Авторская программа по краеведению

Разделы: Начальная школа


Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое.

У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, экономического характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.

Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

Использование краеведения помогает учащимся стать настоящим гражданином как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического. Так человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством: «Родина – место, где мы родились, Отечество – Родина, мною осознанная». Эти слова Михаила Пришвина, большого знатока родного края, могут служить эпиграфом в организации краеведческой работы.
Наша родина – Россия. Это огромная, красивая и богатая страна, где мы живём, чьим воздухом мы дышим, по чьей земле ходим.
Есть выражение: «Моя Малая Родина». Что оно обозначает?
В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок, деревня или город, улица, дом, где он родился. Это и есть его малая родина. Она у каждого своя, она одна-единственная, как мама.

Данная программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Краеведение» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и организации обучения.

Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения уч-ся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

Цель: способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Воронежской области, воспитанию любви к природе родного края.

Задачи.

В области образования:

  • расширение и углубление знаний учащихся дополняющих школьную программу по истории, биологии, географии, литературе, ОБЖ,;
  • приобретение знаний, умений и навыков в краеведческой работе.

В области воспитания:

  • содействие гармоничному развитию личности школьника;
  • совершенствование духовных и физических потребностей;
  • формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;
  • гуманное отношение к окружающей среде;
  • воспитание патриотизма, любви к родному краю;
  • создание условий для социальной адаптации и профессионального самоопределения.

1 класс.

Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с городом. При подготовке к урокам учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи.

Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии.

На изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю в виде интегрированных курсов с предметами «Окружающий мир», Литературное чтение», «Технология», ИЗО, в виде классных часов.

№ урока Тема урока Количество часов
1 Что изучает краеведение? 1
2 Родная школа (экскурсия). 1
3 Экскурсия около школы. 1
4 Что растёт на клумбе. 1
5 Трудовая жизнь в школе. 1
6 Из истории школы. 1
7 С днём рождения наш класс. 1
8 Мой дом. 1
9 Безопасный и короткий путь домой. 1
10 Моя улица, почему так названа. 1
11 Моя семья. 1
12 Я и моё имя. 1
13 Такие разные профессии. 1
14 Профессии в моей семье. 1
15 Традиционные ремёсла моего края. 1
16 Люди моего города. 1
17 Традиции моей семьи. 1
18 Наша дружная семья. 1
19 Выставка семейных поделок. 1
20 Моя родословная. 1
21 История моей семьи в истории города Боброва. 1
22 Мой четвероногий друг. 1
23 Зимние забавы наших предков. 1
24 Масленица. 1
25 Проводы русской зимы. 1
26 Мой город. 1
27 Заочное путешествие по городу. 1
28 Экскурсия по городу Боброву. 1
29 Экскурсия в краеведческий музей города. 1
30 Бобровский район. Сёла Бобровского района. 1
31-32 Обобщающий урок. 2

2 класс.

Природа Бобровского Прибитюжья.

Программа второго класса представляет собой курс «Природа Бобровского Прибитюжья». Любой уголок нашей необъятной страны по-своему интересен и привлекателен. Каждое местечко, будь оно даже в самой глухой провинции, наверняка чем-то мило и дорого его жителям. Одной из самых главных достопримечательностей Боброва является его природа. Данная программа раскрывает перед ребёнком мир неповторимой природы Бобровского Прибитюжья. Темы, включённые в курс, учитывают особенности восприятия и мышления младших школьников. Введение на начальном этапе изучения природных процессов в препедевтическом курсе природоведения позволяет заложить у детей устойчивый интерес к родной природе, потребность в активно практической работе по охране растений и животных своего края, стремление к общению с окружающей действительностью, к познанию ее тайн.

Желательно, чтобы во всех тематических уроках присутствовал колорит русской зимы. Ребята должны пережить радостные события и рассказать об этом в классе: первый снег, встреча с чародейкою-зимою в заколдованном зимнем лесу , парке красота заиндевевших деревьев в городе, праздник зимы в городе, где они живут.

Необходимо довести до сознания каждого, что дикая природа в опасности, и в значительной степени – по вине людей. В младших классах большое значение имеет освещение вопросов бережного отношения к природе на эмоциональном уровне, чтобы вызвать сопереживание детей. Учитель и дети подбирают и демонстрируют яркий иллюстративный материал о бедах природы: загрязнении реки и гибели птиц, рыб, других мелких животных, отравлении рыб в реках, куда стекают ядовитые промышленные отходы, хищнической вырубке лесов и т.д.

№ урока Тема урока Количество часов
1 В гости к осени. Экскурсия. 1
2 Территория, границы, географическое положение. 1
3 Богатства нашей земли. 1
4 Климат нашего края. 1
5 Водоёмы нашего края. 1
6 Река Битюг. 1
7-8 Заповедные места Бобровского района. 2
9 Экскурсия в Хреновской дендрарий. 1
10-11 Растения нашего края. 2
11 Леса нашего края. 1
12 Экскурсия в музей Бобровского лесничества. 1
13 Берёзка – символ родины моей. 1
14 В гости к зиме. Урок-экскурсия. 1
15 Акция «Кормушка» (урок-проект). 1
16 Птицы зимой. 1
17 Животные нашего края. 1
18 Бобры – символ моего города. 1
19 Экскурсия в Воронежский зоосад. 1
20 Редкие животные нашего края. 1
21 Садово-парковая культура города. 1
22 Экскурсия в музей. 1
23 В гости к весне. Экскурсия. 1
24 Как природа залечивает раны. 1
25-26 Экскурсия в Хреновской конезавод. 2
27-28 Экскурсия в Чесменский конезавод. 2
29 Научные исследования Н. А. Северцова. 1
30 Будь природе другом. 1
31 Экскурсия в природу. 1
32-33 Дивногорье. 2

3 класс.

Основное направление краеведения в 3 классе – литературно-художественное. Дети знакомятся с творчеством выдающихся людей нашего края – поэтов, писателей, художников.

Главная цель – расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории Бобровского края, её людях, литературе, искусстве, спорте родного края.

Задача курса – воспитывать нравственные качества личности: чувство уважения к людям и истории родного края, чувство гордости за своих земляков.

На изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю (34 часа в год) в виде интегрированных курсов с предметами «Окружающий мир», «Технология», «Изо».

№ урока Тема урока Количество часов
1 Фольклор – духовное богатство народа. 1
2-3 Наш край в устном народном творчестве. 2
4-5 Народные таланты нашего края. 2
6 Русская народная сказительница А.Н.Королькова (1892-1984). 1
7 Собиратель русских народных сказок А.Н.Афанасьев (1826-1871). 1
8 Песенное творчество нашего края. 1
9 О чём могут рассказать игрушки и народный костюм. 1
10 М. Е. Пятницкий – собиратель русской песни. 1
11 Воронежский государственный русский народный хор. М Мордасова. 1
12 Народный танец. 1
13 Воронежский край – земля Кольцова и Никитина. 1
14 Творчество С. Я. Маршака. 1
15 Загадочный мир названий. 1
16 Фамилии старожилы. 1
17-18 Писатели и другие деятели культуры и наш край. 2
19 Язык живописи. 1
20 Бобров на полотнах живописцев. 1
21-22 Художники нашего края. 2
23 Песни и стихи о Боброве. 1
24 Жизнь и творчество Исаева. 1
25 Творчество Дмитрия Попова. 1
26 Великая Отечественная война в творчестве наших земляков. 1
27 Встреча в литературном клубе города. 1
28 Наш город (район, край) в художественной и мемуарной литературе. 1
29 Проба пера. 1
30 Районная газета «Звезда». 1
31 Экскурсия в редакцию газеты и типографию. 1
32-34 Развитие спорта в нашем районе. 3

4 класс.

История родного края.

Программа 4 класса имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний ребёнка об истории малой родины. В курсе «История родного края» рассматриваются основные события истории.

Дети знакомятся с государственной символикой, в частности с символикой Воронежа, Боброва и Бобровского района.

Учитель знакомит с этапами становления города Боброва, с историческими событиями, повлиявшими на становление города.

На изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю (34 часа в год) в виде интегрированных курсов с предметами «Окружающий мир», «Технология», Изо.

№ урока Тема урока Количество часов
1 Государственная символика. 1
2 История возникновения города Боброва. 1
3-5 История Бобровских деревень. 3
6 Хронология Боброва. 1
7 Заочное путешествие по Боброву. 1
8 Реки Бобровской земли и их история. 1
9 История двух мостов. 1
10 Из истории городских улиц. 1
11-13 Городская архитектура. 3
14-15 Православные храмы. 2
16 Памятники. Памятные знаки. 1
17 История промышленности города Боброва. 1
18 Очерки истории школ. 1
19 Экскурсия в краеведческий музей. 1
20 Суровые годы Великой Отечественной Войны. 1
21 Герои-земляки. 1
22 Послевоенный Бобров. 1
23 Бобров в 50-70 годы. 1
24 Современный город: жизнь и быт. 1
25-26 История Бобровских предприятий. 2
27-28 Экскурсии на предприятия города. 2
29 История Хреновского конезавода. 1
30 История Чесменского конезавода. 1
31 Образование в городе Боброве. 1
32 Почётные граждане города Боброва. 1
33-34 Обобщающие уроки «Знатоки родного края».

Конкурс исследовательских работ «Юный краевед».

2

Литература:

  1. Акиньшин А., Ласунский О. Записки старого пешехода. Воронеж. 2002.
  2. Ащурков В.Н., Коцюба Д.В., Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. М.:1997.
  3. Воспитать человека: сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания. (Под ред. В.А.Березиной, О.И.Волжиной, И.А. Зимней.) М.: 2003.
  4. Гринько А. В боях за Воронеж. Воронеж. 1985.
  5. Елецких В.Л. Донские легенды. Воронеж. 2007.
  6. Елецких В.Ю. От великого до смешного. Воронеж. 2007.
  7. Загоровский В.П. Петр Великий на Воронежской земле. Воронеж. 1996.
  8. Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я. Воронеж. 1982.