Методическая разработка урока "Классификация цветовых гармоний. Выполнение эскизов орнаментов изделий, изготовленных в технике лоскутного шитья"

Разделы: Технология


Цель урока: Сформировать у учащихся знания, умения и навыки выполнения эскизов орнаментов изделий изготовленных в технике лоскутного шитья.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с разновидностью орнаментов используемых в лоскутном шитье;
  • способствовать развитию эстетического вкуса и художественного воображения;
  • совершенствовать ранее полученные навыки в подборе цветовой гаммы изделия;
  • прививать аккуратность при выполнении графических работ.

Методы обучения: демонстрационно-объяснительный, репродуктивный.

Материальное и техническое обеспечение:

  1. Схема "Колориметрический круг"
  2. Изделия лоскутного шитья выполненные в разных цветовых гаммах, с использованием различных рисунков и мотивов орнаментов.
  3. Компьютеры, мультимедийный проектор.
  4. Карточки– задания.
  5. Презентация: "Геометрические и фантазийные орнаменты в лоскутном шитье"
  6. Плакат: "Классификация цветовых гармоний".

Ход урока

I. Организационный этап

Проверка готовности учащихся к уроку.

Сообщение темы урока, цели и задач, запись в тетрадь.

II. Актуализация знаний учащихся:

Задание: Изучая технологию и изобразительное искусство, вы уже встречались с понятиями: орнамент, ритм в орнаменте, мотив, композиция.

Найдите соответствие?

1. Орнамент 1. Повтор в пространстве или во времени одинаковых элементов (мотивов) через интервалы.
2. Мотив 2. Узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении геометрических или других изобразительных элементов.
3. Композиция 3. Повторяющийся декоративный элемент
4. Ритм 4. Построение художественного произведения…

Ответ: 1–2; 2–3; 3– 4; 4–1.

Вопрос: Какие виды орнаментов вам известны?

Ответ: Растительные, геометрические, фантазийные, геральдические, зооморфные (животные) т.д.

Задание: На парте лежат карточки с изображением изделий, при изготовлении которых использованы названные вами орнаменты. Подпишите под изображениями, какой вид орнамента здесь использован?

Вопрос: Как вы считаете, из чего состоит орнамент любого из этих изделий?

Ответ: Из форм и цветовых сочетаний.

III. Изучение новых понятий и способов действия:

1. Цветовые сочетания тканей в лоскутном шитье.

Строгих правил в подборе цветовых сочетаний тканей в лоскутном шитье нет, все зависит от вашего вкуса и восприятия цветовой гаммы. Обратимся к "Колориметрическому кругу". Как известно, он может состоять из 6, 12, 18 и 24 секторов.

Рис. 1

Вопрос: Какие цвета называют хроматическими и ахроматическими?

Ответ: Хроматические – все цвета радуги, ахроматические – серый, белый, черный.

Вопрос: Из каких цветов хроматических или ахроматических состоит колориметрический круг?

Ответ: Из хроматических, то есть всех цветов встречающихся в природе.

Вопрос: Определите, по колориметрическому кругу, расположение гармонирующих цветов?

Ответ: В круге гармонируют все цвета расположенные через один цвет друг от друга. Близко расположенные цвета будут давать мрачные или слишком яркие сочетания. Интересные сочетания получаются из контрастных цветов расположенных в круге напротив друг друга, примеры таких сочетаний можно наблюдать в природе. Действуют успокаивающе сочетания, возникающие от тонов, переходящих от одного к другому, например, красный – розовый – алый – пурпурный.

"Классификация цветовых гармоний " (По системе Теплова и Шебарова), поможет определить гармоничность цветовых сочетаний, количество цветов тканей которые можно сочетать в одном лоскутном изделии.

Цветовая гармония может быть:

Одноцветной – т.е. строится на сочетаниях одного цвета, но разных его тонов (такое цветовое решение лоскутного изделия возможно, в случае если соседствуют яркий тон с бледным); полярной – т. е. строиться на сочетании теплых и холодных цветов;

Рис. 2

Трехцветной – когда сочетаются три цвета; многоцветной – когда сочетаются много цветов.

Все рассмотренные цветовые гармонии и сочетания можно применить в лоскутном изделии.

Планируя изготовление изделия необходимо учитывать:

  1. Цветовые сочетания в изделии могут быть пастельными или очень яркими, но не должны сливаться в один цвет, в этом случае орнамент потеряет свою актуальность и декоративность. (Демонстрация изделий в пастельной и яркой гамме.)
  2. Насыщенность цвета не зависит от размера лоскута. Маленький красный лоскуток будет выделяться сильнее синего большого т.к. теплые цвета выделяются больше, чем холодные, исключение будет составлять соотношение насыщенного синего цвета и очень бледного оттенка какого– либо теплого цвета. (Демонстрация изделий)
  3. Можно состыковать ткани с различными рисунками, разных расцветок, но необходимо следить за тем, чтобы лоскуты с мелким рисунком соседствовали с деталями с более крупным рисунком или и те и другие перемежались однотонными лоскутами. (Демонстрация изделий)
  4. Подбирая цветовую гамму будущего изделия, учитывайте цветовые сочетания и стиль комнаты, для украшения которой оно изготавливается.

2. Орнаменты изделий.

Практически все виды орнаментов применимы в лоскутном шитье.

Объяснение сопровождается компьютерной презентацией: "Геометрические и фантазийные орнаменты в лоскутном шитье".

Мотивы геометрических орнаментов: применяются в "печворке", изделия которого изготавливаются путем сшивания машинным или ручным способом отдельных лоскутков (квадратных, треугольных, прямоугольных, шестиугольных, ромбовидных и т.д.) имеющих припуски на швы.


Рис. 3
Мотив "Бревенчатая изба"


Рис. 4
Мотив "Звезда"

"Сруб", "Колодец", "Американский квадрат".

(Данный мотив имеет несколько названий)


 Рис. 5
Мотивы "Шпалы", "Мельница"


 Рис. 6
Мотив "Соты"

Композиционное решение лоскутного изделия в данной технике может представлять собой однократное использование и неоднократное повторение как одного и того же, так и разных мотивов.

Мотивы геометрических орнаментов используются и в другой технике лоскутного шитья имеющей название "йо-йо" или "маргаритка", основным элементом, которой является – круг. Подобная техника лоскутного шитья использовалась мастерицами Тульской губернии в XIX веке при изготовлении крестьянской праздничной одежды.


Рис. 7

Фантазийные, геральдические, зооморфные, растительные и т.д. орнаменты: применяются в аппликации, мозаике.

 

  1. В аппликации может применяться рисунок любого характера.
  2. В мозаике применяются как геометрические формы (квадратные, треугольные, круглые), так и произвольные (неопределенные) формы лоскута.

IV. Учебно-тренировочный этап.

(Учащиеся работают за компьютерами, используя программы – Word, Paint или на альбомных листах с использованием принадлежностей для рисования и черчения.)

Задание: Придумайте и нарисуйте или составьте на компьютере эскиз орнамента к подушечке-"думочке " выполненной в лоскутном шитье.

V. Заключительный этап:

Учащиеся анализируют свою работу, выявляют ошибки, говорят о способах их устранения. Учитель комментирует объективность оценивания результатов учащихся, выставляет оценки в журнал.