Урок по алгебре и началам анализа в 10-м классе по теме "Решение показательных уравнений"

Разделы: Математика


Алгебра – главный хайямов трактат.
Теперь уравнения люди решат.

Омар Хайям.

Тема урока: Решение показательных уравнений.

Цели урока:

  • систематизировать знания и умения учащихся по  теме «Показательная функция  и ее свойства» и «Решение показательных уравнений»;
  • рассмотреть основными  алгоритмическими приемами решения показательных уравнений как базового уровня так  и уровня повышенной сложности.

Оборудование к уроку: индивидуальные карточки, тестовые задания для работы учащихся с компьютером.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Сообщение темы урока

II. Повторение

Повторить тему  «Показательная функция, ее свойства и график»

1. Какую функцию называют показательной?

Определение. Показательная функция – это функция вида у = где а – заданное число, а > 0, а =/= 1

2. Перечислить свойства показательной функции

а) область определения – М множество всех действительных чисел;
б) множество значений – множество всех положительных чисел;
в) график проходит через точку (1; 0);
г) функция возрастающая при а > 1; убывающая при 0 < a < 1.

3. Работа по  индивидуальным карточкам устно

1. График какой функции изображен на графике?

2. На одном из рисунков изображен эскиз графика функции у = 3х + 1. Укажите номер этого рисунка.

3. На одном из рисунков изображен эскиз графика функции у = – 1

Укажите номер этого рисунка.

4. На одном из рисунков изображен эскиз графика функции у = 2х – 2. Укажите номер этого рисунка.

5. Какое из следующих чисел не входит в множество значений функции у = () – х – 1?

1) 1                      2) 0                       3) –1                    4) 2

6. Какое из следующих чисел  входит в множество значений функции у = 7 – ?

1) 6                      2) 7                       3) 8                    4)9
7. Какое из следующих чисел не входит в множество значений функции у = – ?

1) (–1;)                 2) (–; 0)              3) (0;)               4) (–; 1)

8. Какое из следующих чисел не входит в множество значений функции у = 2х + 7?

III. Повторить тему «Решение различных видов показательных уравнений»

При решении показательных уравнений пользуются свойствами показательной функции.

1. Если а > 0, а =/= 1, то равенство ах1 = ах2 выполняется тогда и только тогда, когда х1 = х2.

Вопрос. Какие уравнения называются простейшими?

Простейшими показательными уравнениями – это уравнение вида ах = в.
При в > 0 уравнение имеет единственное решение х = logab.
При в < 0 уравнение не имеет решения.

Вопрос. Как решить уравнение, если в = 1?

При в = 1 уравнение можно решить используя свойства показательной функции.

Пример. 2х2 – 5х + 6 = 1. х2 – 5х + 6 = 0, х = 2, х = 3.

Ответ: 2; 3.

Вопрос. Как решить уравнение, если в = ах?

При в = ах  аналогично.

Пример 1. Найти наибольший корень уравнения 5х = .

Так как = 5, то х2 –х = или 7х2 – 5х – 2 = 0. х = 1, х = –.

Ответ: 1.

2. Решить уравнение 3 . 2x + 1 + 5 . 2х – 2х + 2 = 21.

Пусть у = 2х, у > 0. Тогда уравнение примет вид 6у + 5у – 4у = 21, 7у = 21, у = 3. 2х = 3,  х = log23.

Ответ: log23.

Пример 2.   32 – х = 3х – 8.
Пусть у = 3х, у > 0. Получим уравнение = у – 8 или у2 – 8у – 9 = 0; у = – 1, у = 9. Поскольку  у > 0, то 9 = 3х; х = 2.

Ответ: 2.

3. Метод уравнивания показателей

Пример. Решить уравнение 212х – 1 – 46х – 1 + 84х – 1 – 163х – 1 = 1280. Приведя уравнение к основанию 2, получим 212х – 1 – 212х – 2 + 212х – 3 – 212х – 4 = 1280. При вынесении общего множителя из левой части уравнения имеем 212х – 4 (8 – 4 + 2 – 1) = 1280, 212х – 4 = 256, отсюда 12х – 4 = 8, 12х = 12, х = 1.

Ответ: 1.

4. Метод  введения новой переменной

Уравнения с помощью подстановки ах = у обращается в обычное квадратное уравнение.

Пример. Решить уравнение 52х – 3 – 2.5х – 2 = 3. Пусть 5х – 2 = у, у > 0, тогда 52х – 4 = у2. Уравнение примет вид: 5у2 – 2у – 3 = 0, у1 = – у2 = 1. Так как у > 0, то 5х – 2 = 1, х – 2 = 0, х = 2.

Ответ: 2.

5. Уравнения с помощью подстановки ах = у обращается в обыкновенное квадратное уравнение.

Вопрос. Как решить уравнение вида Аа2х + Вах + С = 0?

Пример. Решить уравнение: 52х – 3 – 2 · 5х – 2 = 3.
Введем обозначение 5х – 2 = у, у > 0, тогда 52х – 4 = у2, откуда 52х – 3 = 5 у2. После чего уравнение примет вид:  5у2 – 2 у – 3 = 0, у1 = – ; у2 = 1.
Вернемся к первоначальной переменной  5х – 2 = 1, х – 2 = 0, х = 2, а 5х – 2 = – не имеет решения.

Ответ: 2.

Вопрос. Как решить уравнение вида Аа2х + Вахвх + Св2х = 0?

Пример 1. Найти произведение корней  уравнения   3 · 16х + 2 · 81х = 5 · 36х; 3 · 42х + 2 · 92х = 5 · 4х · 9х;
Так как 9х0  получим 3 · + 2 = 5 · ,
Полагая у =  приходим к уравнению 3 у2 – 5 у + 2 = 0.
у = 1, у = .
=; 2х = 1; х =; = 1, х = 0. 

Ответ. 0.

6. Функционально-графический метод

Пример 2. Решить уравнение: 6х – 2х  = 32. Не трудно заметить, что уравнению удовлетворяет значение х = 2.
Докажем, что других корней у этого уравнения нет. Перепишем уравнение так: 3х – 1 = . Правая часть является убывающей функцией, левая – возрастающей. Следовательно, х = 2 единственный корень этого уравнения.

Пример 3. Сколько корней имеет уравнение: хх2 – 5х + 6 = х2.
Рассматриваем только х > 0. Так как при х = 0 функция, стоящая в левой части, определена и равна нулю и правая часть равна нулю, 0 является корнем уравнения.  При х > 0 данное уравнение равносильно уравнению (х2 – 5х + 6)lgx = 2lgx, откуда либо lgx = 0, то есть х = 1, либо х2 – 5х + 6 = 0, то есть х = 2, х = 3. 

Ответ: 4.

IV. Разноуровневая самостоятельная работа

Карточки для учащихся невысокого уровня знаний.

Карточка №1

1. Решить уравнения

а) 0,35 – 2х = 0,09;
б) 3х – 2  – 3х – 3 = 6;
в) 25х + 4 · 5х – 5 = 0; стр. 5 02.01.2010
г) 4х + 6х = .

2. Решить графически уравнение

3х = 2х + 1

Карточка №2.

1. Решить уравнения

а)  4 – 3х = 27;
б)  4х – 3  + 4х = 65;
в)  9х   – 10 · 3х + 9 = 0;
г)  3 · 4х + 2 · 9х = 5 · 6х.

2. Решить графически уравнение 2х = – х

Задания выполняют на индивидуальных досках.

Карточка №1.

Решить уравнения:

а) 23х · 3х – 23(–1)3х – 1 = 675;

б) 8х + 9 · 2х + 27 · – х + 27 · 8 – х = .

Карточка №2

1. Решить уравнения

а) 53х  – 2 · 53х – 1 – 3.53х – 2 = 300;

б) 3 · 16х + 2 · 81х = 5 · 36х.

Задания повышенной трудности

Карточка №1

1. Решить уравнения  . В ответе запишите корень уравнения или произведение корней, если их несколько. Определите количество корней уравнения 

Карточка №2.

1. Найдите все значения переменной х, при которых числа 3 · 52 х  и 5 · 3   равны. Если таких значений несколько, в ответе запишите сумму.

2.  Определите наибольшее значение переменной х, при котором числа 16х2  и  равны. 

V. Проверка заданий, решенные на индивидуальных досках, с комментариями

VI. Итог урока и комментарии по домашнему заданию