 раза.
2) Движения для рук:
Поднять – опустить – 4 раза.
Круговое движение назад – 4 раза.
Круговое движение вперед – 4 раза.
3) Движения для талии:
Наклон в правую сторону – 4 раза.
Наклон в левую сторону – 4 раза.
7. Упражнения на отработку навыков деления десятичной дроби на натуральное число.
(На интерактивной доске высвечиваются слайды 6, 7.)
Учащиеся в тетрадях выполняют задание, затем по одному выходят к интерактивной доске: на «дереве с бабочками» находят верный ответ и с помощью знака « выбрать» на панели интерактивной доски, переносят соответствующую букву в желтый кружок. Итак, получилось слово. Сдвинь овал – увидишь название бабочки – Монарх.
Вопрос учащимся.
- Сформулируйте правило деления десятичной дроби на натуральное число.
8. Самостоятельная работа.
(На интерактивной доске высвечивается слайд 8.)
Ученики выполняют эту работу в тетрадях и сдают на проверку учителю.
1 вариант.
1. Выполните действия.
(5,02 – 3,89) / 29 – 0,27 * 18
2.Решите уравнение.
а) (3,9 – х) / 4 = 0,7
б) 3х + 9х – 5,8 = 3,8
2 вариант.
1. Выполните действия.
(78,57 + 76,87) / 0,27 * 18
2. Решите уравнение.
а) 6 * (х + 1,5) = 25,2
б) 4у + 7у + 1,8 = 9,5
9. Домашнее задание.
(На интерактивной доске высвечивается слайд 9.)
№1379.
Решите уравнение:
е) 8р – 2р – 14,21 = 75,19
ж) 295,1 * (п – 3) = 13
№1380.
Найдите значение выражения:
в) 2,28 + 3,72 / 12
г) 3,6 + 2,4 / (11,7 – 3,7)
№1387.
Катер, двигаясь против течения, за 6часов прошел 177,6 км. Найдите собственную скорость катера, если скорость течения реки равна 2,8 км/час.
10. Подведение итогов урока.
Учитель еще раз обращает внимание на основные моменты урока, отмечает самых активных учеников, весь класс получает оценку за самостоятельную работу.
(На интерактивной доске высвечивается слайд 10.)